Началом реформирования экономики в Китае явились экономические реформы в сельском хозяйстве.
Сельское хозяйство.
Отходя от системы коммун, с 1979 года начались экономические преобразования в сельскохозяйственном секторе. Суть этих реформ состояла по существу в приватизации земли. Отдельные крестьяне и крестьянские семьи получили длительные контракты на пользование землей. Право владения землей стало наследуемым. После выполнения обязательных поставок государству коллективным хозяйствам было разрешено оставшуюся часть продукции продавать на свободном рынке. Изменилась роль государства как центрального планирующего и руководящего органа. Теперь крестьянин сам решал, что и сколько производить при условии выполнения контрактных обязательств. По оценкам Всемирного банка, за 10 лет чистый душевой доход крестьян с поправкой на инфляцию вырос на 260%, в валовая продукция сельского хозяйства за этот период удвоилась. Возросло производство зерна, несмотря на 10-процентно сокращение посевных площадей. Количество кооперативов и частных предприятий увеличилось на 1162,25%и достигло 18686 тыс. Занятость в частном секторе сельскохозяйственной экономики возросла на 222% и составила 98 млн. человек. К 1984 году основная проблема снабжения продуктами питания была решена. Выпуск продуктов питания возрастал на 6,9% в год, производство зерновых – на 7,4%. Стимулирующая роль государства состояла в том, что оно платило фиксированные цены за норму выпуска, а за выработку сверхнормативной сельскохозяйственной продукции гарантировало более высокие цены. При этом закупочные цены в сельскохозяйственном производстве постоянно повышались. Открытая дорога фермерству – аренда земли, а также право договариваться о ценах на произведенную продукцию – все это обеспечило и более высокие урожаи, и доходы крестьян. Сегодня Китай уже способен сам прокормить себя хлебом новые стимулы побуждают крестьян добиваться больших в сфере животноводства, птицеводства.
Реформы привели к развитию промышленности на селе. В прошедшем десятилетии там возникло около 80 млн. рабочих мест. В этом процессе проявились предпринимательские качества китайского крестьянина.
В 1978-1979 годах были созданы специальные экономические зоны провинции Гаундун и Фуцзянь. Их достижения основываются на комбинации относительно низкой заработной платы и большого трудолюбия местных жителей с “ноу-хау” зарубежных китайцев, маркетингом, охватывающим весь мир, и готовностью делать инвестиции. Кроме того, относительно низкие ставки налогов в специальных экономических зонах, хороший климат для инвестиций и тысячекратно подтвержденные успехи совместных предприятий, уже давно привели к созданию в КНР совместных китайско-американских, канадских, японских, австралийских и немецких предприятий.
Законодательством КНР определены основные льготы для свободных
экономических зон. Они таковы: ставка подоходного налога для всех видов предприятий с участием
иностранного капитала составляет 15% (в целом по стране 33%); для предприятий, использующих передовую технологию и поставляющих более
70% своей продукции на экспорт, введены дополнительные льготы (например,
снижение ставки подоходного налога на 10%, удлинение срока освобождения от
уплаты подоходного налога); для крупных предприятий с объемом иностранных инвестиций свыше 5 млн.
долларов, а также имеющих длительный период оборота капитала, подоходный
налог снижается или допускается полное освобождение от налогов на
определенный срок; иностранные предприниматели, инвестирующие свою прибыль с СЭЗ более чем на
пять лет, не платят с нее подоходный налог; производственные предприятия, учрежденные на срок не менее десяти лет,
освобождаются от налогов в первые два года прибыльной работы, а в
последующие три года выплачивают их в половинном размере; предприятия, созданные в сфере услуг на срок не менее десяти лет, не
платят налог в первый год с момента получения прибыли и вносят его в
половинном размере в последующие два года; установлены льготные ставки арендной платы на землю; предприятий СЭЗ полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при
ввозе необходимых для производственных нужд оборудования, сырья,
материалов, а также при вывозе готовой продукции на внешние рынки.
По нашему мнению, решающий вклад в ускорение экономического роста
Китая внесла стартовая структура его экономики – низкая доля в ВВП
промышленности и высокая доля сельского хозяйства. Именно с раздробления
крупных коллективных хозяйств на более мелкие, но более эффективные,
началось реформирование народного хозяйства Китая. Достигнутый благодаря
этому рост производительности имел колоссальные последствия. Крестьяне
разбогатели, стали преобразовывать сельскохозяйственную систему,
обеспечивавшую доселе только прожиточный минимум, торговать с городом и
создали огромный, ранее отсутствовавший внутренний рынок потребительских
товаров. Россия же игнорировала сельское хозяйство и такие связанные
вопросы, как собственность на землю, сельское образование, роль местных
органов власти и т.д. Между тем ее прежний широкий внутренний рынок
оказался разрушенным вследствие длительной инфляции, а также невыплат
заработной платы и пенсий.
Таблица .
