Специалистам по управлению важно не только иметь обоснованный материал, но и получить его своевременно. Поэтому важно выбирать такой метод анализа, который давал бы возможность принять решение в требуемых масштабах времени. Однако стремление к подробному анализу с применением пусть даже самых совершенных методов может привести не к положительным, а к отрицательным результатам. Глубина анализа должна определяться, с одной стороны, важностью возникшей проблемы, с другой - временем "жизни" данной ситуации. Важность проблемы определяет величину затрат, необходимых для анализа.
Таким образом, сложность и разнообразие применяемых методов анализа зависят от уровня управления системой. Чем ниже ступеньки иерархической лестницы управления, тем проблемы меньше и время их действия короче, поэтому здесь нужны простые методы анализа. На уровне предприятия, отрасли анализ может усложняться, становиться более разносторонним. Особенно это относится к подготовке решений, связанных с плановым заданием и изменением структуры системы. Ошибки в этом случае действуют долговременно, а следовательно, и потери неизмеримо возрастают.
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.
Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.
Себестоимость продукции является одним из наиболее многогранных показателей хозяйственной деятельности предприятий.
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного к промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.
Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости - основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.
На всесоюзной научно-практической конференции "Совершенствование бухгалтерского учета в народном хозяйстве" (Донецк, 22-24 мая 1986 г.) В. В. Сопко, указывая на значение себестоимости продукции, подчеркнул, что она является емкой и многогранной экономической категорией, с которой практически не может сравниться ни одна другая экономическая категория.
Возможен метод соизмерения ресурсов по удельному весу затрат в себестоимости продукции. Однако он имеет ряд недостатков. Себестоимость продукции не отражает полностью эффективность. В себестоимости продукции находит полное отражение только материальные затраты. Заработная плата как отражение затрат живого труда занижает его эффективность, поскольку последний, кроме необходимого, создает еще и прибавочный продукт. Слабо (только через амортизацию) отражается в себестоимости лучшее использование основных производственных фондов.
Рост производнтвльности труда дает экономию себестоимости продукции и дополнительный прирост прибавочного продукта, т.е. факт увеличения производительности в условиях предприятия является величиной чистой продукции.
Основными экономическими категориями, отражающими деятельность подразделения, являются себестоимость и прибыль. Размер прибыли зависит от трех факторов: роста объема производства (рост массы прибыли), увеличения цены и снижении себестоимости продукции. Следовательно, прибыль как бы заинтересовывает подразделения в значительно большем количестве факторов, чем себестоимость продукции. Но как считает С.А. Воеводин [15] включение прибыли в систему показателей внутрихозяйственного расчета нецелесообразно по следующим причинам.
1. Рост прибыли за счет увеличении количества продукции может перекрыть увеличение себестоимости и таким образом создать видимость благополучной работы.
2. Получение надбавок к цене за счет повышения качества изделий во многом связано с усилиями всего коллектива, а не отдельных подразделений. Невозможно с достаточной точностью количественно определить заслугу данного цеха, а следовательно, и установить справедливую надбавку. Поэтому стимулирование улучшения качества через прибыль очень сомнительно.
3. Как показывает анализ, на многих предприятиях основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции.
4. Установление прибыли требует разработки условно-оптовых цен, а это, особенно в условиях многономенклатурного производства, значительно усложняет работу управленческого персонала и отвлекает его от решения более важных проблем.
5. На прибыль большое влияние оказывают ассортиментные сдвиги выпускаемой продукции. В связи с этим не всегда можно определить, чем вызван рост или снижение прибыли.
Привлечение прибыли к оценке деятельности цехов вызвано, видимо, не экономической целесообразностью, а желанием перенести заводской показатель на уровень внутрихозяйственного расчета.
В настоящее время главное внимание коллективов цехов должно быть обращено на улучшение использования ресурсов и внедрение результатов научно-технического прогресса. Итоги деятельности в этих направлениях относительно легко можно выявить через снижение себестоимости продукции. Поэтому С.А. Воеводин [15,c. 105-106] предлагает основным цехам машиностроительной промышленности устанавливать план по себестоимости товарной продукции и задание на ее снижение. Поскольку фактическое снижение себестоимости относительно плана не всегда связано с усилиями данного коллектива, то себестоимость необходимо корректировать с учетом независимых факторов. Для точной оценки вклада цеха в результаты работы действенным методом является организация нормативного учета. Если коллектив будет знать, что снижение себестоимости, учитываемое в результатах хозрасчетной деятельности, зависит только от него, он с готовностью пойдет на более напряженное плановое задание и внедрение организационно-технических мероприятий.
Определенные трудности возникают при установлении системы хозрасчетных показателей вспомогательных цехов. Основное их отличие заключается в том, что эти цехи производят продукцию главным образом для потребления внутри предприятия. С одной стороны, стоимость услуг включается в себестоимость конечной продукции, Поэтому увеличение их объема не всегда выгодно предприятию. С другой стороны. если заставить, например, ремонтную службу экономить материалы, запасные части и другие средства, объем работ снизится, и программа службы главного механика будет невыполненной. Задача усложняется еще и тем, что цель этих подразделений - обеспечение работоспособности оборудования не только в настоящий период, но и на перспективу. Нередко для выполнения основной производственной программы срывается график планово-предупредительного ремонта, что приводит к дополнительным потерям в следующий период. Поэтому такие вспомогательные цехи, как ремонтно-механический, электроцех и цех контрольно-измерительных приборов, должны заинтересовываться в выполнении определенного объема ремонта, уменьшении внеплановых простоев оборудования по вине этих цехов и снижении затрат на единицу ремонта.
Кроме того, указанные цехи оказывают большое влияние на сроки и качественное внедрение организационно-технических мероприятий на предприятии, поэтому их необходимо заинтересовать в размере экономического эффекта, получаемого от этих мероприятий. Как отмечает С.А. Воеводин [15,с. 106], опыт внедрения хозяйственного расчета вспомогательных цехов показывает, что наиболее предпочтительной для указанных цехов является следующая система:
1) производственная программа - размер и характер услуг в номенклатуре;
2) объем работ в нормо-часах;
3) смета затрат на планируемый объем;
4) экономический эффект от внедрения организационно-технических мероприятий, в том числе в данном цехе;
5) нормативы фонда заработной платы по категориям персонала;
6) норматив оборотных средств.
Итогом анализа себестоимости является выявление резервов дальнейшего улучшения показателей. Резервы должны быть обобщены, взаимно увязаны, определены их общая сумма и основные направления реализации.
Задачами анализа себестоимости продукции являются: оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат; установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости; определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых; анализ себестоимости отдельных видов продукции; выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в кроцессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.
В системе показателей экономической эффективности производства в отраслях материального производства (машиностроении) планируются и анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 руб. затрат, а также снижение затрат на 1 руб. товарной продукции (работ).
Динамика себестоимости разнородной продукции, работ и услуг лучше характеризуется показателем снижения себестоимости сравнимой продукции (работ, услуг). Он представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесeнную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах.
При планировании и анализе экономии от снижения себестоимости продукции рассчитывают экономию по следующим группам факторов:
1. Повышение технического уровня производства.
2. Улучшение организации производства и труда.
3. Изменение объема, структуры и размещения производства.
4. Улучшение использования природных ресурсов.
5. Развитие производства.
Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ должен ответить на вопрос, продавать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя по относительно низкой цене. Второй путь требует решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения расходов.