Экономический образ мышления и альтернативная стоимость
p> Рис.3. График предложения.

Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.

Предложение отображается графиком (рис.3).
Предложение, так же как и спрос, может меняться под влиянием неценовых факторов: а) изменения издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение – вправо; б) выхода на рынок новых фирм, что увеличит предложение вне зависимости от цен; в) изменение цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов
(уходу фирм из отрасли), что уменьшит предложение; г) природных катастроф, политических действий, войн, разрушающих экономику, что вызовет сокращение предложения.

1.7. Цена.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D (англ. Demand) и предложения S (англ. Supply). Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца.
Рис.4

Рис.4. Цена.


При этом действуют следующие законы:

1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится – цена понизится.

Глава 2. Альтернативная стоимость.

Альтернатива (от лат. alter - один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей

В фокусе экономических исследований находится процесс выбора между альтернативными вариантами использования редких ресурсов. Так считалось не всегда, однако сегодня это определение предмета экономической науки стало традиционным – оно признается ведущими учеными-экономистами.

Выбор всегда персонален, это определено биологически. Люди не могут
«сливаться» в процессе выбора в некое единое существо. Никакой социальный организм не имеет центра принятия решений, находящегося «вне» индивидов.
Логика коллективной организации может быть сведена к логике индивидуального расчета. Однако, различают три типа выбора: индивидуальный, двухсторонний и коллективный. (рис.5)


Рис.5 Классификация видов выбора.

Индивидуальный выбор имеет место, когда человек сам принимает решения и сам их реализует, не взаимодействуя при этом с другими людьми.

Наиболее распространен второй тип выбора – двухсторонний, - когда требуется согласование предпочтений двух индивидов. Воспользуемся примером
Джеймса Бьюкенена – покупка арбуза у предорожного лотка. Прохожему нравится арбуз, добровольно предлагаемый ему продавцом, и он покупает его. Выбор сделан и тем и другим. Они вступили в сделку и осуществили её «без детального знания поличтических убеждений, сексуальных предпочтений или экономического положения своих реальных партнеров по обмену… В этом классическом смысле рыночный обмен полностью обезличен и кажется совершенно идеальным типом взаимодействия, воплощенным в упорядоченной анархии. В таких отношениях каждый человек приниматся именно таким, какой он есть, и очень часто таким, каким он хочет выглядеть. Торговец фруктами с лотка может бить свою лошадь, отстреливать собак и есть крыс. Но ни одна из черт его характера не должна влиять на мой чисто экономический обмен с ним». [
3 стр. 10]

Двухсторонний выбор имеет место, Когда для принятия решения и его реализации требуется согласование предпочтений двух индивидов.

Коллективный выбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе группы. Индивид всегда преследует свой
«интерес», хотя, конечно, каждый понимает его по-разному. Но нет никаких оснований полагать, что индивид, действуя в составе коллектива, руководствуется исключительно общественным долгом, ставя перед собой вневременные, внеситуационные нравственные задачи, которые становятся для него внутренним обязательством. В свою очередь коллективный выбор делится на: «олигополистический» (в которой участники взаимозависимы, т.е. поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных) и
«латентный» (в которой действие одного участника не отражается на других в такой степени, чтобы у них появились какие-либо причины реагировать на это действие).

Общественный выбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы.

Но чтобы принимать решения, группа должна договорится, как делать выбор и как обеспечивать его реализацию. Общественный выбор правил выбора, правил «игры» был назван конституционным, общественный выбор в процессе
«игры» - постконституционным.

Конституционный выбор – общественный выбор правил выбора.
Альтернативную стоимость можно определить как ценность наилучшей из истраченных возможностей в использовании данных ресурсов.


2.1. Издержки производителя как стоимость альтернативы.

В экономической науке нет существенных различий между теорией предложения и теорией спроса. И та и другая предполагают, что лица, принимающие решения, могут выбирать, что выбор предполагает наличие альтернатив и что выбор основывается на сопоставлении ожидаемых выгод, связанных с альтернативами. Логика экономии одинакова и у производителей, и у потребителей. Когда мы размышляем об издержках производителя - например, задаваясь вопросом, почему производство десятискоростного велосипеда обходится дороже, чем деревянного столика для пикника, то вначале мы обычно вспоминаем, что используется для их производства. Мы думаем о сырье и материалах, о затратах рабочего времени, а также, может быть, о необходимых машинах и инструментах. Мы выражаем ценность этих ресурсов в денежных единицах и предполагаем, что издержки на производство велосипеда или стола равны сумме этих денежных оценок. Здесь нет ошибки, но вопрос, почему данные ресурсы имеют именно такую денежную оценку, остается при этом без ответа. Концепция альтернативной стоимости утверждает, что эти оценки отражают ценность данных ресурсов при их наилучшем альтернативном использовании, или, другими словами, ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать, когда данные ресурсы используют для производства велосипедов или столиков для пикника.

Для производителя велосипедов издержки равны расходам на приобретение соответствующих ресурсов. Но т.к. существуют другие возможности их использования, то он должен заплатить за ресурсы по цене "лучшей альтернативы". Таким образом, ценность нереализованных альтернативных возможностей превращается в издержки производства велосипеда. В этом есть глубокий смысл, т. к. затраты на получение одного дополнительного велосипеда по самой своей сути равны ценности того, от чего приходится отказываться или чем приходится жертвовать, чтобы получить этот велосипед.

Рассмотрим пример со столиком для пикника. Часть издержек его производства составляет стоимость древесины. Предположим, что увеличится спрос на новые жилые дома и, соответственно, строительные фирмы станут закупать гораздо больше древесины. Если вследствие этого повысится цена древесины, то вырастут издержки производства столиков для пикника. Не произошло ничего такого, что изменило бы физический объем ресурсов, используемых для производства стола, но издержки повысились. Так как жилые дома, при строительстве которых используется древесина, теперь ценятся выше, чем раньше, то производитель столиков должен оплачивать более высокую альтернативную стоимость древесины, из которой он хочет делать свои столики для пикника.

Концепция альтернативной стоимости объясняет также, каким образом в производственные издержки входит труд. Наниматели должны предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Квалифицированный рабочий будет получать больше неквалифицированного лишь по той причине, что в каком-нибудь другом месте его квалификация имеет большую ценность. Но наш владелец велосипедной фабрики не будет платить им дополнительного жалованья за эту квалификацию, если только, благодаря своему необычному таланту, они не окажутся более ценными в каком-нибудь другом месте. [ 4 ]

2.2. Полезность как стоимость альтернативы.

Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса не мало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на него.

Индивидуальная оценка полезности является субъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самого продукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места, времени, моды и т.п.

Австрийская школа предельной полезности дала объяснение стоимости
(ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовлетворения (или удовольствия). Это свойство экономисты обозначили термином «полезность».
Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами 19 века, как Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, а также его последователи Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер.

Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности производства на основе оптимального значения.
Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться в других экономически науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. А также экономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента поведение производителя и потребителя.

Представители новой экономической концепции – теории предельной полезности – в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.

Таким образом, было создано особое направление в экономической науке, которое было названо «маржинализм» («предельность»). Основные положения данного течения настолько отличались от представлений классической школы, что маржинализм был признан переворотом в науке.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать