В связи с большой территорией Тюменской области, большим разбросом городов и населенных пунктов, сложными климатическими условиями, спецификой деятельности населения, автомобильный транспорт, как средство передвижения, имеет исключительное значение. При этом особый интерес у населения имеют автомобили повышенной проходимости и автомобили иностранного производства.
На 1 января 1998 года зарегистрировано легковых автомобилей:
- в Тюменской области - 592.330 автомобилей, из них 34.250 автомобилей иностранного производства, что составляет 5,78% от общего количества;
- в г. Тюмени - 123.400 автомобилей, из них 5.800 или 4,7%-автомобилей иностранного производства.
Таким образом, доля иностранных автомобилей в общем объеме по
Тюменской области больше, чем по г. Тюмени на 1,08%.
Средний годовой прирост легковых автомобилей за последние 5 лет (1994-
1998 г.г.) составляет по области - 56.900 автомобилей, по г. Тюмени - 6.150
автомобилей.
На рис.2.1.,2.2. приведена динамика количества легковых автомобилей в г. Тюмени и Тюменской области по годам.
Рис. 2.1.
Рис. 2.2.
На основании анализа данных тюменской областной госавтоинспекции [1],
приведенных на рис.2.1 и 2.1. можно предположить, что к концу 2001 года
общее количество легковых автомобилей увеличится:
- по Тюменской области до 730.000 штук, прирост за 3 года составит около
110 000 автомобилей (18%);
- по г. Тюмени до 140.000 штук, прирост за 3 года составит порядка 18.000 автомобилей (13%).
Из общего количества легковых автомобилей, количество автомобилей
иностранного производства за тот же период увеличится:
- по Тюменской области до 53.600 штук, прирост за 3 года составит около 20
000 автомобилей (37%);
- по г. Тюмени до 8.900 штук, прирост составит 3.000 автомобилей(33%).
Среднегодовые темпы роста числа автомобилей отечественного производства за анализируемый период составляют 6,2%, иностранного производства – 10,4%. Это показывает превышение спроса населения на иностранные автомобили на 4,2%. Несмотря на их высокую стоимость, население привлекает в этих автомобилях надежность, комфортабельность, технические характеристики и повышенная безопасность эксплуатации. Всем этим качествам отвечают автомобили компании «Дженерал Моторс».
На сегодня на Тюменский автомобильный рынок поступают в основном легковые автомобили из США, Германии, Японии, Южной Кореи, Швеции и его состояние представлено на Рис. 2.3.
Рис. 2.3.
Как видно из рис. 2.3., основную массу составляют автомобили японского
производства (76%), американские автомобили занимают 1/5 часть рынка
внедорожников, что составляет 20 % из них 15 % - автомобили марки
Chevrolet.
Исходя из анализа материалов, приведенных на рис. 2.1.и 2.1., можно ожидать следующий объем продажи автомобилей компании «Дженерал Моторс».
Таблица 2.1.
Ожидаемый объем продаж автомобилей
корпорации Дженерал Моторз.
| |Количество продаваемых автомобилей по Тюменской области| |
|Годы |Автомобили типа «Шевроле |Автомобили типа «Шевроле |Всего |
| |Блейзер» «Шевроле Тахо» |Каморо» «Шевроле Молибу» | |
|1999 |50 |50 |100 |
|2000 |80 |75 |155 |
|2001 |120 |90 |210 |
Таким образом, ООО «Полюс-ДМ» занимает 1/7-ю часть тюменского
автомобильного рынка внедорожников, следовательно, у фирмы есть возможность
для организации услуг по ремонту и сервисному обслуживанию автомобилей
марки Chevrolet. Поэтому необходимо направить свои усилия на дальнейшее
расширение доли на рынке внедорожников и скорейшую организацию технического
центра по обслуживанию автомобилей. В связи с более интенсивным увеличением
объема автомобилей иностранного производства в Тюменской области (Рис.
2.1.), чем в г. Тюмени, следует сконцентрировать внимание на продвижение
внедорожника Chevrolet Blazer на север области с помощью интенсивной
рекламной деятельности, участия в выставках и др. А также ускорить работы
по созданию представительств в северных городах Тюменской области.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ.
Каждый покупатель приобретает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности, а масса покупателей – тот, который более полно соответствует общественным потребностям. Поэтому конкурентоспособность (то есть возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продаж. А так же у каждого покупателя имеется свой критерий оценки удовлетворения своих потребностей, конкуренция приобретает еще индивидуальный оттенок.
Затраты покупателя складываются из:
- расходов на покупку (цена товара);
- расходов, связанных с потреблением.
Суммарные затраты называются ценой потребления. Цена потребления, как
правило, существенно выше цены продажи. Поэтому наиболее конкурентоспособен
не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у
которого минимальная цена потребления за весь срок службы у покупателя.
Покупатель отдает предпочтение такому товару, у которого удельный полезный
эффект максимален по сравнению с другими аналогичными товарами.
Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие, быть наиболее представленным для данного рынка, завоевавшим максимальное число покупательских предложений.
В настоящее время тюменский рынок внедорожников представлен
следующими фирмами: Toyota, Mercedes, Ford, Nissan, GMC, Honda (Рис. 2.3.),
в прошлом году компания BMW также приступила к выпуску автомобиля
повышенной проходимости. Однако в г. Тюмени имеются представительства по
продаже и техническому обслуживанию только компании Ford, Mercedes и
Toyota, а также заканчивает строительство корпорация GMC на базе ООО «Полюс-
ДМ».
При определении набора подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности товара исходят из того, что часть параметров характеризует потребительские свойства товара, а другая часть – его экономические свойства (стоимость).
Позиционирование Chevrolet Blazer 4х4 и Chevrolet Blazer 4х2 на тюменском рынке по цене представлено на рис. 3.1.
Рис.3.1.
Количественную характеристику потребительских свойств товара дают показатели качества. Качество продукции – это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Технический уровень изделия – это относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемого изделия, с базовым изделием. Они раскрывают потребителю те технические возможности, которыми наделена данная техника с точки зрения рациональной области ее применения или использования.
Система показателей качества характеризует технический и экономический
уровень данной продукции. Они должны определить степень совершенства
продукции с точки зрения возможностей современной техники и технологии
(технический уровень), а также уровень стоимостных экономических
показателей изделия, обеспечивающих возможность его реализации на
общественном рынке, т.е. оценить степень конкурентоспособности изделия на
определенный момент времени.
Все показатели качества подразделяются на единичные и комплексные.
Единичные показатели качества изделия относятся только к одному из его
свойств. Например, двигатель внутреннего сгорания может характеризоваться
следующими единичными показателями: мощностью, удельным расходом топлива,
моторесурсом и др.
Комплексные показатели служат для оценки показателя качества изделия по нескольким важнейшим его свойствам. К их числу относятся надежность, эстетическая и эргономическая характеристики. Например, надежность характеризуется совокупностью показателей – безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и т.д.
Кроме того, все показатели качества позволяют количественно оценивать изменения, которые происходят в уровне качества продукции под влиянием научно-технического прогресса и целенаправленно улучшать качество при проектировании, производстве и эксплуатации техники.
На сегодняшний день в Тюмени открыты технические центры по продаже и
обслуживанию автомобилей следующих компаний: Даймлер Бенс, BMW (Германия);
Форд (США); Субару (Япония); Тойота (Япония), Компания «Сибкар»(г. Сургут)
представляет японскую компанию Митсубиси Моторс Корпорейшн; фирма «Юкон» по
продаже новых и подержанных автомобилей из Японии; работают три
специализированных магазина по продаже и поставке запасных частей к
автомобилям иностранного производства.
Стоимость Chevrolet Blazer колеблется от 16200 $ до 29000 $ в зависимости от модели и ее комплектации. Несмотря на низкие цены данный автомобиль не уступает своим аналогам ни по техническим характеристикам, ни по комфортабельности. Техническое обслуживание транспортных средств по стоимости примерно одинаковое (15 $ в час) на всех станциях техобслуживания, за исключением технического центра «Ford», где стоимость одного часа работы составляет 14$.
Компания Мерседес имеет в Тюмени два технических центра: один на территории Авторемонтного завода, второй - на пересечении улиц Мельникайте и 50 лет ВЛКСМ. Это связано с большим количеством автомобилей этой компании, но основную массу составляют автомобили малого и среднего класса.
Оснащение технических центров оборудованием также отличается по
количеству подъемников и постов технического обслуживания, а это в свою
очередь ведет к увеличению или уменьшению потока обслуживаемых машин. В ООО
«Полюс-ДМ» стоимость работ за 8-ми часовой рабочий день на одном
подъемнике составляет 2680 рублей. Имея четыре подъемника, центр может
иметь доход 10720 рублей за один рабочий день при полной загрузке
оборудования.
Технические центры не обслуживают автомобили других компаний, так как сервисное обслуживание автомобилей каждой марки имеет существенные отличия в связи с особенностями изготовления. Корпорации обычно проводят обучение персонала только по автомобилям своей марки, что ведет к повышению качества обслуживания данных автомобилей, поэтому владельцы автомобилей стараются обращаться на свои станции технического обслуживания.
Так как открытия технических центров компаниями-производителями автомобилей являются частью программ по продвижению своих автомобилей на новые рынки и обслуживают только свои автомобили, поэтому они не являются прямыми конкурентами другим компаниям и зависят только от количества имеющихся в регионе автомобилей данной модели. Конкурентная борьба между компаниями за клиентов ведется на стадии продажи автомобилей, а предлагаемый комплекс услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию автомобиля является лишь частью политики по завоеванию своей ниши рынка автомобилей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9