Экономика

Экономика

1.Зарождение и развитие экономической теории. Предмет и функции эк. Теории

Зачатки эк. науки появились в глубокой древности. Ученые Древней Греции и Рима, Индии и Китая высказывались по отдельным отраслям экономики, выясняли отдельные экономические категории.

Формирование эк.теории как самостоятельной науки происходит в 17 в.

Подлинное начало в развитии эк.теории связано с меркантелизмом. Меркантелисты- У. Стаффорд, А. Монкретьен. Их теория – главный источник национального богатства – торговый капитал и внешняя торговля. След.этап развития – экономическое учение физиократов.(Ф. Кене и А. Тюрго).

Они считали, что главным источником национального богатства нации явл. чистый продукт, производимый в с/х.

Предмет эк.теории – наука о богатстве общества. В кач. предмета экономисты обосновывают идею о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их для потребления различными индивидами.

Функции:1.Познавательная 2.Методологическая 3.Политическая 4.Практическая

2.Методы эк. теории. Позитивный и нормативный эк. анализ

Общую методологическую основу эк. теории составляет диалектический материализм. Позитивным наз.утверждение, кот. можно подтвердить с пом. фактов. Нормативным наз.утверждение, кот. не может быть подтверждено с пом. фактов.

Методы: а)метод анализа и синтеза – предмет исследования изучается с различных сторон и рассматривается в отдельности б) метод научной абстракции – предмет исследования рассматривается через постоянное начало в)функциональный анализ г)моделирование в экономике – это метод исследования эк.систем путем создания их абстрактного образа, модели д) дедуктивный и индуктивный методы – в изучении экономисты продвигаются как от теории к фактам так и наоборот.

3.Потребности и блага: характеристика и классиф. Закон возвышения потребностей

Потребность – это состояние неудовлетворенности, испытываемое индивидом, из которого он стремится выйти.

Эк. потребности дел. на 2 основные группы: а)производственные б)непроизводственные

Далее потребности дел. на: а)абсолютные(максимальные) б)фактически удовлетворяемые.

Также выделяют материальные, духовные и социальные потребности. С точки зрения субъектов потребностей различают потребности отдельных индивидов и общественные потребности.

Закон возвышения потребностей – это эк.закон в основе которого лежит постоянное развитие человеческих потребностей.

Благами наз.средства, пригодные для удовлетворения потребностей. Различают неэкономические и экономические блага. Неэкономические блага не являются предметом производственной деятельности людей. Блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностью в них наз.экономическими.

4.Экономические ресурсы, их характеристика. Проблема ограниченности ресурсов. Основные вопросы эк.выбора.

Материальной основой развития человечества явл. процесс общественного производства. Этот процесс представляет собой практическое соединение факторов производства. Производство – это процесс взаимодействия человека с природой, в ходе которого человек видоизменяет вещество природы, делает его пригодным для удовлетворения своих потребностей.

Производство на любой ступени развития предст.собой взаимодействие 3-х основных элементов: а)труда б)предметов труда в)средств труда. Предметы и средства труда с совокупности образуют средства производства.

Эк.ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, кот. используются для производства товаров и услуг. Они дел.на след.категории: а)материальные ресурсы – это земля, сырьевые материалы б)людские ресурсы – это труд и предпринимательская способность.

5.Кривая производственных возможностей

х – производство пиццы

y – производство промышленных роботов

Кривая производственных возможностей объясняется след. образом: каждая точка на кривой предст. некоторый максимальный объем производства любых двух продуктов.

Увеличение производства пиццы означает сокращение производства роботов.

W- ограниченность людских и материальных ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию про-ва роботов и пиццы, оказ. в точке, расположенной вне кривой.

U – представляет ситуацию незанятости или неполной занятости ресурсов. Здесь экономика отстает от различных максимальных комбинаций про-ва пиццы и роботов. Продвигаясь к полной занятости ресурсов и полному объему производства, общество может, как указывают стрелки производить большее количество либо одного, либо обоих продуктов. Однако такое благоприятное смещение кривой про-х возможностей не означает гарантии того, что экономика станет функционировать эффективно.

