Рост объёма инвестиций в любые сферы экономики при сохранении существующего техники и технологий является экстенсивным ростом. К экстенсивным факторам экономического роста можно отнести, например, увеличение занятости населения, рост объёмов потребляемого сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других природных ресурсов; увеличение количества предприятий при сохранении данного уровня технологий. Экстенсивный тип роста характерен для слаборазвитой экономики, а также был характерен для большинства стран социализма, но сочетался с высокими темпами роста. Многие зарубежные экономисты справедливо отмечали, что темпы роста зрелой экономики нельзя сравнивать с темпами роста стран, находящихся на этапе индустриализации. Экономисты также обращали внимание на то, что высокие темпы роста социалистических стран достигнуты за счёт использования экстенсивных факторов и снизятся при переходе к интенсивному типу роста. Однако качество производящихся товаров и услуг значительно ниже.[3, 59]
Сегодня наша страна может достичь высоких темпов роста только за счёт интенсивных факторов. Для этого необходимо:
1) ускоренно создавать современные экономические механизмы рыночного типа, чтобы улучшить распределение ограниченных ресурсов России;
2) обновить оборудование для повышения эффективности технологии;
3) сохранить научно-технический потенциал страны и систему образования, чтобы не сократился человеческий капитал. [1, 260]
В следующих двух главах мы проанализируем современный экономический рост нашей страны и дадим рекомендации по его увеличению.
Глава 2. Анализ экономического роста страны.
2.1. Основные тенденции экономико-политического развития.
Минувший год не отмечен яркими событиями в экономике или политике. Экономическая политика демонстрировала устойчивость и преемственность. Власть продолжила курс, намеченный в предыдущие годы. Не было и особых внешних вызовов, которые оказали бы существенное влияние на экономическую жизнь страны и вызвали необходимость специального реагирования. Ни один значимый показатель не подтверждает существенного изменения ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Экономика росла устойчивым, хотя и не слишком высоким темпом – более высоким, чем среднемировой или западноевропейский, но никак не обеспечивающим решение столь популярной ещё недавно задачи удвоения ВВП. Да и сама эта задача как-то незаметно ушла на второй план. Темп роста несколько возрос по сравнению с 2005 г., но рывком это назвать нельзя. Темпы снижения инфляции, как и в предыдущие годы, были меньше заложенных в правительственных планах.
Россия по экономическому росту продолжала существенно опережать наиболее развитые страны мира. В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы российские темпы роста выглядят в основном удовлетворительными.
Можно утверждать, что в 2006 году продолжилась тенденция перехода от экономического роста к инвестиционному спросу. Это очень важная тенденция, её поддержание и укрепление является важнейшей задачей властей на ближайшее будущее.
Правительство продолжило проведение осторожной денежно-финансовой политики, увеличились размеры Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов. Хотя бюджетная политика несколько ослабла, расходы федерального бюджета увеличились на 25% по сравнению с предыдущим годом.
Завершился первый год реализации национальных проектов, сформулированных В.В.Путиным осенью 2005 г. Они стали стержнем социальной и бюджетной политики страны и придают экономической политике правительства социальную направленность. К четырём изначально предложенным проектам (здравоохранение, образование, сельское хозяйство и ипотека) были добавлены меры по преодолению демографического кризиса.
Национальные проекты являются выражением общей тенденции перехода к средне- и долгосрочной политике. В последнее время возрос спрос на программы развития России, отдельных секторов и регионов. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных стратегий (на 10-15 лет) и среднесрочных программ (на 3-5 лет) социально-экономического развития. Правительство периодически рассматривает стратегии развития отдельных производственных и инфраструктурных секторов. Идёт разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны.
В 2006 году существенным образом менялось внешнее позиционирование России, характеризуемое двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, продолжилось вхождение России в структуры современного мира, с другой – произошло ухудшение её отношений с развитыми рыночными демократиями.
Первая тенденция была связана с продолжением и завершением процессов, начавшихся достаточно давно: практически закончены переговоры о присоединении к ВТО, прошло председательство в «большой восьмёрке».
Вторая тенденция, к сожалению, отражает охлаждение (и даже обострение) отношений с ЕС, критику с его стороны новейших политических тенденций развития России, идущих вразрез с принципами демократии. Дополнительные сложности создают чётко обозначившиеся в минувшем году намерения России упорядочить свою тарифную политику в отношении цен на энергоресурсы. Её попытка перейти на мировые цены в отношениях с партнёрами по СНГ вызывает не только их недовольство, но и критику других европейских стран. Для России особые сложности вызваны тем, что в рамках её председательства в «восьмёрке» в качестве одной из ключевых тем был выдвинут лозунг энергобезопасности – как раз то самое требование, которое, по мнению западных партнёров, подрывается пересмотром тарифов на поставки газа в ближнее зарубежье.
