На этапе ускоренного роста "формула ИРИ" олицетворяла плюсы сложившейся в Италии модели смешанной экономики: оригинальный способ финансирования, позволяющий мобилизовать значительные объемы частных инвестиций, высокую степень концентрации производства при децентрализации и маневренности управления, возможность своевременного вмешательства в целях разделения риска и обеспечения суммарной окупаемости капиталовложений.
Однако с течением времени на первый план стали выходить проблемы коррупции и неэффективности управления ИРИ.
Третий важнейший компонент производственной структуры Италии - кооперативный сектор. К началу 90-х годов в стране насчитывалось 88 тыс. кооперативов всех разновидностей, более 1/3 которых были объединены в четыре общенациональные организации (из них две очень крупные), из около 8 млн. пайщиков. В этот сектор входили 107 "народных банков" и 715 сельских и ремесленных сберегательных касс, на долю которых приходилось соответственно 12 и 14% активов национальной банковской системы. Система кредитных кооперативов обслуживала сотни тысяч малых и средних предприятий (МСП), подобно капиллярной сети пронизывая экономику ведущих районов производства и экспорта - Ломбардии, Пьемонта, Эмилии-Романьи, Венето.
Итальянская экономическая литература различает несколько видов территориальной кооперации МСП; промышленные округа, констелляции, группы, сети. Округ объединяет значительное число МП, специализирующихся на отдельных фазах производства какого-либо продукта; высокая плотность предприятий на ограниченной территории позволяет реализовать такие преимущества кооперации, как инновационность, гибкость, сокращение риска, снижение трансакционных и общих издержек. Констелляция - это кооперация небольшого числа предприятий (5-10), специализирующихся на промежуточных или на конечных стадиях производства. Среди них имеется головное, к которому остальные приспосабливают свой производственный ритм. Отношения между предприятиями либо неформальные, либо контрактные (с участием головного в капитале других предприятий). Группа появляется там, где в условиях модернизации производства вырабатывается новая стратегия роста, определяются цели и радиус действия, есть возможность приобретения новых мощностей и т.п. Сеть представляет собой неформальное (без участия в капитале) объединение автономных, но технологически тесно связанных между собой предприятий.
Имеются сети, используемые крупными компаниями (например, у концерна "ФИАТ" насчитывается несколько сотен крупных поставщиков, каждый из которых располагает собственным кругом субподрядных фирм второго уровня), сети франчайзинга (например, у компании "Бенеттон''), и сети, состоящие только из МСП. Именно среди этих последних наиболее часто наблюдается использование кооперативной формы собственности как таковой. Кооперативный сектор производства широко представлен в промышленных округах, констелляциях и группах.
За пределами страны получила известность в качестве "итальянской модели индустриализации" (она же "модель Эмилии-Романьи", или "диффузная индустриализация") та форма кооперированного малого предпринимательства, которая в других странах известна как "промышленный округ" (термин, предложенный американским экономистом Маршаллом). Эти территориально-производственные системы типичны для большинства провинций Северо-Востока и Центра страны, где проживает свыше 35% населения.
Главный отличительный признак округов и залог их жизнеспособности - интенсивное использование местных ресурсов: предпринимательской инициативы, ноу-хау (обычно здесь имеются давние ремесленные традиции и навыки выхода на внешние рынки), обученной на месте рабочей силы (это районы с полуаграрным населением, где семьи в 20-30 человек не редкость), накопленных сбережений т.д. Округ относительно независим в определении своей хозяйственной стратегии, менеджмента, организации производства и сбыта продукции. Разделение труда в такой структуре предполагает многообразную взаимозависимость между предприятиями - квоты финансового участия, контракты на поставку продукции, неформальные временные соглашения и т.д.
Исторически в Италии различаются "белые" (католические) зоны, где кооперативный сектор складывался под лозунгом "солидарности", и "красные" (левые), строившие его на началах "взаимопомощи". Важную роль в тех и других играет социокультурный фактор, определяющий ситуацию на рынке труда. Здесь поддерживается рациональная связь между численностью квалифицированной рабочей силы и созданием новых предприятий: по мере необходимости происходит отпочкование, создающее новые рабочие места. Округа и сети предоставляют участникам разнообразные услуги в области технологии, профессионального обучения, менеджмента, сбыта продукции, финансирования и т.д.
С сетевым производством в округах связана одна из уникальных особенностей итальянской экономики, выделяющая ее из круга других стран-лидеров: ведущая роль малого и среднего предпринимательства в продвижении национальной продукции на внешние рынки. Вес наиболее конкурентоспособные отрасли обрабатывающей промышленности – производство текстиля, модной одежды и обуви, бытовых электротоваров и других предметов домашнего обихода, пищевой продукции — представлены территориальными гнездами МСП и организованы по кластерному признаку. Так, керамическая промышленность (около 30% мирового производства, 60% мирового экспорта и лидерство по широте ассортимента) почти вся сосредоточена в округе Сассуоло, провинция Эмилия-Романья, где гончарное производство известно с XIII в. Округ Прато, "шерстяная столица ЕС", ведет крупномасштабное экспортное производство на 16 тыс. мелких предприятий со средним числом занятых чуть больше трех человек на каждом.
Итальянские корпорации обычно развиваются по вертикали: производство готовой продукции на месте обрастает специализированными предприятиями по выпуску промежуточных товаров, необходимого сырья, специального оборудования и сопутствующих услуг. Отрасли, считающиеся традиционными, работают на базе передовых технологий, с применением современной техники маркетинга, и активно используют информационную составляющую в области конструирования, новых материалов и вообще быстрого внедрения новшеств.
Все это, а также определенная поддержка со стороны государства (в частности, введение стимулов для покупки современного промышленного оборудования) обеспечивает высокие темпы роста производительности труда. Неизбежные для малого предпринимательства слабости, связанные с нехваткой венчурного капитала, управленческого опыта и глобальных стратегий, малый бизнес успешно компенсирует своей исключительной способностью приспособляться к любым условиям рынка, готовностью к риску и конкуренции. Дополнительным преимуществом, начало которого заложено в гуманистических традициях страны, является совмещение технико-инженерных требований с эстетическими: от экспорта дизайна Италия получает ежегодно до 10 млрд. долл.
В отличие от малых крупные предприятия имеют обыкновение больше полагаться на государственную поддержку, которая обеспечивает им льготный режим на внутреннем рынке, и малоконкурентоспособны на внешних. В результате среди ведущих экспортеров страны лишь 1/5 относятся к крупным, а на предприятия с числом занятых менее 300 приходится 40% стоимости национального экспорта. Слабым звеном в экспортной деятельности является и госсектор: практически все отрасли, в которых государство выступает в качестве основного производителя, потребителя или поставщика, крайне уязвимы на внешних рынках.
В стране имеются мощные организации по защите корпоративных интересов: Конфедерация промышленников (Конфиндустрия) и ряд других предпринимательских союзов, три профсоюзных объединения разной партийной окраски и два ведущих кооперативных объединения, построенные по территориально-отраслевому принципу.
Взаимодействие этих структур оказывает решающее влияние на рынок труда. В течение десятилетий в Италии действовала подвижная шкала заработной платы; уровень социальных отчислений предпринимателей был одним из самых высоких в ОЭСР. Профсоюзное наступление 1969-1970 г. завершилось принятием "Статуса трудящихся" и введением системы коллективных договоров, резко расширявшей права трудящихся на управление предприятиями и гарантии сохранения рабочих мест. В периоды спада конъюнктуры, однако, патронат отвоевывает позиции, сокращая масштаб своих уступок.
1.3.Изменения в механизме управления экономикой.
Финансовый закон 1992 г. отводил приватизации роль ключевого инструмента новой экономической политики. В соответствии с ним главные государственные холдинги ИРИ и ЭНИ, публичные агентства КРЕДИОП и ИМИ, ряд государственных монополий подлежали немедленному акционированию. Право собственности на активы кредитных институтов вместе с ответственностью за реструктуризацию и продажу отдельных компаний переходило к казначейству. Часть средств от приватизации предполагалось передавать ИРИ и ЭНИ, другую часть использовать для покрытия государственного долга.
После продолжительных дебатов было решено, что форма приватизации будет избираться применительно к каждому отдельному случаю. Прибыльные банки, страховые компании и промышленные предприятия подлежали немедленной продаже без реструктуризации, убыточные предполагалось сначала реструктировать. В ряде случаев (отраслевые холдинги ЭНЭЛ, СТЕТ) государство сохраняло за собой «золотую акцию». В 1994 г. были законодательно определены стратегические секторы с особыми прерогативами государства: некоторые предприятия оборонной промышленности, телекоммуникаций, транспорта и энергетики должны были изменить отдельные статьи документов, определяющих их юридический статус, таким образом, чтобы казначейство получило право вето на трехлетний срок, если 10% (или более) их капитала окажется в руках одного инвестора.
Для рассредоточения отчуждаемой государственной собственности среди возможно большего числа мелких держателей закон устанавливал потолки единоличного участия в капитале приватизируемых предприятий. С другой стороны, в ряде случаев считалось важным наличие «твердого ядра» собственников, которым запрещалось перепродавать акции, и вводились специальные (с правом голоса) права собственности. Были установлены правила, обеспечивающие большую прозрачность функционирования корпораций. Так, регистрации подлежали все соглашения, заключенные между акционерами котирующихся на бирже компаний (включая голосующие и консультативные трасты). В 1990 г. в стране впервые было принято антимонопольное законодательство, вводившее нормы регулирования картелей, ограничившее возможности злоупотребления доминирующим положением и ставившее под контроль процесс слияний и поглощений.
Ускорилась модернизация банковской системы, начало которой было положено на рубеже 80-90-х годов в связи с утверждением директив Комиссии ЕС. Согласно законодательству, принятому еще в 1936 г., долгосрочное кредитование велось небольшим числом специализированных институтов публичного права и использовалось как инструмент государственной политики развития отдельных отраслей и районов. Краткосрочный кредит был отдан коммерческим банкам и являлся главной формой их участия в инвестиционной деятельности нефинансового сектора. Коммерческие банки не имели права владеть акциями промышленных предприятий и быть представленными в их административных советах. Было только три деловых банка, широко занимавшихся инвестиционными операциями: два банка публичного права – «ИМИ» и «Медиокредито Чентрале», которые специализировались на поддержке госсектора и МСП, и "Медиобанка", с преобладанием частного и иностранного капитала, обладавший высокой степенью независимости от государства и занимавший стратегическое положение в сети межфирменных участий в капитале.