Отраслевая структура экономики, в %
|Показатели |Китай |Россия |
| |1978 г. |1995 г. |1990 г. |1997 г. |
|ВВП всего, |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |
|в том числе: | | | | |
|сельское и лесное хозяйство |28,4 |20,6 |15,5 |6,8 |
|промышленность и строительство |48,6 |48,4 |44,3 |35,8 |
|сфера услуг |23,0 |31,1 |40,2 |57,4 |
|Все занятые, |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |
|в том числе: | | | | |
|сельское и лесное хозяйство |70,5 |52,9 |13,2 |14,4 |
|промышленность и строительство |17,4 |22,9 |42,3 |34,2 |
|сфера услуг |12,1 |24,1 |44,5 |51,4 |
В реальной действительности, вопреки широко распространенным представлениям, удельный вес промышленности в ВВП Китая был и остается не ниже, а даже выше, чем в России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста по сравнению с Китаем. Наоборот, российская экономика в эти годы переживала глубокий спад производства. С другой стороны, более высокий удельный вес промышленности в ВВП Китая не способствовал замедлению темпов его роста по сравнению с Россией.
Промышленность
Следующей составляющей экономических реформ в Китае являются реформы в
промышленности. Они начались после реформ в сельском хозяйстве. Основой
экономических реформ в Китае было изменение взаимоотношений между
монополизированным и немонополизированным секторами, причем последний
развивался очень быстрыми темпами. Изменения в структуре промышленности
Китая произошли не потому, что государственный сектор был приватизирован, а
в силу того, что негосударственный сектор рос более быстрыми темпами.
Значительной приватизации монополизированной промышленности не было. Волны
малой приватизации касались в основном розничной торговли. В промышленности
частный сектор оставался небольшим: 56% промышленного выпуска принадлежало
государственному сектору, 36 – коллективному и 5% – частному.
В результате микроэкономических мер в промышленности к 1985 году
возникла смешанная экономика, или, как ее называют в Китае, “система-
двухпутка”, что означало два способа распределения ресурсов.
Административно-командная система, реализуемая через государственные планы,
стала сочетаться с рыночным распределением и ресурсов, и продукции. новый
хозяйственный механизм предоставил государственным предприятиям возможность
закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. Доля
произведенной сверхплановой продукции резко возросла. После ослабления
контроля за ценами предприятия могли продавать сверхплановую продукцию на
открытом рынке по ценам на 20% выше установленных государством. Целью
проведения реформ в промышленности было ориентирование их на получение
прибыли и создание условий для того, чтобы заработал рынок. Относительные
цены претерпели резкий сдвиг в строну немонополизированного сектора. В
результате ценового сдвига правительство создало не только правовую, но и
реальную возможность развития потребительского производства.
Экономическое развитие Китая обеспечивается не гигантскими государственными предприятиями, а мелким бизнесом. Основная роль при этом принадлежит контрактным предприятиям.
Создание промышленных контрактных предприятий осуществляется следующим
образом. Во-первых, у предпринимателя должна быть идея относительно
бизнеса. Важно, чтобы на производимый товар не распространялся контроль
правительства за ценами, а материалы, из которых он изготовляется, не были
из ряда дефицитных. Затем, в районном банке берется заем около 2000
долларов. Затем, предприниматель заключает контракт в соответствии с
“отчислениями” в будущем и теми суммами, которые вкладываются в дело.
Глубоким заблуждением является то, что контрактные предприятия – это
небольшие и жилые артели. Скорее, наоборот: достаточно назвать компанию,
производящую персональные компьютеры и числовые процессоры в Пекине. На
предприятии заняты 3100 рабочих и инженеров. В 1995 году его торговый
оборот составил 425 млн. долларов. Основной фактор, привлекающий зарубежные
компании в Китай – это дешевая рабочая сила. Многие китайские
предприниматели готовы платить и больше, но, по словам президента одной из
компаний, “есть проблемы с неразумной китайской политикой взимания налогов
с доходов”, так как она лишает его возможности вознаградить своих рабочих
за хороший труд. Каждый юань, полученный сверх 800 юаней в месяц,
облагается налогом в 60%. Хозяйственный механизм, используемый при
реформировании экономики Китая, в монополизированном секторе состоял в
следующем: спрос на промышленную продукцию госсектора оставался высоким, поскольку
вся экономика в целом стремительно развивалась; чуть менее половины капитальных вложений в государственный сектор
“подчинялось” централизованному планированию; в рамках “кредитного плана” предприятиям предоставлялись кредиты.
Сочетание быстрорастущего спроса и предоставления дешевых кредитов привело к исключительно быстрому увеличению выпуска продукции госпредприятиями.
Политика экономических реформ в Китае в значительной степени учитывала
региональный фактор и держала курс на региональную самообеспеченность.
Региональная политика реализуется посредством передачи под контроль
провинциальных, муниципальных и местных органов власти, выведя их из
подчинения центральным министерствам. За годы реформ децентрализация
управления усилилась, что способствовало дальнейшему упрочению
государственных властных структур на местах. Уже сейчас на долю
предприятий, управляемых администрациями, кооператорами, иностранными
инвесторами или частными лицами, приходится более половины промышленной
продукции Китая. Темпы роста производительности труда на таких предприятиях
вдвое выше, чем на государственных, и они в отличие от государственных
легко могут расширять производство, не прибегая к повышению цен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9