6.Типы экономических систем.

Экономическая система может рассматриваться и анализироваться на разных уровнях :

1.Фирмы или предприятия

2.Макроэкономики

3.Мировой экономики

1-й тип: классический капитализм. Он предполагает индивидуальную частную собственность на ресурсы, свободную конкуренцию на рынке, свободное установление цен на продукцию под воздействием спроса и предложения. В данной системе на рынке сталкиваются множество мелких продавцов и покупателей, каждый из которых руководствуется своими целями. Экономическая власть на рынке в этих условиях весьма рассеяна, никто из субъектов рынка не может ущемить интересов друг друга.

2-й тип: командная экономика. При командной экономике объем производства, его структура, размеры потребления и уровень цен устанавливается централизованно посредством государственного планирования.

3-й тип: традиционная экономика. Этот тип присущ отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируется здесь на обычаях и традициях.

4-й тип: смешанный тип. К смешанной экономике относится экономика в условиях которой существуют предприятия и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности. Они используют разнообразные формы хозяйства.

8. Натуральное и товарное производство. Объективные условия возникновения рыночной организации хозяйства.

Натуральное хозяйство – такое хозяйство, в котором продукты производятся для непосредственного потребления. Это означает, что производственные материальные блага переходят из производства в потребление минуя обмен.

Под товарным хозяйством разумеется такая организация общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными производителями, каждый специализируется на выработке одного к.-либо продукта.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворять к.-либо человеческую потребность и произведенный для обмена.

Разделение труда – это исторически определенная система общественного труда, склад-ся в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящий к обособлению и сосуществованию различных её видов.

Существуют потоки товаров и услуг и потоки денег. Модель экономики, объясняющая это движение получила название диаграммы кругооборота потоков и доходов. Ее основное допущение состоит в том, что сущ. 2 типа принимающих решение субъектов: домашнее хозяйство и фирмы. Фирмы производят товары и услуги используя труд, землю и капитал, т.е. факторы производства.

Домашнее хозяйство владеет факторами производства и потребляет все товары и услуги, произведенные фирмой. Т.о. денежные средства, расходуемые на приобретение товаров и услуг поступают от домашних хозяйств к фирмам. Денежный же доход в форме зарплаты, ренты и прибыли поступает от фирм к домашним хозяйствам.

Инфраструктурой рыночных отношений наз. система организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег.

9.Природа и функции рынка. Преимущества и недостатки рыночной системы.

Рынок как экономическая категория – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов. Для существования рыночного отношения необх. как минимум 2 субъекта, а именно производитель и потребитель.

Функции рынка: а)согласование производства и потребностей в ассортиментном аспекте, поддержание сбалансированности спроса и предложения б)стимулирование эффективности производства, побуждающее товаропроизводителей создавать товары с наименьшими издержками в)побуждение потребителя соизмерять свой спрос с доходами, экономичность в потреблении г)обеспечение пропорциональности в товарообмене между различными регионами и национальными хозяйствами.

Достоинства рын. системы: а)обеспечивает свободу выбора деятельности и ответственность за результат б)эффективно распределяет ресурсы на основе рационального ведения хозяйства в)обладает высокой чувствительностью к высоким технологиям г)создает систему побудительных мотивов и материальных стимулов хозяйственной деятельности.

Недостатки рын. системы: а)представляет собой нестабильную систему, подверженную спадам и подъемам б)не гарантирует людям права на труд и доход, порождает экономическое и соц.неравенство в)не обеспечивает защиты окружающей среды д)ориентируется только на денежный доход.

11.Понятие спроса. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Спрос как экономическая категория – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Зависимость величины спроса от факторов его определяющих наз. функцией спроса. Она может быть выражена след.формулой:

Qd = f (Pa, Pb,Pz; I; T; M,.n)

где Qd – величина спроса; Р – цены товаров a,b,z ; I – доходы покупателей; Т – вкусы покупателей; М – общее число покупателей данного товара; n – другие товары

При прочих равных условиях снижение цены единицы товара ведет к увеличению объема спроса, следовательно существует обратная зависимость между ценой единицы товара и величиной спроса на данный товар.

