Экономика АПК
p> Значительно медленнее идет процесс приватизации земли в госхозах, причем осуществляется он через акционирование. Основная масса бывших госхозов в Чехии была представлена к приватизации лишь в 1994 г., причем
80% их имущества, включая землю, сдано в аренду. Усложняет процесс приватизации госхозов реституция земли, поскольку именно на их имущество приходится основная часть реституционных заявок граждан. Сложность осуществления реституции затягивает процесс приватизации в бывших госхозах и отрицательно сказывается на производственных показателях.

Основной формой частного землевладения и коллективного землепользования в Чехии стали новые производственные кооперативы. На долю индивидуального частного сектора в 1994 г. в Чехии приходилось 6% обрабатываемой земли. В Словакии процессы разгосударствления в аграрном секторе оказались временно заблокированными, так как на данном этапе реформы взят курс на сохранение преимущественно коллективной формы земельной собственности и сдачу земли в аренду. Однако в настоящее время и здесь поставлен на повестку дня вопрос о широкомасштабной приватизации земли на основе принципов, уже применяемых в Чехии.

В Польше право частной земельной собственности и земельный рынок имеют необходимое правовое закрепление, причем аграрная политика ориентирует на поддержку крупных землепользователей, высокотоварных крестьянских хозяйств.
Таких хозяйств, площадью в 40 и более гектаров, в стране около 25%, и они дают не менее половины товарной продукции отрасли, а в дальнейшем предполагается получать от них до 80-85% от общего объема реализации. В ограниченном по масштабам государственном секторе идут процессы коренной реорганизации: бывшие госхозы подвергаются расформированию, земли сдаются в аренду, продаются. В 1994 г. в стране было расформировано более 1,4 тыс. госхозов. Однако процесс перехода в частные руки происходит медленно в связи с отсутствием спроса и необходимого капитала для покупки земли даже по “бросовым” ценам.

При доминирующей роли по всем основным показателям частного крестьянского сектора в Польше земельные преобразования в том виде, в котором они осуществляются в большинстве других стран Восточной Европы, как видно, ограничиваются узким сектором госхозов и отчасти СХПК. Основной акцент поэтому делался на создание условий для развития землеоборота в его рыночных формах. Еще во второй половине 1990 г. были приняты изменения к закону о земельном хозяйстве и изъятии сельскохозяйственной недвижимости, согласно которым земля становится товаром, подлежащим (через систему аукционов) свободной купле-продаже для всех польских граждан, а при соблюдении определенных условий — и для иностранцев. При этом государственное регулирование рынка земли исключает спекуляцию землей и другие злоупотребления в земельных отношениях, тем более что во многих районах страны спрос на землю вообще крайне низок.

Земельные отношения в Югославии нацелены на снятие ограничений по размерам землевладения, сдерживающих развитие высокотоварного крестьянского сектора. В поправке к ст. 50 Конституции отмечалось, что система земельного максимума отменяется, и все граждане (не только занятые в сельском хозяйстве) могут свободно покупать, владеть и наследовать землю, что открывает путь к созданию крупных частных предприятий в сельском хозяйстве, более эффективных и менее капиталоемких для государства. Опасения о возникновении латифундий оказались при этом несостоятельными, поскольку производители ориентируются на оптимизацию размеров хозяйств, а не на их укрупнение вообще. Ведь известно, что преимущества крупного хозяйства в аграрном секторе проявляются лишь в определенных пределах, которые уже установлены в странах Западной Европы, Скандинавии и др.

Одним из важных итогов в аграрной политике было решение о реприватизации земли, экспроприированной или национализированной у них известными приемами советского образца, проведенными в 1945 и 1958 гг.
Сейчас удовлетворено 35 тыс. заявлений, и только за последние два года бывшим владельцам возвращено 200 тыс. га земли. Теперь частный сектор в стране располагает 85% обрабатываемой площади.

В 1990 г. был принят Закон о кооперативах, согласно которому земля кооператива, преобразованного в 1953 г. в госхоз, вновь возвращается кооперативам. Положительным результатом этого закона стало образование в последние годы нескольких тысяч новых кооперативов. Однако с началом военных действий новые собственники оставляют свои земли, сжигают дома, продают имущество и уходят. Крестьяне же, получившие землю тяжким трудом, а не в результате “денационализации”, как правило, не оставляют ее. Война в
Югославии подтвердила устойчивость индивидуального крестьянского хозяйства и приоритет частного землевладения при добровольном кооперировании крестьян в самостоятельно выбираемые формы. Предпочтение отдается обслуживающим кооперативам, которые играют все возрастающую роль в аграрной структуре, формирующейся в процессе проводимой реформы.

Во всех рассматриваемых странах позитивные результаты аграрной политики достигаются лишь в условиях ориентации на эволюционный характер социально-экономических преобразований. Негативные последствия наблюдаются при использовании методов шоковой терапии. Отсюда проблема правильного выбора темпов реформ, степени их радикализма и места в аграрной политике, форм и методов государственного регулирования.

Объем сельскохозяйственного производства в странах региона в первой половине 90-х годов в целом имел тенденцию к сокращению. Местные производители сельскохозяйственной продукции испытывают трудности не только из-за конкуренции иностранных поставщиков, но и в связи с относительно низкой эффективностью собственного производства. Рост сельскохозяйственного производства потребует значительного времени.

Таблица .

Динамика сельскохозяйственного производства в 1991-1995 гг. (темпы изменения объема сельскохозяйственного производства по сравнению с предыдущим годом, %).
|Страна |1991 г. |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |
|Чехия |-8,9 |-11,8 |-0,8 |-5,6 |- |
|Словакия |-6,8 |-13,8 |-8,1 |1,0 |0 |
|Венгрия |-15,7 |-13,4 |-11,8 |1,7 |до 4 |
|Польша |-1,6 |-12,8 |1,5 |-7,0 |4 |
|Болгария |-6,4 |-12,5 |-18,8 |3 |- |
|Румыния |-1,0 |-13,2 |12,4 |4,8 |3,2 |
|Российская |-4,5 |-9,5 |-4,0 |-12,0 |-8 |
|Федерация | | | | | |
|Регион |-4 |-11 |-2 |-5 |-2 |
|в целом | | | | | |
|без РФ |-4 |-13 |0 |-1 |1...2 |

В качестве некоего эталона земельных и вообще аграрных преобразований для России иногда пытаются представить опыт формирования и осуществления аграрной политики в Китае. Во всяком случае об этом говорят конструкторы
“коллективной” собственности или вообще приоритета в ней государства, т. е. сторонники того же государственная монополизма. Нельзя не учитывать и того, что в части традиции, земле обеспеченности, плотности сельского населения, а также идеологических установок в области экономической политики Китай принципиально отличается от России и стран Восточной Европы.

Именно специфика Китая в указанных вопросах пока ориентирует на государственное владение землей, тем более что семейные наделы таковы, что нужно объединить до 10-15 и более участков, чтобы иметь настоящее высокотоварное хозяйство. К сложившейся структуре землевладения и землепользования приспособлена инфраструктура сельского хозяйства. В этих условиях нельзя торопиться с концентрацией земли у одних за счет землепользования других.

1.2. Цели, задачи, этапы реформирования экономики Китая по направления
( сельское хозяйство, промышленность, внешняя торговля).

Экономические реформы, проводимые в Китае с 1979 года, привлекают внимание политиков, ученых и предпринимателей во всем мире. Состоявшийся в октябре 1992 года XIV съезд правящей КПК подтвердил реформистский курс Дэн
Сяопина, обеспечивший быстрый экономический рост Китая. На передний план выходит новое поколение китайских руководителей, призванных двинуть дальше рыночные реформы с сохранением политического контроля в руках компартии.

Сопоставимость масштабов народного хозяйства России и Китая, структуры экономики, политических сил вызывают закономерный интерес у нас к анализу концептуальной сущности, технологии разработки и опыту проведения экономических реформ в Китае. Столь разительные результаты экономических реформ в странах Восточной Европы и России с одной стороны, и в Китае – с другой, дают хорошую базу для анализа и выявления тенденций и закономерностей хода экономических реформ.

Если говорить о результатах экономических реформ в Китае и в России, то красноречивее цифр по основным макроэкономическим показателям не скажешь. По данным справочника “Мир в 1993 году”, Китай занимает одно из первых мест в мире по темпам роста производства. в течение почти 15 лет, с тех пор как Дэн Сяопин приступил к реформированию национальной экономики, реальный рост ВНП в среднем достигал почти 9% в год, что позволило удваивать объем экономики каждые 8 лет. Если Китай достигнет той цели, которую он перед собой поставил, то до конца столетия темпы роста его экономики будут составлять 10% в год в 2000 году в шесть раз превысят показатели 1978 года.

Примерно такими же были результаты Японии и Тайваня, но за 23 года, начиная с 1950-го. Следует также учитывать, что по масштабам населения
Китай нельзя сравнивать с этими странами. К этому можно добавить, что безработица снизилась до 2,5%, экспорт вырос на 16% и составил в 1991 году
72 млрд. долларов. Средняя заработная плата увеличилась за 1991 год на 10%, а инфляция удержалась на уровне 4,2%. В то же время иностранные инвестиции, снизившиеся после политических потрясений в 1989 году, опять поползли вверх, достигнув в 1991 году 5 млрд. долларов. Китай превзошел почти все развивающиеся страны по показателям темпов роста выпускаемой продукции. национальный доход на душу населения более чем удвоился. Можно привести еще целый ряд экономических показателей, и все они будут подтверждать эффективность проводимых экономических реформ.

Таблица .

ВВП на душу населения в Китае
|Показатели |До начала реформ |В период проведения реформ |
| |1952 |1961 |1970 |1976 |1980 |1985 |1990 |1996г|
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. | |
|В долларах | | | | | | | | |
|Среднемировые |2529 |3132 |4065 |4586 |4884 |5116 |5552 |5961 |
|Россия |2629 |3745 |5323 |6156 |6245 |6554 |6984 |4140 |
|Китай |353 |309 |516 |619 |792 |1195 |1602 |2897 |
|В % к | | | | | | | | |
|среднемировым | | | | | | | | |
|Россия |103,9 |119,6 |130,9 |134,2 |127,9 |128,1 |125,8 |69,5 |
|Китай |14,0 |9,9 |12,7 |13,5 |16,2 |23,4 |28,9 |48,6 |
|Показатели Китая|13,4 |8,3 |9,7 |10,1 |12,7 |18,2 |22,9 |70,0 |
| | | | | | | | | |
|в % к пок. | | | | | | | | |
|России | | | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать