Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции

Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции

Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции

Якушев Я. Ф.

Под качеством продукции в экономико-статистическом аспекте, по нашему мнению, наиболее целесообразно понимать степень удовлетворения потребности конкретного потребителя каждой единицей данной продукции. Причем степень удовлетворения зависит от совокупности свойств этой продукции и проявляется в заданных условиях потребления.

Статистическое измерение качества продукции предполагает определение ее полезного эффекта, то есть меры удовлетворения потребности в данной продукции путем сравнения ее качества с качеством образца-эталона, принятого за базу для сравнения. Поскольку процесс измерения качества освоенной, повседневно выпускаемой продукции имеет вероятностный характер, по нашему мнению, целесообразно применять методы математической статистики в исследовании проблемы измерения и оценки качества продукции.

Качество продукции можно охарактеризовать с двух сторон: производственное качество - это совокупность свойств продукции, произведенной в соответствии с требованиями стандартов, и потребительское качество - это конкретный результат потребления, обусловленный производственным качеством и проявляющийся в неизменных условиях потребления. Зависимость между потребительским и производственным качеством может быть выражена соответствующими корреляционными уравнениями. Использование корреляционных уравнений связи между потребительским и производственным качеством продукции положено в основу совершенствования существующей практики учета качества и создания единой системы экономико-статистического измерения качества продукции диверсифицированного корпоративного объединения.

Для создания такой системы в экономической статистике была разработана "Примерная методика сводной экономико-статистической оценки качества продукции массового производства" и "Методика экономико-статистической оценки качества важнейших видов промышленной продукции", которые интенсивно применялись в доперестроечные времена, но в настоящее время их роль незаслуженно снизилась. Мы считаем, что необходимо возобновить применение указанных методик с учетом специфики диверсифицированных корпоративных объединений, действующих в условиях практически рыночной экономики. Для этого рассмотрим указанные методики подробнее.

Описываемая система оценки и учета качества вызвала необходимость исчислять не только количество изделий, но и количество единиц потребительского эффекта продукции. Для более точного определения этого показателя оценивалась величина показателей качества изделий. В "Методике экономико-статистической оценки качества важнейших видов промышленной продукции" предлагалось оценивать качество продукции исходя из результатов статистического контроля, которые и в настоящее время служат основой для анализа себестоимости и объема реализации продукции с учетом изменения ее качества.

Как известно, экономико-статистическая оценка потребительского качества продукции определяет экономический эффект, вызванный изменением качества продукции и выявленный в процессе ее потребления, с помощью методов математической статистики. Такая оценка качества продукции является обобщающей, так как она характеризует качество не каждого отдельного экземпляра продукта, а среднее качество определенной совокупности экземпляров. При этом оценивается совокупность характеристик качества в целом путем сравнения качества продукции, созданного в процессе производства, и качества, выявленного в процессе ее потребления; с помощью обобщенных показателей оценивается в целом изменение качества различных видов продукции, выпускаемых предприятием и отраслью промышленности.

Когда речь идет об обобщающем показателе динамики качества продукции нескольких видов, мы полагаем, что теоретически наиболее приемлемым представляется вычисление модифицированного сводного индекса качества (IК) по формуле, предложенной проф. А. Я. Боярским:

 Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции

где

 Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции- фактически произведенные количества единиц продукции каждого вида по всем участникам ДКО в анализируемом периоде;

 Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции- цены, принятые в качестве сопоставимых для оценки каждого вида продукции по всем участникам ДКО;

 Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции- индивидуальные индексы качества по всем видам продукции, определяемые как отношения фактического уровня качества к уровню, принятому за базу (фактическому в базисном периоде или плановому).

Сводный индекс качества имеет форму взвешенной средней арифметической из индивидуальных индексов. Поэтому для каждого вида продукции можно использовать свои, специфические показатели уровня его качества. В развитие анализа качества, целесообразно рассчитывать индекс динамики объема продукции с учетом изменения ее качества, представляющего собой произведение индекса качества на индекс физического объема продукции  Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции

 Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции,

где

 Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции- фактически произведенные количества единиц продукции каждого вида по всем участникам ДКО в базисном периоде.

Если предположить, что экономико-статистическое измерение качества продукции целесообразно проводить в различных сферах деятельности ДКО, то появляется возможность разработать программу экономико-статистического исследования качества продукции для большинства сфер его деятельности, которая включает следующие моменты:

Разработка программы статистического наблюдения за качеством продукции в процессе ее производства и потребления с учетом специфики исследуемой продукции.

Организация и проведение статистического наблюдения за производственным качеством.

Организация и проведение статистического наблюдения за потребительским качеством продукции по всем участникам ДКО.

Статистико-математическая обработка полученных результатов наблюдения в целях построения уравнений и коэффициентов корреляции.

Организация периодического учета производственного качества продукции для прогнозирования потребительского качества на основе использования уравнений корреляции между потребительским и производственным качеством продукции.

Разработка рекомендаций по использованию экономических показателей качества в системе экономических расчетов (планирование, материальное стимулирование повышения качества продукции, ценообразование в зависимости от качества, стандартизация качества продукции и т. д.).

Тем не менее, даже с учетом указанных моментов экономико-статистическая оценка качества сложных видов продукции (машины, аппаратура, приборы) связана с целым рядом трудностей.

Во-первых, потребительское качество сложной продукции находит свое выражение во многих показателях, что выдвигает вопрос о целесообразности и возможности однозначной его оценки.

Во-вторых, важнейшим показателем потребительского качества сложной продукции является ее долговечность. Для простых изделий сведения о долговечности могут быть получены путем предварительных расчетов при использовании уравнений корреляции между потребительским и производственным качеством, основанных на фактических данных статистического наблюдения. Для сложных изделий получение фактических данных требует десятилетий. Поэтому необходима разработка теории прогнозирования долговечности сложных изделий.

В-третьих, качество сложной продукции в целом может быть определено качеством ее отдельных элементов (узлов, деталей, и т. п.), не равнозначных друг другу по влиянию на качество продукции. Поэтому необходимо определение и отражение в общей оценке качества сложной продукции качества ее отдельных элементов, а также составление соответствующих уравнений корреляции между потребительским и производственным качеством сложных изделий. В конечном итоге качество сложной продукции находит выражение в экономическом эффекте потребителя от использования продукции разного качества. Такой эффект зависит от объема выпуска продукции, оцениваемого с помощью единицы данного вида сложной продукции с учетом изменения ее срока службы, затрат, связанных с потреблением единицы данного вида сложной продукции, и от качества продукции или работы, производимой с помощью данного вида сложной продукции.

Сведение этих показателей к однозначной оценке качества сложной продукции возможно при условии, когда один ее экземпляр принимается за эталон. Тогда качество остальных экземпляров может быть выражено в единицах эталонного качества; для сложных изделий с длительным сроком службы целесообразно использовать методы демографической статистики.

После определения показателя потребительского эффекта сложной продукции организуется сбор информации о ее производственном качестве. При этом проверка характеристик производственного качества сложных видов продукции осуществляется по отдельным основным узлам, для чего совокупность характеристик разбивается на несколько групп. В каждой группе определяются весовые коэффициенты на основе фактических трудовых и материальных затрат по каждому экземпляру сложной продукции.

Уравнения корреляции между потребительским и производственным качеством различных видов продукции используются, прежде всего, как указывалось выше, для прогноза потребительского эффекта. Такой прогноз необходим для расчета различного рода индексов качества и других, связанных с ними: индекса физического объема без учета и с учетом качества, индекса себестоимости, индекса объема реализации продукции без учета и с учетом качества, которые характеризуют изменение качества сложных видов продукции и изменение показателей, связанных с качеством.

Все предприятия в настоящее время стремятся улучшить качество, уменьшить затраты времени, увеличить производительность труда, уменьшить издержки. Тем не менее, чрезмерное внимание к улучшению этих параметров может и не привести к возникновению отличного от других конкурентоспособного состояния. До тех пор пока предприятие не превзойдет конкурентов по всем показателям, по времени, качеству, производительности, издержкам, целесообразно говорить лишь о выживании бизнеса, неспособным перерасти существенное и постоянное превосходство над конкурентами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cfin.ru/





Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать