Экономика 90 вопросов
p>19. Социалистическое обобществление производства и деформация отношения собственности
В соответствии с марксистским подходом собственность занимает основное место в способе производства. И смена способов пр-ва осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности. Частная собственность – зло, ведет к эксплуатации, необходимо заменить ее общей.
Идеальная модель социализма предполагала:
- все права собственности принадлежат государству, это так называемая общенародная собственность, частная собственность ликвидируется.
- производство управляется из единого Центра, который решает Что, Как и Для кого производить,
- рыночный механизм как децентрализованная система уничтожается
- доля каждого участника процесса производства определяется на основе трудовых затрат.
Такой порядок по мнению теоретиков уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию, устраняет все дефекты рынка. Результатом обобществления производства должно явиться
Реализация такого подхода на практике привела к тотальному огосударствлению собственности и обобществлению производства. В сфере государственного административного управления находились не только основная масса госпредприятий, но (фактически) и колхозы и потребительские кооперации и т.п. Исходя из социалистической теории, обобществление собственности и производства должно было привести к росту эффективности производства, производительности труда, в целом общественного богатства, повышение степени удовлетворения производственных и личных потребностей людей.
Важными факторами успешной реализации собственности является прямая и непосредственная заинтересованность каждого субъекта собственности за результаты его хозяйствования. В условиях административно-командной экономики в бывших социалистических странах существовала деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой производительности труда, экономическому застою. На практике идеальная модель социалистической экономики с нулевыми трансакционными издержками оборачивается всевозрастающими издержками, т.к. необходим огромный бюрократический аппарат по планированию и контролю. Кроме того социалистическая модель экономики неизбежно порождает дефицит. На практике, право использования и распоряжения собственностью принадлежало даже не большинству народа, а лишь немногим представителям административно- командной системы. Поэтому присвоение результатов производства, потребление и распределение общественного богатства находилось в руках административной элиты.
Все это поставило на повестку дня вопрос о возрождении в каждом гражданине действительного субъекта собственности на средства производства, их действительного хозяина, а следовательно возрождение частной, индивидуальной и коллективной собственности. Только на этой основе может быть приведен в эффективное функционирование механизм экономической заинтересованности и высокой ответственности каждого труженика - собственника за результаты производства. Основным направлением этого является приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в частную собственность граждан и их коллективов.

20. Разгосударствление и приватизация. Основные методы приватизации и ее закономерности
Термины "Приватизация и разгосударствление" в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении проблем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран. Одним из главных путей создания рыночной экономики явл. разгосударствление и приватизация госсобственности.
Разгосударствление означает переход от преимущественно государственно- дерективного регулирования производства к его рыночному регулированию. Т.е. представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только основной массы госпредприятий на основе приватизации, а также огосударствленных, находящихся в сфере этого управления колхозов и потребительской кооперации Приватизация — это составная часть разгосударствления собственности, предполагает передачу в собственность частным или акционерным компаниям (частным собственникам или трудовым коллективам) госпредприятий и др. имущества. В постсоциал. странах госсектору принадлежало около 90% экономики. Рядом с приватизацией идет создание новых коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием иностранного капитала, фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в экономике индивидуальных и коллективных форм частной собственности. В результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва, экономически самостоят. товаропроизводители.

Приватизацию осуществляет фонд государственного имущества России, субъектов федерации и органы приватизации адм.-тер. единиц. Основными способами приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в открытые акцион. общества госпредприятия. 2. Продажа пр- ий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по коммерческому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации пр-ия. 4. Выкуп госпредприятия арендатором. 5. Выкуп малых, средних пр-ий обществами покупателей, создаваемых работниками пр-ий.

Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2. Приватизационные имущественные сертификаты. 3. Собственные средства негосуд. юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные инвестиции
Независимо от метода приватизация:
- закрепляет производственно-хозяйственные ресурсы за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяйствования.
- экономически соединяют работников со средствами производства с целью производительного функционирования.
- возбуждает экономический интерес субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производственно- хозяйственной деятельности.
- обеспечивает права и свободы каждой личности, экономическую самостоятельность всех хозяйствующих субъектов.
По существу в России не зависимо от выбранной модели приватизации по форме проводилась номенклатурная, демократическая и малая приватизация. При номенклатурной приватизации в руках гос-ва концентрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной ответственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая приватизация
(народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли госсобственности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении госсобственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерч. структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

21. Преобразование собственности в переходной экономике России. Этапы и последствия российской приватизации
В условиях административно-командной экономики России существовала деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой производительности труда, экономическому застою. Это поставило на повестку дня вопрос о возрождении частной, индивидуальной и коллективной собственности, формирование, возрождение эффективного собственника, привлечение в производство инвестиций. Основным направлением этого является приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в частную собственность граждан и их коллективов.

Первый этап приватизации. Он проходил с 1992 года до 1994 г. — безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам в виде ваучеров. Ваучеры были не именные. Программа приватизации определяла объекты приватизации, туда не входили недра, земельные и водные ресурсы, железные дороги, трубопроводы и автомагистрали, объекты особого национального достояния. К объектам немедленной приватизации относились : торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт. Программа предусматривала 4 способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, акционирование, аренда с правом выкупа. В первый этап было вовлечено все население, но отдачу от него получили немногие. Особенностью было то, что не вовлекалась в приватизацию земля. Для ускорения процесса приватизации было решено проводить ее при оценке основного капитала по остаточной стоимости без учета инфляции (за бесценок). Но ваучерная приватизация не обеспечила решение главной задачи — передача собственности в руки собственника, обеспечившего повышение эффективности производства, и обеспечение инвестиций.

Второй, денежный этап приватизации начался с 1994 года, он должен был обеспечить переход собственности, приобретенной во время первого этапа, в руки реального ответственного собственника через покупку пакетов акций.
Этот этап должен был обеспечить выполнение 3 стратегических задач:
1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, чтобы повысить их интерес в долгосрочных инвестициях.
2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их структурной перестройки.
3. Способствовать выполнению фискальных задач (пополнение доходов государства).
Но тем не менее стратегические задачи не были выполнены. Новые собственники с одной стороны не имеют такого капитала, чтобы обеспечить инвестирование, с другой стороны — не хотят, т.к. многие из них конфликтуют с руководителями предприятий (оставшихся с прошлых времен), которые не смогли приспособиться к новым условиям, часть директоров продолжали разворовывать имущество, прокручивать день на счетах дочерних компаний и т.д. Большинство инвесторов отказываются вкладывать в предприятия деньги пока не смениться руководство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать