1) рыночного (быстро ориентируются на спрос не очень заботясь о качестве продукции);
2) маркетингового (вначале изучают рынок, определяют свое место на рынке, заботятся о качестве продукции);
3) технологического типов (пытаются расширять ассортимент основных видов продукции).
Предприятия бывают:
- однопродуктовые
-много продуктовые, в том числе за счет диверсификации производства – это расширение номенклатуры выпускаемой продукции, проникновение в другие отрасли.
Диверсификация производства была модна за рубежом в 60-70е гг., когда ошибочно считали, что не обязательно знать особенности выпускаемой продукции и диверсификации производства пошла по пути приобретения неродственных предприятий.
Жизненный цикл предприятия.
Рождение связано с решением задачи удовлетворения интересов покупателей с занятием свободной рыночной ниши.
Детство – рост предприятия обгоняет рост управленческого потенциала.
Юность – на смену интуитивному риску приходит расчет.
Зрелость –осуществляется проникновение в новые сферы деятельности.
Возрождение- необходимость смены руководства.
Исторический опыт жизненного цикла говорит о том, что цикл возрождения продолжается 30-40 лет.
|Стадии |Рождение |Детство |Юность |Зрелость |Старость |Возрождени|
| | | | | | |е |
|Параметры | | | | | | |
|Главная |Выживание|Краткосро|Ускоренный|Формирован|Сохранение |Оживление |
|цель | |чное |рост |ие |статуса |деятельнос|
| | |получение|производст|индивидуал|«кво» |ти |
| | |прибыли |ва |ьности | | |
|Характерны|Боязливос|Целеустре|Гибкость |Самодоволь|Нарождение |Реорганиза|
|е черты |ть |мленность| |ство |бюрократизм|ция |
| | | | | |а | |
|Способ |Единоличн|Коллективный |Децентрали|Традиционны|Агрессивны|
|руководств|ый, | |зованный |й |й |
|а |авторитар| | | | |
| |ный | | | | |
ОСОБЕННОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
К особенностям машиностроительных предприятий в России относятся:
1) многономенклатурность продукции;
2) многодетальность продукции;
3) длительность цикла подготовки к выпуску новой продукции;
4) длительность цикла изготовления;
5) широко развитые производственные связи.
Для обеспечения экономической независимости страны необходимо иметь не только собственное машиностроение, но и экспортно-импортные связи. Темпы развития машиностроения должны превышать темпы развития промышленного производства.
Для машиностроения необходимо широко развивать услуги по техническому обслуживанию выпускаемой продукции, гарантийный ремонт, рынок запасных частей. Непременным составляющим работы машиностроительного предприятия должен быть выпуск запасных частей, номенклатура и объем которых зависит от срока эксплуатации основной продукции. Запасные части, будучи средством поддержания работоспособности машин, выступают в качестве сопутствующих товаров, а сопутствующие товары всегда дорогие.
Производственные и финансовые связи предприятия:
. связи со снабжением;
. связи со сбытом.
Можно отметить два подхода к формированию связей.
1) Когда предприятия заключают друг с другом договоры на длительный срок — предприятия-потребители стараются помогать предприятиям-поставщикам.
2) Чисто рыночные связи — когда поставщик попал в тяжелое положение, потребитель ищет другого поставщика.
Производственные связи бывают прямые и косвенные. В связи с тем, что предприятия взаимосвязаны в производственной сфере, негативная работа одного может отрицательно сказаться на экономике другого предприятия.
Наряду с хозяйственными связями существуют финансовые связи. В подавляющем числе случаев расчет за материалы, сырье производится по безналичному расчету.
ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНОГО РАСЧЕТА
1 Платежное требование: применяется при расчете с иногородними покупателями - поставщик отправляет товар и предъявляет требование об оплате в свой банк (банк поставщика). Это комбинированный платежный документ, объединяющий платежное поручение покупателя и платежное требование поставщика.
2 Платежное поручение: это документ, содержащий приказ или поручения плательщика банку о списании с его счета определённой суммы на счет получателя. Преимуществом оплаты является относительно простой, быстрый документо-оборот, а также возможность для плательщика предварительно проверить качество выполняемых работ или услуг. Действительно в течение 10 дней.
3 Аккредитивная форма расчета: сущность заключается в том, что средства получателя резервируются в банке поставщика, куда они поступают по распоряжению владельца. Применяется при разовых сделках и когда нет доверия покупателю. Преимущество аккредитива в том, что поставщик получает гарантию своевременного платежа, покупатель - гарантию поставки и перечисления средств на счет поставщика только после выполнения последнего в условии договора. Недостаток — твлечение средств покупателя из оборота.
4 Расчеты с помощью чека: применяется при разовой сделке. Расчетный чек
- это документ, который содержит поручение чекодателя (плательщика) банку о
перечислении с его расчетного счета определенной суммы на счет
чекодержателя при сдаче последним чека в банк.. Расчет по чеку может быть
гарантирован авалистом.
5 Бартер, т.е. натуральный обмен товарами. Неэффективная форма расчета, так как проходит мимо банка.
6 Вексельная форма расчета. Вексель - это ценная бумага и одновременно коммерческий кредит. Простой вексель - это обязательство векселедателя уплатить по наступлению срока определенную сумму денег держателю векселя через банк. Переводной вексель - когда вексель передается первым лицом, имевшим на него право, другому лицу и тот обязан оплатить этот вексель.
7 Факторинг: осуществляется через посредническую организацию, обычно
тесно связанную с банком. Основная задача факторинга - ускорение расчетов.
Дело в том, что в условиях устоявшегося рынка широко проходят оплаты счетов
от 1 до 3 месяцев. Для ускорения платежа оговариваются скидки в цене, при
неоплате в срок взимается штраф. Суть факторинга состоит в том, что
посредник немедленно оплачивает поставщику по счету клиента. За эту услугу
поставщик платит посреднику определенный процент. Продавец заинтересован в
скорейшем получении средств по счету, так как он является покупателем
других материальных средств.
В расчетах между предприятиями, находящихся в разных государствах, в договоре отражается вид валюты и условия оплаты.
В условиях инфляции происходит изменение цен, поэтому то что стоило дешевле, стоит дороже. В этом случае разумно устанавливать расчетные цены.
[pic] где Цр – цена расчетная;
Цб – цена базовая;
Ат – цена единицы материалов в текущем году;
Аб – цена единицы материалов в базовом году;
( – удельный вес затрат материала в себестоимости продукции;
Вб – стоимость единицы затрат труда в базовом году;
Вт – стоимость единицы затрат труда в текущем году;
( – удельный вес затрат труда в себестоимости продукции;
С – прочие затраты.
ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.
Построение управления основывается на выполнении определенных функкций:
1 законодательная функция (применение стратегических решений);
2 исполнительная функция;
3 контрольная функция.
В своей эволюции задач управления американский экономист Ансофф рассматривает 3 эпохи развития:
1) Эпоха массового производства. Главная задача — расширение масштабов производства стандартного продукта по самой низкой цене. Пути решения: постоянство конструкции; повышение эффективности производства за счет внутренних резервов; невмешательство государства в предпринимательскую деятельность.
2) Эпоха массового сбыта. Наступает, когда спрос на основные потребительские товары близок к насыщению. Основная задача — производство продукции для удовлетворения спроса, т. е. переход от стандартной продукции к дифференцированной. Путь решения— продвижение моделей на рынок путем рекламы, упаковки, отделки, организации сбыта.
Особенности: определяющие условия производства диктуются извне; удешевление не является самоцелью; главная забота — репутация фирмы.
3) Постиндустриальная эпоха — эпоха наступившего благосостояния.
Главная задача — обслуживание богатого потребителя через достижения научно-исследовательских, конструкторских разработок.
Особенности:
7. общество нуждается в качественной продукции;
8. борьба за рынки сбыта обостряется.
Общие тенденции проблем управления:
темпы изменения внутренней и внешней среды предприятия будут высокими; конкуренция будет все более безжалостной; понятие географической границы будет размываться; ускоряющиеся темпы технического прогресса приведут к возрастанию его роли в конкурентной борьбе; возрастет роль квалификации как условия адаптации к окружающей среде; роль управления сместится от контроля над людьми к возможности проявить себя.
ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ РЕСУРСОВ
Предприятие представляет собой систему по преобразованию ресурсов.
Особенности производственной системы:
- изменчивость параметров системы и эластичность ее поведения
- способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения в изменяющейся обстановке
- способность адаптироваться к изменяющейся обстановке
- способность к формированию цели внутри системы
- уникальность и непредсказуемость системы, благодаря наличию в ней человека.
Согласно трудовой теории стоимости, прибыль которую включают в цену продукции, получается из того, что затраченный труд больше, чем та часть, которая выдана рабочему в качестве заработной платы.
|Прибыль |
|плата за средства |плата за |плата за риск |
|производства |предпринимательство | |
Предприятия работают ради получения прибыли. В начале 20 века экономисты Дуглас и Кларк предложили математическую модель зависимости объема производства от основных факторов производства.
[pic] где:
K – количество задействованного капитала;
L – количество задействованного труда;
(, ( - степенные показатели, показывающие, во сколько увеличится объем продукции Q, если на 1% увеличится количество капитала или труда, оставляя количество другого фактора фиксированным.
Такая зависимость была основана на теоретической посылке, что в основе
цены любого фактора производства лежит так называемый предельный продукт.
Коэффициент A учитывает другие, кроме этих двух, факторы производства.