2.2. Проблемы экономического роста.
Вопросы экономического роста остаются в числе главных при проведении экономико-политических дискуссий. Речь сегодня идёт всё больше, во-первых, о конкретных способах обеспечения экономического роста, а не о его принципиальных (альтернативных) моделях. Во-вторых, проблема удвоения ВВП, хотя официально и не отменена, но перестаёт интересовать политическую элиту страны, что надо только приветствовать. Как известно, всякая фетишизация количественных показателей может дестимулировать реальный рост, сопровождаемый структурными реформами.
Макроэкономическая и политическая стабильность, развитие институтов современного рынка и активное государственное вмешательство в организацию хозяйственной жизни в настоящее время являются краеугольным камнем государственной политики. Пока внешнеэкономическая конъюнктура позволяет совмещать макроэкономическую стабильность с государственным вмешательством, такая конфигурация может сохраняться довольно долго, но не вечно. И всё равно придётся сделать выбор в пользу преимущественной опоры на ту или иную последовательную модель роста.
Проблема стимулирования промышленного роста была одной из основных в промышленных дискуссиях. В центре внимания были вопросы, связанные не с замедлением темпов роста, а с неудовлетворительным его качеством: в нём доминировали торговля и иные сектора услуг (причём отнюдь не высокотехнологичные). Развитие высоких технологий не может не интересовать правительство любой страны, тем более претендующей на самостоятельную роль в глобальном экономико-политическом пространстве.
В последнее время осмысление проблем промышленной политики, похоже, перешло в новую фазу, что свидетельствует о повышении зрелости отечественной элиты. Теперь речь преимущественно идёт о формировании системы стимулов для развития различных промышленных секторов без жёсткого выделения их приоритетов.
Во-первых, Президент сформулировал национальные приоритеты, направленные на развитие человека. Акцент на образовании, здравоохранении, жилищных условиях и собственно воспроизводстве человека (проблема отрицательной рождаемости) – принципиально важный шаг.
Во-вторых, количественные ориентиры роста всё больше уступают место обеспечению качества роста, прежде всего инновационной базы. Тема инновационности становиться одной из центральных при обсуждении задач и механизмов экономической политики.
В современной экономике отпадает необходимость в разделении на отрасли передовые и отсталые. Теперь каждая отрасль может относиться к высокотехнологичной: всё дело в глубокой переработке сырья, в том, насколько передовыми являются используемые технологии. Отнюдь не только электроника, биотехнологии или самолётостроение должны относиться к передовым секторам. Нефтепромышленность (включая нефтепереработку и нефтехимию) и лесоперерабатывающая промышленность вполне могут стать высокотехнологичными, если удастся провести решительную модернизацию секторов.
Правительство РФ занималось проработкой перспектив развития отдельных отраслей промышленности, приоритетных для национальной экономики: автомобильной и авиационной промышленности, новых технологий и т.п.
2.3. Политические процессы и экономика.
В реальной жизни можно выделить институты, принципиально важные для устойчивого экономического роста (первичные), по отношению к которым остальные выступают как вторичные. К первичным политическим условиям относятся гарантии неприкосновенности человека, его жизни и свободы, независимая судебная система, независимость СМИ, их способность обеспечивать общественный контроль над ситуацией. Защита жизни и собственности от произвола является абсолютно необходимой основой современного экономического роста: прежде чем накапливать и инвестировать, организовывать и производить, и даже прежде чем сохранять собственность и тратить деньги, человек должен быть уверен, что его жизнь и свобода не зависят от произвола начальства.
Проводилось широкое статистическое исследование о влиянии разных политических институтов на экономический рост в более чем полусотне стран. Анализ подтверждает, что по сравнению с перечисленными факторами гораздо меньшую роль играют конституционная система (президентская или парламентская республика), территориальное устройство (федерация или унитарное государство), налоговый режим и административные барьеры, и многое, многое другое.
Таким образом, уровень экономического развития в значительной мере предопределяет политические институты, предпочтительные для этой страны. Следовательно, оптимальный для устойчивого экономического роста страны политический режим зависит от уровня её экономического развития.
Долгосрочные тенденции развития России отнюдь не определены ни в худшую сторону, ни в лучшую. В настоящее время можно проследить три варианта развития России в стратегической перспективе.