Развитие предпринимательства и его активизации предполагает наличие ряда
условий:
1. предпринимательство означает наличие определенной совокупности свобод и прав по выбору вида хоз-ой деятельности, по формированию произв-ой программы, по выбору источника финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлении на нее цен, распоряжению прибылью.
2. предпр-ство означает наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и доход.
3. необходимы: определенная экономическая среда и социально-политический климат, которые бы реально обеспечивали свободу хозяйственного выбора, возможность инвестирования дохода. Говоря шире - необходим рынок капиталов, рабочей силы, ресурсов и конкурентный режим хозяйствования.
4. свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно и присвоения (Коллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоративная).
Экономическая среда предпринимательства состоит из: экономической
обстановки, политической ситуации, правовой среды, физической
географической среды, институциональной организационно-технической среды,
включая всю совокупность институтов от рекламных агентств до банков.
Наиболее эффективной формой реализации собственности является
предпринимательский бизнес, как производственно- хозяйственная деятельность
приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами:
1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в
рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального
возможного дохода;
2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему
подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами
являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их
наилучшей реализации;
Предпринимательский бизнес исторически и логически возникает на основе
индивидуальной частной собственности на средства производства. С
индивидуальной частной собственностью, как собственностью одного лица
связан мелкий бизнес, а в крупном бизнесе - она явление довольно редкое и
основывается на акционерной, кооперативной и др. формах собственности -
коллективных. В связи с этим в крупном бизнесе имеет место разграничение
предпринимательской экономической власти и управления. Управление в форме
менеджмента. Менеджмент - текущее управление и координация операций
предприятия, осуществляемых в соответствии с поставленными
предпринимателями-собственниками целями. Функции менеджеров выполняют
наемные специалисты, а предприниматели- собственники сохраняют за собой
лишь ограниченный круг судьбоносных обязанностей и принятие окончательных
решений. Менеджмент призван доводить в конкретизированной форме замыслы
предпринимателей-собственников до непосредственных исполнителей. Дух
предпринимательства, исходящий от высшего руководства должен пронизывать
всю производственно-хозяйственную атмосферу и способствовать высокой
результативности работы предприятия. В целях создания подобной атмосферы в
акционерных обществах практикуется наделение менеджеров и др. работников
известным количеством акций, тем самым: 1) мобилизуются их личные доходы в
качестве предпринимательского капитала и 2) достигается социальное
партнерство, т.е. известное единство интересов и собственников, и
менеджеров, и работников.
30. Государственное предпринимательство
Предпринимательство исторически возникает на основе индивидуальной частной
собственности на средства производства. В 18 в. это понятие ассоциировалось
с понятием "частный собственник". А. Смит характеризовал предпринимателя,
как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то
коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует про-во,
распоряжается результатами про-ва. Позднее понятие "предпринимательства"
трактуется гораздо шире. Современная западная литература рассматривает "П"
как экономическое организационное творчество, свободное проявление
инициативы, новаторства, готовности к риску ради получения прибыли.
Свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов
собственности, а следовательно и присвоения (коллективная, государственная,
индивидуально-частная, частно-корпоративная). В современном понятии
предпринимательство — это такой вид целесообразной деятельности ради
получения прибыли, который отличается рисковым характером, творческой
активностью, инновационной деятельностью. Государственное
предпринимательство всегда гарантируется со стороны государства.
Наиболее эффективной формой реализации собственности, в том числе и
государственной, является предпринимательский бизнес, как производственно-
хозяйственная деятельность приносящая доход. Это обусловлено такими
обстоятельствами:
1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в
рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального
возможного дохода;
2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему
подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами
являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их
наилучшей реализации;
Процесс производства по мнению основоположника теории предпринимательства Шумпетера — «есть осуществление новых комбинаций, охватывающих 5 основных случаев: создание нового блага, внедрение нового метода производства, освоение нового рынка сбыта, получение нового источника сырья, осуществление реорганизации производства. Предприниматель выбирает и осуществляет новые комбинации, и этот новый вариант представляет собой конкурентное вытеснение старых предприятий. Стимулом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник — рост доходов или уменьшение издержек в результате инноваций». Все это справедливо и для государственного предпринимательства.
Государственное предприятие - обособленная хозяйственная единица,
которая функционирует на основе общегосударственной собственности
(федеральной или субъектов федерации) или на основе собственности
административно-территориальных единиц (государственное коммунальное
предприятие).
Государственное предприятие для своего существования должно иметь:
самостоятельный баланс; расчетный счет и другие счета в банках; печать со
своим наименованием; товарный знак (если выпускает продукцию).
Государственное предприятие может существовать в следующих формах:
автономное предприятие; ассоциация - договорное объединение, созданное с
целью координации хозяйственной деятельности; корпорация - договорное
объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных,
коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий одному центру
управления; консорциум - временное уставное объединение промышленного и
банковского капитала для достижения общей цели; концерн — уставное
объединение предприятий промышленности, транспорта, банков, торговли,
научных учреждений на основе полной финансовой зависимости от одного или
группы предпринимателей. Государственное предприятие создается по решению
собственника имущества или уполномоченного им органа. Функционируют на
основе устава, который утверждается собственником при участии трудового
коллектива.
Государственное предприятие хозяйствует на основе хозяйственного расчета. Хозрасчет как метод хозяйствования основан на следующих принципах:
- хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на основе государственного заказа);
- самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;
- самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение социальных вопросов;
- материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена;
- экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за убытки и за невыполнение обязательств и договоров с партнерами.
31. Сущность и условия существования рынка. Объекты и субъекты рынка
В современной экономической литературе встречается несколько определений
рынка: Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и
обмена товаров при помощи денег; рынок - это обмен, организованный по
законам товарного производства и обращения; рынок - это механизм
взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и
предложения; рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами,
связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
В общем виде, рынок — это специфический способ организации экономической
деятельности в масштабе всей экономической системы, при которой
индивидуальные производители и потребители заимодействуют посредством
рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы
цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Рынок-это механизм
реализации рыночной экономики.
Историческим условием возникновения рынка является общественное разделение
труда. С разделением труда появилась необходимость обмена деятельностью, в
результате чего работник определенного вида конкретного труда получает
возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация.
Специализация — форма общественного разделения труда как между различными
отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на
различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают
три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные,
тракторные заводы); по детальную (например, завод шарикоподшипников);
технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика).
Характерными чертами и условием существования современного рынка являются:
1. Свободный доступ и свободный выход. Число участников рынка ничем не ограничивается. Чем больше участников, тем заметнее проявляются рыночные законы.
2. Цена, назначаемая отдельным производителем оказывает незначительое влияние на общую рыночную цены, т.к. на рынке действует множество производителей.
3. Полная свобода перемещения материальных, финансовых и людских ресурсов.
4. Равные шансы для всех, признается полное право всех на всю информацию о предложении и спросе, о ценах, прибыли и т.д.
5. Исключаются какие-либо привелегии.
Функции рынка: Ценообразующая; Посредническая; Информационная;
Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных
производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной
конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок (сделок
купли-продажи). Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или
физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся
разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации,
кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство. Для классификации
субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций
выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на
продавцов и покупателей, с позиций форм собственности — на субъекты,
функционирующие в рамках общественной собственности (государственной
собственности, коллективной и групповой собственности), и на субъекты,
хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.
В состав субъектов входят: предприниматели, работники ( продающие свой
труд), потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг
и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства можно подразделять на три
группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40