Экономика. Лекции, которые в дальнейшем использовались в качестве шпор
p> Ценовая политика.
Цель ценовой политики: максимизация прибыли на микро уровне, на макро уровне - стабильность.
Возможности ценовой политики зависят не только от предприятия, они ограничены тем, что понижение цен может вызвать у покупателей недоверие к продукции (высокая цена = высокое качество). Ограниченность ценовой политики вызвано поведением конкурентов. Высокая цена - агрессивность конкурентов. Резкие колебания цен - недоверие к фирме. Фирма должна учитывать факторы ценообразования:
1. влияющие на стоимость (произ-ть, интенсивность, условия, время реализации)
2. связанные с рынком: -спрос, предложение; -полезный потребительский эффект;
3. связанные с устойчивостью денежного обращения.

Пределы ценовой политики:

Цена продавца

затраты на пр-во и реализацию товара прибыль

издержки издержки трансакционные пределы цены пр-ва обращения издержки (поле для

маневрирования ценой)

Цена покупателя

Из-ки пр-ва: -(кл.) часть стоимости товара, возмещающее затраты предпринимателя; -(неокл.) выплаты предпринимателя поставщикам ресурсов, которые обеспечивают предпочтение данной фирме альтернативному использованию ресурсов.

Из-ки обращения - затраты на реализацию товара, хранение, транспорт, упаковка, продажа.
Трансакционные из-ки - издержки, связанные с процессом контакта продавца и покупателя, на послепродажное обслуживание, на адвоката, поиски покупателя, поставщика и т.д.

Издержки пр-ва:
1. нормативные - затраты на товар, выпускаемые фирмой, производимые при наилучших и организационных условиях пр-ва;
2. фактические - затраты данной фирмы.

1. постоянные - не связаны с объемом пр-ва (аренда, амортизация, зарплата обслуж. персонала, освещение, отопление);
2. переменные - зависят от объема пр-ва (сырье, материалы, топливо, зарплата работникам).
В стоимости ед. продукции удельный вес переменных издержек неизменен, а постоянные из-ки изменяются.

1. общие - сумма постоянных и переменных издержек;
2. средние - затраты на ед. продукции в каждом выпуске;
3. предельные - затраты на каждую дополнительную ед. продукции, выпускаемую сверх;

Издержки обращения:
1. чистые - связанные с продажей товара (оплата труда, содержание магазина);
2. дополнительные - связанные с доставкой товара от производителя к покупателю.

Ценовая политика:
1 этап: -изучение спроса на товар на рынке; -изучение объема спроса;
-изучение эластичности спроса; - изучение денежных доходов покупателя.
2 этап: -определение расчетной цены, с которой фирма хочет выйти на рынок;
-проверяются различные варианты цены:
P1Q1 и P2Q2 => P2Q1) или P2>P1 (Q2D, то D’=D+d
2. движение капитала
3. в процессе движения капитал меняет свои формы: деньги -> средства пр-ва
->....-> деньги

1. Само обращение увеличение стоимости дать не может, т.к. в обращении происходит эквивалентный обмен;
2. При неэквивалентном обмене продавцы получают избыток стоимости (цена выше стоимости). Продавец теряет свой избыток стоимости, когда он выступает в роли покупателя и возрастание стоимости не происходит.
3. Удачливый предприниматель: покупает товар за цену ниже стоимости, а продает по цене выше стоимости. Получает избыток за счет других предпринимателей и покупателей.