Эта зависимость называется законом спроса. Графически её можно выразить с пом. кривой спроса:

Рыночный спрос- это сумма индивидуальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на данном товарном рынке.

12. Понятие предложения. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продавать свой товар. Все продавцы стремятся продать свой товар по самой высокой цене и чем выше цена, тем большее количество товара будет предложено для продажи. На этом основании определяется характер функции предложения от цены.

Она имеет след.вид:

Qs = f (P) где Qs – объем предложения Р – цена товара. Графическим изображением функции предложения от цены явл.кривая предложения S, как показано на рис.

Двигаясь по кривой предложения от точки А к точке В обнаруживается рост объема предложения товара от Q1 до Q2.

Общая функция предложения:

Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N)

где Р – цена продаваемого товара

Рs, Pc – цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров

Pres – цены ресурсов и факторов производства

К – уровень технологий

Т – налоги, субсидии

N – количество продавцов данного товара

13. Рыночное равновесие спроса и предложения. Цена равновесия. Изменения в равновесии.

Рыночный механизм как экономическая категория – это форма реализации рыночных отношений в кот. взаимодействуют потребности и интересы экономических субъектов.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Пусть на товарном рынке, где Р-цена товара, а q-его количество существует режим свободной конкуренции. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели готовы взять товар.

Основная зависимость Рd, кот. будет характеризовать спрос: чем выше цена товара, тем меньшее его количество покупается на рынке и наоборот.

Цена предложения – это минимальная цена, за которую производитель еще готовы продать свой товар. Рs – кривая предложения. Точка Т отражает совпадение интересов производителей и потребителей. Равновесная цена – это такая цена, кот. уравнивает спрос и предложение. Механизм рынка действует след. образом: допустим, спрос на товар увеличился. Желание потребителей приобрести дополнительное количество данного товара (qn, qt) отражает новая кривая спроса . Однако, рынок может поставить товаров лишь в объеме qt. Возникает товарный дефицит. Возникает давление на рынок со стороны дополнительного спроса. Цена движется от Рt к Rt . Производители в этом случае будут увеличивать объемы продаж. Поведение производителей будет описываться новой кривой предложения . Положение на рынке вновь изменится, но в другую сторону. Предложение подтягивается к спросу и цена начнет снижаться к новой отметке равновесия N.

14.Эластичность спроса и предложения. Факторы ценовой эластичности спроса.

Различают эластичность спроса, а по цене – эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной.

Ценовая эластичность спроса – это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос. Для того чтобы исключить влияние выбранных единиц измерения, количества товаров и цен эластичность выражают в виде процентного изменения спроса, возникающего в результате процентного изменения цены.

Эластичный спрос – это когда коэффициент ценовой эластичности больше 1.

Неэластичный спрос – это когда коэффициент ценовой эластичности меньше 1. Это означает, что общая выручка при снижении цены падает.

Если коэф. Эластичности равен 1, то это единичная эластичность. В данном случае общая выручка при снижении цены остается постоянной.

Если коэффициент эластичности равен бесконечности, то это бесконечно эластичный спрос. Это означает, что сколь угодно малое изменение цены приводит к падению спроса до нуля или к росту спроса до бесконечности.

Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их в цене. Эластичность предложения показывает отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

 

16. Понятие производственной функции, ее особенности в краткосрочном и долгосрочном периодах. Закон убывающей предельной полезности факторов производства.

Принцип деления факторов производства на постоянные и переменные исп-ся при анализе отдачи от каждого ресурса. Подсчитывается величина прироста продукта при изменении одного фактора, например труда и неизменности др. факторов, например, капитала. Для этого исп-ся понятие общего, среднего и предельного продукта.

Общий продукт переменного фактора – это кол-во продукции, произведенной при данных затратах переменного фактора и неизменных величинах других факторов.

