Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты
смотреть на рефераты похожие на "Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты"
Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты.
ПЛАН:
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ в
экономике России и промышленных предприятиях в частности в процессе
разгосударствления и приватизации, а также состояние процесса
преобразования форм собственности, преобразования государственных
предприятий в акционерные общества, создания обществ с ограниченной
ответственностью.
В широком смысле слова под приватизацией понимают введение в экономику
рыночных законов. В более узком смысле приватизация трактуется как переход
ориентированных на рынок государственных предприятий, сфер услуг,
производственных фондов в полную частную собственность, в частично частную
собственность большинства или меньшинства или под частный контроль.
Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений
определяется тем, что на государственных предприятиях России было
сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все
производство промышленной продукции.
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации
характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных
фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и
инвестиционных банков. Приоритет политических целей процесса, введение
системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации;
преимущественно формальный характер приватизации при акционировании
крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность
приватизации.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само
понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная
собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте
приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности
приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях
приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной
справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях
приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа
приватизации, определение ее темпов приоритетов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации предприятий.
Разгосударствление и приватизации государственной собственности является
одним из важнейших направлений перехода в экономики России к рыночным
отношениям. Закон о приватизации допускает образование смешанных форм
собственности на основе объединения имущества физических и юридических лиц
и государства (например, совместные предприятия).
Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой или
совместной) собственности нескольким лицам независимо от форм
собственности.
В государственной собственности находятся природные ресурсы : земля, её
недра, воздушное пространство над территорией государства. В
государственной собственности находятся также предприятия и организации,
имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность
государства, его экономическое и социальное развитие. Переход к рыночным
отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма
самоуправления возможны только при условии, когда основная часть
товаропроизводителей - предприятий будет обладать свободой хозяйственной
деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для
использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование
имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать
поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью,
остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с
хозяйственной деятельностью и развитием производства.
Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие
формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и
хозяйствования путём разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых
частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих
государственных.
Основными принципами разгосударствления являются : добровольность,
экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан,
гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень
важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту
производительности труда на основе улучшения его организации, управления и
материальной заинтересованности работников.
Главные критерии реформы разгосударствления экономики - сокращение
принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке,
либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение
экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции
регулирования общественного производства экономическими и юридическими
нормами.
Приватизация, это процесс характеризуется передачей государством права
собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество
гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на
негосударственной собственности. В результате приватизации государство
утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами
государственной собственности, а государственные органы - право управления
ими.
Приватизация государственной собственности осуществляется следующими
способами:
- выкупом арендного имущества арендным предприятием;
- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной доли акций акционерных обществ,
преобразованных из государственных и арендных предприятий,
негосударственным юридическим и физическим лицом.
Сущность основных принципов приватизации заключатся в следующем: во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов
приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего
приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая
продаётся частным и негосударственным юридическим лицам; во-вторых, в праве каждого гражданина Российской федерации на часть
безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером
государственной собственности за каждым гражданином России закреплено
право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно.
Практически это право реализуется путём выдачи приватизационных чеков. в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То
есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами
производства, значимостью и конкурентно способностью продукции, уровнем
технической оснащённости, финансовым положением, и т. д., данный принцип
предполагает использование различных способов, методов и процедур при
проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с
аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет
за приобретённое государственное имущество могут быть одноразовые и в
рассрочку; в – четвертых, в предоставлении определенных социальных
гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий.
Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых
коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может
выступить инициатором приватизации предприятия т.е. подать предложение на
приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют
первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путём
преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные
средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных
предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.
Пятый принцип приватизации - обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Государством предусматривается путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;
- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;
Учитывая важность проблемы, государства осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.
2. Основные виды обществ, создаваемых в результате разгосударствления и
приватизации.
Российским законодательством предусмотрены общества с ограниченной
ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные
общества.
В соответствии с законом о приватизации "Об акционерных обществах и
обществах с ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной
ответственностью ... признаётся юридическое лицо, созданное по соглашению
юридическими лицами и гражданами путём объединения их имущества с целью
осуществления хозяйственной деятельности. Уставной фонд таких обществ
разделён на доли в размерах, определённых учредительными документами.
Такое общество не предусматривает участие большого числа людей граждан и
юридических лиц, оно скорее подходит для создания новых, небольших
предприятий, нежели для реорганизации уже действующих. ООО могут найти
применение в отраслях, где имеются предприятия с относительно небольшим
количеством работников (местная промышленность, бытовое обслуживание,
культура и др.)
Участники общества несут убытки, связанные с деятельностью общества, в
пределах сумм внесённых ими вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью признаётся общество, фонд
которого разделён на доли в размерах, определённых учредительными
документами. При недостаточности имущества общества, его участники отвечают
по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех участников
кратном размере к суммам их вкладов.
Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставной
фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной
стоимости и которое несёт ответственность по обязательствам только своей
собственностью.
При акционерной форме - и она этим хороша - создаётся определённое
противоречие интересов собственников, акционеров и работающих, что
выступает стимулом саморазвития.
Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые
акционерные общества (кратко ЗАО).
Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.
В ОАО акции свободно реализуются акционерами, "Акционерное общество
является открытым, если его акции распространяются путём открытой продажи
или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" "Об
акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах
с дополнительной ответственностью." То есть акции можно подарить по
наследству, продать и купить.
В закрытом акционерном обществе реализация акций ограничена. Акционеры
могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их
третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно
ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого
акционерного общества.
Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления Закрытое
акционерное общество создаётся значительно проще небольшим количеством
учредителей (как правило не более 10). Исключение из этого правила -
создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или
коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи
и более. Отсюда и система управления. Если число акционеров невелико, то
все вопросы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора,
решают сами акционеры на своём собрании и нет смысла создавать правление.
В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание и
поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на
правление.
Разновидностью акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью являются совместные предприятия. Совместные предприятия не
отличаются от общества с ограниченной ответственностью или акционерного
общества, у них одинаковы юридические права и управление. Разница состоит в
том, что уставной фонд вносится иностранным инвестором и законодательство
устанавливает иной минимальный размер уставного фонда совместного
предприятия. Преобразование государственного предприятия в акционерное
общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и
уполномоченного на то государственного органа путём выпуска акций на всю
стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей
из представителей органа, принявшего решение о преобразовании
государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и
трудового коллектива предприятия.
На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное
общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.
Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном
законодательством и становится правопреемником преобразованного
государственного предприятия.
Акционерное общество представляет документы в Инспекцию по ценным бумагам
для государственной регистрации акций.
С момента регистрации акций орган приватизации, учредивший общество, имеет
право на их продажу в установленном порядке. Имеется ряд вариантов
приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана
особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и
структура имущества, финансовое положение и др.) обусловливают своеобразие
процесса его приватизации; каждому способу приватизации присущи свои
преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.
Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться сроком
начала приватизации;
источниками средств на выкуп (собственные средства предприятия, заёмные,
привлечённые и личные средства) и их сочетаниями;
периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое
имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели;
составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние
граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).
Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников
средств, направляемых на выкуп.
Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении
соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию,
обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период)
приватизации. Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества
различных вариантов такое соотношение между личными и заёмными средствами,
при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные
средства при минимальном сроке приватизации.
Страницы: 1, 2