Следовательно, обращение не является той сферой, которая порождает избыток.
Капитал не возникает из обращения. Но капитал не может возникнуть и без обращения.
Это является противоречием всеобщей формулы капитала: D-T-D’. D-T, D’-T’,
T’>T.
Существует, если сущ. товар, который сам увеличивает свою стоимость.
Рассматривается процесс пр-ва. Процесс пр-ва не возможен без специфического товара - рабочей силы (этот товар явл. источником стоимости).
Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, т.е. его способность к труду, которую он использует при создании матер. благ.
Условия:
1. наемный работник - лично свободен
2. наемный работник лишен средств пр-ва
3. наемный работник продает свою силу на время

На рынке 2 свободных предпринимателей:
Собственник пр-ва - заинтересован, чтобы бизнес был квалифицирован, производил качественный товар
Собственник раб. силы - вынужден экономически продавать раб. силу, заинтересован в продаже раб. силы.
На рынке их отношения как равных товаропроизводителей. Перестают быть такими в процессе пр-ва.

Рабочая сила как любой товар имеет: потребительская стоимость - состоит в том, что способна создавать новую стоимость большую чем на самом деле; стоимость - измеряется общ. трудом, затраченным на пр-во средств рабочего, семьи и на подготовку квалифицированного рабочего.
Дневная стоимость раб. силы: [pic]
A - дневная потребность в товарах (их стоимость)
В - недельная потребность
С - месячная
D - квартальная
Е - годовая

Маршалл: “В эту формулу входят потребности, которые позволяют работать и жить (“-“ кофе, алкоголь, табак ...)
Стоимость раб. силы содержит физич. элемент и моральный элемент.

Стоимость раб. силы величина объективная.
Для каждой страны с учетом периода времени величина стоимости раб. силы - определенная.
Как правило зарплата ниже стоимости раб. силы.
Мы считаем, что раб сила оплачивается полностью.

Факторы, влияющие на стоимость раб силы: в сторону увеличения:
- НТР повышает требование к качеству, квалификации раб силы
- возрастание интенсивности труда
- з-н возвышения потребностей в процессе развития произв. сил в сторону понижения:
- повышение пр-ти общ. труда в отраслях, которые создают средства работника или производят средства пр-ва для создания средств. Понижение стоимости происходит сразу у всех предпринимателей страны.
- использование в пр-ве детского и женского труда

Стоимость раб силы имеет разные тенденции в разные периоды.
Как раб сила в процессе пр-ва создает избыток стоимости. процесс пр-ва при рынке имеет двойственный характер:
1. как процесс труда, где происходит взаимодействие факторов пр-ва и создается товар. Процесс труда характеризуется тем, что собственность на средства пр-ва и товар находится в условиях предпринимателя => условие труда определяет собственника;
2. как процесс возраст. стоимости - происходит в процессе стоимости.

Предприниматель затрачивает:
D(12)-T(с. пр-ва(12) и р. сила (3)) ...пр-во... Т’-D’(20)
Средства пр-ва: пряжа: хлопок (10), станок (2)
Т’ - пряжа, стоимость Т’ - старая стоимость (12), которая была воплощена в процессе пр-ва. Рабочий трудом переносит стоимость ср-в пр-ва на пряжу + абстрактный труд = новая стоимость (ее создает рабочий и присоединяет к стоимости ср-в пр-ва) за 1 час труда - 1 ден. ед. стоимости
Столько нервов, мускулов тратится сколько необх. для создания ден. единицы.
Зависит от рабочего времени, интенсивности
8 ч - 8 ед. стоимости
Стоимость товара 12+8=20 ден. единиц => продавая товар при эквивалентном обмене получим 20 ден. ед. => новая стоимость распадается на 2 части:
1. эквивалент стоимости раб силы (3)
2. прибавочная стоимость (5)

Увеличение капитала происходит за счет прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость - источник дохода на все виды капитала.
Прибавочная стоимость - часть новой стоимости, созданной наемным работником сверх стоимости его раб силы и безвоздмездно присваемая предпринимателем.
Увеличение прибавочной стоимости:
1. пр-во абсолютной пр. ст-ти. Увеличение пр. ст-ти происходит за счет увеличения раб дня. Весь раб день условно делится на 2 части: необходимое время (в течении которого создается эквивалент ст-ти раб силы (3), зависит от величины ст-ти раб силы, от величины новой ст-ти создаваемой работником за 1 ед. времени) и прибавочное время.
2. связан с ростом пр-ти труда в отраслях производящих ср-во рабочего или создают для них средства пр-ва.
При увеличении роста производ-ти понижается стоимость роб силы у всех работников. При понижении ст-ти раб силы уменьшается необх. время, увеличивается прибавочное время.
Прибавочная ст-ть, которая образуется за счет уменьшения необх. времени и увеличения приб. времени при const раб дня называется прибавочная приб. стоимость.

Экономическая теория.

Избыт. приб. ст-ть - не на всех предприятиях, лишь где хорошая техника -> затраты на ед. продукции снижается. Продавая товар по рын. стоимости получают прибыль и избыток прибыли (стимул, заставляющий снижать затраты на пр-во внедряя новую технику).
Изб. при. ст-ть ограничивает рост пр. сил т.к. действует до момента пока новая техника не станет известно остальным (коммерческая тайна).

Двойственное влияние на НТП: стимулирует и ограничивает.
2 характеристики приб. ст-ти (m):
1. норма: [pic] m - величина приб. стоимости, созданная одним рабочим m’ - норма приб. стоимости
V - стоимость раб. силы
Новая ст-ть=экв. ст-ти раб. силы (рабочему) + приб. ст-ти (предпр.)=V+m
Норма выражает пропорцию, в которой вновь созданная ст-ть делится между рабочим и предпринимателем (вся принадлежит предпринимателю).
Показывает какая величина приб. ст-ти создается на ед. затрат пред-м на раб силу.
Если m’=100% то m=v
2. масса: [pic]
M - масса m - величина приб. ст-ти одного раб
V - ст-ть раб силы всех раб
М зависит от m’, от числа работников
Предприниматель заинтересован, чтобы m’ была высокой и V не уменьшалась.
Любой предприниматель стремится к увеличению М. он старается использовать новую технику и квал. раб силу.
Различные части капитала неодинаково участвуют в процессе пр-ва приб ст-ти.
Кав=С+V
Кав - авансированный
1. С - на ср-ва пр-ва - постоянный капитал
В процессе пр-ва их ст-ть не повышается. Переносится на товар трудом рабочего и после продажи возвращается в том же размере.
2. V - на покупку раб силы - переменный капитал
На ст-ть товара не переносятся. Работник абстрактным трудом создает новую ст-ть v+m>v. Затраты, увелич. в процессе пр-ва, обеспечивают возр. ст-ти.

Источником приб. ст-ти является только переменный капитал
Но без постоянного К тоже не может быть создана приб. ст-ть => в результате пр-ва K=C+(V+m)
К>Kав на величину m
Создаваемая приб. ст-ть может быть использована:
1. на удовлетворение личных потребностей
2. частично на расширение пр-ва: а) получить прибыль, удержаться при конкуренции, расширить пр-во и увелич.
М получаемой ст-ти б) купить добавочные ср-ва пр-ва и увеличить раб силу, т.е. дополнит капитал

Обратное превращение приб. ст-ти в К - накопленный капитал
Накопленный капитал характерно для расшир-го воспроизводства m, увеличиваясь при расшир пр-ве приб ст-ть распадается на:
1. m1 - накопляемая ст-ть
2. m2 - потребляемая приб. ст-ть
Пр-во m и ее безвозмездное присвоение связано с отношениями эксплуатации.
Сущность отношений зкспл.: предприниматель присваивает часть ст-ти создаваемой раб сверх ст-ти раб силы
Маркс сегодня: степень эксплуатации с помощью m1 часть ст-ти возвр. раб в форме компенсации (пенсионный фонд, страховой, распред. прибыли по акциям)
Часть приб. ст-ти идет на налоги и т.д.
Это и выше нельзя рассматривать как безвозмездное присвоение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать