Эволюция кооперативных принципов в России
p> В последние годы благодаря инициативе Центросоюза РФ значительно улучшилась информированность пайщиков о состоянии финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации, реализации ее социальной миссии.
Большую роль в информированности играет газета для пайщиков «Российская кооперация». Много внимания уделяется пропаганде передового опыта, механизму безубыточной деятельности, формам и методам работы с пайщиками.

Хуже ситуация с образованием. В данном случае не имеется в виду система профессионального кооперативного образования: она – лучшая и мире и выстроена как многоуровневая подготовка специалистов в профессиональных школах, училищах, техникумах (колледжах), университетах, включает и послевузовское обучение в аспирантуре, докторантуре, различные формы повышения квалификации. Но в принципе МКА «Образование, повышение квалификации, информация» под образованием понимается обучение своих членов, избранных представителей, менеджеров и работников основам истории и теории кооперации для того, чтобы они осознанно и эффективно содействовали развитию своего кооператива. К сожалению, есть основания говорить о том, что в России такое образование отсутствует или почти отсутствует. Не только пайщики и рядовые работники, но даже многие руководители высокого ранга и специалисты не владеют знаниями о ценностях и принципах международного движения, миссии потребительской кооперации как социально ориентированной системы.

Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами.

Этот принцип рекомендует кооперативам более эффективно обслуживать своих членов и укреплять кооперативное движение, работая на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Сама жизнь подтверждает тот факт, что согласованная деятельность кооперативных организаций разных видов и уровней существенно содействует успеху их деятельности, обеспечивает более быстрое развитие.

В России в современных условиях потребкооперация не утратила своих международных связей. ЦС постоянно выступает за развитие международной кооперативной торговли, за единство действий кооператоров и участников других демократических организаций. Следуя российскому законодательству, и прежде всего Закону РФ «О потребительской кооперации в Российской
Федерации», потребительская кооперация развивает как традиционные, так и новые формы внешнеэкономических связей. Этой деятельностью непосредственно занимается Центросоюз России, Коопвнешторг, Коопбанк, Московский региональный союз и отдельные областные, краевые, республиканские союзы.

Кооператоры России поставляют на экспорт преимущественно продукцию заготовок и производства предприятий, организаций потребкооперации, а импортируют товары народного потребления, машины, оборудование, продовольствие.

К современным формам сотрудничества России с другими странами, входящими в МКА, относятся также приграничная торговля, создание совместных предприятий, привлечение иностранных рабочих для возведения крупных кооперативных объектов (перерабатывающих предприятий, холодильников, баз и др.). В рамках МКА российская кооперация сотрудничает с кооперативными организациями более чем ста стран мира, в том числе и с государствами бывшего СССР.

Особое значение в работе международного кооперативного движения имеет некоммерческая деятельность кооперативов России и его ЦС: участие делегаций Центросоюза на съездах, конференциях, семинарах, в учебных программах, образовательных курсах с целью изучения зарубежного опыта работы в условиях российской экономики; поездки российских кооператоров за рубеж для установления прямых контактов с коллегами из других стран и проведения переговоров о деловом сотрудничестве; участие делегаций ЦС РФ на выставках, ярмарках, встречах, организованных зарубежными кооперативными организациями. И не только кооператоры России выезжали за рубеж, немало делегаций зарубежных кооперативных организаций побывало в
Москве и других российских городах.

Седьмой принцип: забота об обществе.
Этот принцип был впервые принят Конгрессом МКА в 1995 г. Он сформулирован так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, пайщики обязаны также заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.

Кооперативы называют еще «бизнес-предприятиями». Это значит, что они работают в условиях рынка и действуют за счет собственных издержек обращения, без правительственных субсидий. Поэтому руководство кооперативов ведет хозяйство рентабельно, с максимальной прибылью, а основная часть прибыли идет на расширении материально-технической базы кооперативов. Кооперативы требуют квалифицированного управления, финансовой честности, сознательно стимулирующего труда, способности к творчеству и быстрому реагированию на сложные ситуации, возникающие в условиях свободной конкуренции.

Кооперативы – это организации, существующие в первую очередь для того, чтобы приносить пользу своим членам. Но они тесно связаны с местным населением определенного региона, поэтому ответственны за экономическое, социальное и культурное развитие данного региона, заботятся о защите окружающей среды. Эти проблемы решаются членами кооперативов на добровольных началах, без каких-либо принуждений.

«Была проделана большая и нужная работа, - отмечается в документах
Конгресса, - в ее проведении кооператоры, приверженцы разных теоретических концепций и точек зрения постарались проявить взаимопонимание. Разумеется, происходящие в мире изменения, процесс развития человеческого общества, а вместе с ним и кооперативного движения приведет к необходимости пересмотра, уточнения, более четкой формулировки того или иного принципа применительно к новым условиям, новым задачам». Но это уже будет заботой новых поколений кооператоров, а пока, в XXI столетии, кооперативы всех стран, всех форм и видов обязаны будут руководствоваться в своей деятельности принципами, принятыми XXXI Конгрессом МКА.

Практическая реализация кооперативных принципов.

В Читинской области количество районов составляет – 31, количество населенных пунктов (всего) – 829, из них обслуживаемых потребительской кооперацией – 355, в том числе городских – 52, сельских – 303.
Численность населения территории – 1266 тыс. человек. Население, обслуживаемое потребительской кооперацией – 228 тыс. человек. Численность пайщиков – 148 тыс. человек
Организационно-правовая структура: потребительские общества – 11, городские потребительские общества – 2, сельские потребительские общества
– 22, окружные потребсоюзы – 1

Потребительская кооперация Забайкалья зародилась в XIX в. Датой образования потребкооперации считается 2 марта 1831 г., когда кооператив декабристов «Большая артель» начал действовать на уставных принципах.
Первое сельское кредитное товарищество создано в 1908 г. в Агинске. В 1913 г. образовано «Забайкальское торгово-промышленное товарищество кооперативов на договорной основе», устав которого был принят 15-16 декабря 1913 г. В 1916 г. товарищество было переименовано в Забайкальский союз.

Забайкальский союз становится членом Центросоюза, с 1920 по 1922 г. –
Дальцентросоюза. После ликвидации Дальневосточной республики был разделен на 2 окрпотребсоюза – Читинский и Сретенский с подчинением Хабаровскому крайпотребсоюзу. В 1934 г. в составе Восточно-Сибирского края был учрежден
Читинский облпотребсоюз, который затем был ликвидирован и вновь создан только в сентябре 1937 г.

В 2000 г. потребкооперация области располагала 676 розничными торговыми предприятиями, в том числе 638 магазинами, 29 предприятиями общественного питания, 5 торговыми базами, 24 складами-холодильниками на 2080 т, 22 овощекартофелефруктохранилищами на 5790 т, 8 приемно-заготовительными пунктами, 95 производственными цехами. Численность работников составила
2200 человек.

Деятельность Читинского облпотребсоюза основана на кооперативных принципах. Облпотребсоюз действует на основании своего Устава, утвержденного собранием участников (протокол от 23.07.92 г.) и зарегистрированным постановлением Главы администрации Центрального района г. Читы от 25.08.92 г. В соответствии с ним основные принципы деятельности следующие:
1) Добровольность вступления в союз и свобода выхода из него участников, их равноправные отношения. Для приема в Читинский областной союз потребительских обществ нужно предоставить заявление и копию решения о вступлении в облпотребсоюз. Выход осуществляется по письменному уведомлению в правление облпотребсоюза.
2) Справедливость в распределении доходов, сочетание общих и частных интересов, хозяйственная самостоятельность и взаимопомощь. Например, облпотребсоюз оказывает участникам союза правовую, методическую, консультативную помощь по всем вопросам их деятельности. Прибыль же, полученная им после уплаты налогов, возврата ссуд, погашаемых за счет прибыли, других обязательных расходов, отчислений в централизованные фонды, остается в распоряжении облпотребсоюза и распределяется на основании решения собрания участников.
3) Демократизм управления, непосредственное участие участников в делах облпотребсоюза через выборные органы. Участники имеют право участвовать в управлении делами облпотребсоюза и принятии рекомендаций по вопросам делегированных ему в соответствии с заключенными договорами; вносить на обсуждение органов управления вопросы, направленные на улучшение деятельности потребительской кооперации; избирать и быть избранными в руководящие органы облпотребсоюза.
4) Экономическая эффективность деятельности союза и социальная ответственность за ее результаты. Для осуществления хозяйственной и социальной деятельности облпотребсоюз создает, реорганизует и ликвидирует торговые, заготовительные, производственные и другие предприятия, объединения. Он осуществляет и внешнеэкономическую деятельность на основе бартерной и валютной самоокупаемости и самофинансирования.
5) Содействие развитию кооперативной демократии, коллективное обсуждение вопросов и принятие решений по деятельности потребкооперации. Также облпотребсоюз содействует развитию культурно-массовой работы, художественной самодеятельности, физкультуры и спорта среди работников и пайщиков потребительской кооперации области.

В 1994 г. были внесены изменения и дополнения.

Вот некоторые из них:
- для приема участники должны предоставить заявление и решение собрания представителей о вступлении;
- также участники могут выдвигать своих представителей для избрания в исполнительные органы; участвовать в управлении делами облпотребсоюза через выборные органы на равноправной основе (каждый участник имеет один голос);
- облпотребсоюз сам осуществляет управление собственностью, ведение собственного хозяйства;
- выход из облпотребсоюза осуществляется посредством направления письменного уведомления в собрание представителей участников;
- облпотребсоюз развивает кооперативную демократию, пропаганду кооперативного движения, обобщает передовой опыт и вырабатывает мероприятия и рекомендации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать