Вследствие развития науки человек защитил себя от стихии природы, массовых эпидемий, но глобализация рынков, связанная с информационными технологиями, привела к зависимости человека от стихии международных курсов валют, когда благополучие определяется не его трудолюбием и талантами, а взлетами и падениями национальной денежной единицы.
Общество пытается отвечать на вызовы, порождаемые временем. Поэтому в качестве ответной реакции вполне понятно стремление людей к фундаментальным, незыблемым, абсолютным (а не релятивистским) нравственным ценностям.
В России в силу особенностей исторического развития не были до конца разрушены элементы "традиционного общества". Это обстоятельство не учитывалось при проведении рыночных реформ. Болезненность ситуации заключается как раз в том, что в современном российском обществе не действуют ни регуляторы юридического характера в виде законов, ни нравственные запреты, потому что одно разрушено, а другое не прижилось.
Особенностью развития научно-технической революции в России была своеобразная, высококачественная система высшего образования, делавшая акцент на развитии способности учащихся разобраться в новых нестандартных проблемах. Потребление знаний носило не узко утилитарный характер, а было частью общей культуры общества. Все это необходимо учитывать при поиске адекватных ответов тем вызовам, которые России, как и всему остальному миру, бросает современная эпоха.
Касаясь вопросов, связанных с созданием в России "экономики знаний", необходимо помнить, что у нас остро стоят вопросы не только инновационного развития, но и простого воспроизводства, так как уровень износа основных фондов предприятий запредельно велик и в некоторых отраслях промышленности достигает более 80 %.
В связи с благоприятной внешнеэкономической ситуацией, когда цены на нефть дают огромный приток денежных средств, а значит, потенциальную возможность наверстать упущенное, в плане внедрения прорывных технологий, особенно актуальны поиски механизмов улучшения инвестиционного климата в России.
Многие по-прежнему главным препятствием считают недостатки действующего законодательства. Действительно, определенный резон в этом есть. Так, у нас слабо защищены права миноритарных акционеров, что фактически не дает возможности развиваться таким широко распространенным на Западе механизмам финансирования, как дополнительная эмиссия ценных бумаг. Однако главное - это отсутствие твердых нравственных ориентиров в предпринимательской среде, что порождает колоссальное недоверие друг к другу и поэтому создает большие трансакционные издержки. Недоверие во многом связано и со сложностями получения информации о деятельности компаний в нашей стране. Фрагментарность информационных систем, разрозненность данных по важнейшим экономическим показателям значительно снижают возможности инвестирования в российскую экономику, так как никто не хочет вкладывать средства в "черный ящик". "Прозрачность" бизнеса, приветствуемая на словах, на деле в России отсутствует.
Нужно оздоровление нравственного климата, выдвижение большая задачи для общества, способной сплотить население страны. Необходима эмоционально-психологическая мобилизация, нравственная консолидация общества.
1.2. Роль государства в организации производства знаний
Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста
экономики в развитых странах. О темпах развития этой тенденции говорит хотя бы
то, что 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития
человечества, — наши современники, а среди всего объема знаний 90% созданы за
последние три десятилетия. По доле высокотехнологичных секторов в валовом
внутреннем продукте (ВВП) список наиболее передовых стран мира выглядит так:
Республика Корея, Швеция, Швейцария, Германия, Япония, США. По объему
производства высокотехнологичной продукции страны ЕС заметно опережают США.
Россия же по этому показателю занимает пока 12-е место в мире. В ряде стран
сегодня регулярно проводятся общенациональные саммиты по проблемам экономики
знаний.
В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее
приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой
стране энтузиазмом заучивают новый лозунг: «Основа экономики знаний —
образование. В современном мире движущая сила экономики — конкуренция — все
больше сводится к конкуренции знаний». В крупнейших университетах мира год от
года растет число китайских студентов, в стране создается государственная
система освоения научных и технологических новшеств — естественная основа
экономики знаний. Главной своей задачей государство провозгласило организацию
спроса на знания.
В России также
заметно стремление молодежи получить высшее образование, но здесь существует
особая демографическая проблема, которая в конечном итоге отражается на
сохранении интеллектуального потенциала государства. Так, согласно рейтингу,
составленному на основе статистических данных ЦРУ, Россия находится на 142-м
месте в мире по продолжительности жизни, уступая по этому показателю Ираку и
чуть обгоняя Белиз. Ожидаемая продолжительность жизни для новорожденного
российского мальчика, по данным ВОЗ, составляет всего 52,8 года, для девочки -
64,3 года. Для примера: американские малыши смогут прожить 67,2 и 71,3 года
соответственно, немецкие - 69,6 и 74, японские - 72,3 и 77,7 года.
В этих условиях о построении постиндустриального общества, основанного на
знаниях, можно забыть. Затратив немалые средства на подготовку образованного
человека, необходимо затем как можно более эффективно использовать полученные
им в процессе обучения знания. Высокая смертность россиян существенно
укорачивает время их использования, что, соответственно, уменьшает и отдачу от
затрат на образование.
Сокращение государственного финансирования вузовского обучения также может привести к негативным последствиям для построения экономики знаний. Так, повышение платы за обучение может существенно ограничить доступ к образованию для выходцев из семей с низким уровнем доходов. Для России жизненно важно, чтобы было увеличено государственное финансирование университетов и выделялась помощь студентам на уровне регионов. В частности, администрации регионов и университеты могут договориться о реализации программы выдачи кредитов студентам при условии, что возврат кредитов будет соотнесен с уровнем доходов выпускников после окончания ими учебного заведения. В экономике знаний государственное финансирование высшего образования и исследовательской деятельности следует рассматривать как капиталовложения в будущее, что, в конечном счете, принесет высокие дивиденды всему обществу.
У нас в стране в последнее время все больше говорят об инновационной экономике, высоких технологиях как основе развития цивилизации, обществе знаний, информационном обществе. Государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы создать среду для развития экономики знаний, но для этого нужны организационные, правовые, экономические меры. И, конечно, налоговые льготы, как, например, в США и Великобритании. Но пока в производство знаний в России вкладывают около 1,6% ВВП, тогда как, в странах Организации экономического сотрудничества и развития — около 5%. Главное, чего нам недостает, — это прежде всего изменения в массовом сознании, которое надо ориентировать на то, что основное богатство России — человеческий капитал, а не недра.
Необходимо отметить, что производство знаний в мире четко локализовано, а вот их потребление распределено (по крайней мере — в развитых странах) равномерно.
В развитых
странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких
технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а страна расходует на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40%
от общемировых затрат, около 66% работающих сегодня имеют высшее или
незаконченное высшее образование (администрация намерена при жизни нынешнего
поколения довести этот показатель до 90%). Показательны и данные по России
(население — примерно 2,5% от мирового, ВВП — 2,5% от мирового, а расходы на
НИОКР — заметно меньше 1% от мировых, при этом причиной все большего числа
техногенных катастроф официально признается «человеческий фактор», т. е.
некомпетентность или неспособность совладать со сложной техникой).
По совокупности близких по смыслу показателей Россия сегодня в 2–3
раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики знаний, частный капитал
уклоняется от вложений в знания (участие частного капитала в финансировании
НИОКР в странах ЕС достигает 55%, а в США — 67%). До сих пор стране не удается
усвоить простейший урок: во всех случаях, когда структуры, производящие знания,
хотя бы отчасти освобождались от налогов, производство знаний резко возрастало.
В экономике знаний нельзя, как на рынке, предложить часть знаний на пробу,
чтобы потом продать всю партию. Рынок знаний держится на репутации, на доверии.
Если обсуждать государственную политику в сфере экономики знаний, можно отметить три чрезвычайно важных аспекта. Во-первых, трансформация институциональной структуры науки. Здесь государство должно играть лидирующую роль до тех пор, пока не оформится развитый сектор корпоративной науки, что, кстати, уже и происходит. Во-вторых, переход от поддержки организаций к стимулированию видов деятельности. Мы никак не можем от этого отойти, и государство продолжает по непонятному принципу поддерживать определенные институты и программы. Если взять Закон о науке, то в нем все нацелено на поддержку научно-исследовательских институтов, а вузовская и корпоративная наука фактически дискриминированы. И, наконец, в-третьих, необходимо стимулирование кооперационных связей. Экономика знаний - это экономика сетевых связей в самых разных формах. Речь, в частности, идет о взаимодействии между наукой, образованием и бизнесом, содействии формированию и развитию инновационных кластеров и т.п.
Государство, правительство может сыграть очень важную роль в новой экономике, построенной на модели открытой инновации. Но эта роль сильно отличается от того, что власть привыкла делать раньше. Во-первых, государство может принимать участие в финансировании исследований на ранних этапах. А также инвестировать в образование. Кроме того, весьма значительна роль государства в защите интеллектуальной собственности. Система защиты интеллектуальной собственности обязательно должна быть четкой и ясной, чтобы компания знала, что ее интеллектуальная собственность защищена законом. Также государство может способствовать обмену знаниями, информацией, технологиями, если возьмет на себя организацию конференций, соревнований, конкурсов, вручение каких-либо премий. Государству необходимо также поддерживать на этом направлении малый бизнес, так как последнему сложнее найти доступ к государственным учреждениям, чем крупным компаниям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10