Средний продукт переменного фактора определяется как отношение общего продукта к количеству используемого переменного фактора.

Предельный продукт переменного фактора – это изменение общего продукта, полученное при использовании дополнительной единицы переменного фактора при неизменности др. факторов.

Предельной производительностью факторов производства наз. то увеличение выпуска продукции, кот. получено в результате увеличения затрат данного фактора на единицу при условии, что второй фактор останется в неизменных количествах.

Смысл производственной функции состоит в том, что рассматривается какой объем производства осуществлен капиталом, а какой трудом.

В краткосрочный период времени некоторые факторы производства остаются неизменными.

В долговременном периоде все факторы производства носят переменный характер.

Закон Убывающей Предельной Полезности - экономический закон, согласно которому, при увеличении потребления товаров или услуг предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается после точки насыщения.

Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия.

Предельной полезностью называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции.

17.Понятие и классификация издержек производства. Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек производства.

Издержки производства как экономическая категория – это сумма затрат на производство товара или услуги.

К фактическим издержкам относятся фактические затраты и амортизационные отчисления по капитальному оборудованию, величина которых определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Экономисты и руководители интересуются вмененными издержками. Вмененные издержки включают: а)явные затраты, производимые фирмой б)фактические расходы в виде денежных затрат. К ним относ. зарплату рабочих и служащих, расходы на сырье и материалы, арендная плата за недвижимость.

Денежные затраты играют важную роль для бухгалтерской службы, т.к. они связаны с прямыми выплатами, производимые компанией другим фирмам и отдельным лицам, с которыми они производят операции.

Эти затраты существенны для экономистов, т.к. издержки на зарплату и материалы представляют собой деньги, которые могли бы быть эффективно потрачены на другие цели.

 

 

18.Предпринимательство и организационно-правовые формы бизнеса. Предпринимательство и прибыль. Принципы максимизации прибыли.

Предпринимательство – это тип хозяйственного поведения, для которого характерно организационно-хозяйственное новаторство, нахождение новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, постоянная самообновляемость, готовность идти на риск.

Сущ. различные формы организации бизнеса. Изначальным типом предпринимательской фирмы явл. индивидуальная фирма, которой владеет одно физическое лицо. В кач. правовых форм коллективных предприятий выделяют: а)простое товарищество. Оно организуется для реализации к.-либо одного проекта.

б)полное товарищество. Является основной формой кампаний, объединяющих отдельных лиц.

в)акционерное общество. Купить акцию и стать акционером может при открытой подписке на акции любой человек.

г)ООО – предст. собой предприятие, имеющее уставной фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами.

д)коммандитное общество. Здесь все юридические и физические лица дел. на 2 категории:* члены общества, которые несут неограниченную ответственность всем своим состоянием * члены общества несущие ответственность в пределах своего вклада

и)кооператив. Это общество, деятельность которого направлена не на получение доходов, а на оказание помощи и содействия членам общества.

Прибыль как экономическая категория – это разница между доходом фирмы и её суммарными издержками.

Итогом хозяйственной деятельности фирмы явл. её доход. Различают общий, средний и предельный доход.


19.Сущность конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночная власть.

Конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды.

Совершенная конкуренция.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Несовершенная конкуренция.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа:монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

 

20.Типы рыночных структур и их особенности

Предприятие в условиях совершенной конкуренции.

Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок.

Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

Предприятие в условиях чистой монополии.

Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у ко­торого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-моно­полист олицетворяет собой целую отрасль, то есть представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара.

Предприятия в условиях монополистической конкуренции, олигополии.

 

21.Основные черты рынка совершенной (чистой) конкуренции. Эффективность конкурентных рынков.

Для рынка чистой конкуренции являются характерными целый ряд признаков:

- объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах ,что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара ;

- отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободный для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Прежде всего, речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязывать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов , т. е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция.

22.Чистая монополия как рыночная структура. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Антимонопольная политика государства.

Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у ко­торого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт.

Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т.е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Следовательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли и в целом.

 

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать