Безансон. Вскоре он вступил в революционную армию и служил там полтора года. После армии Фурье нанялся коммивояжером в торговую фирму, а потом стал в Лионе торговым маклером. В это время ему пришлось много ездить по
Франции, наблюдать экономическую и политическую жизнь Директории и
Консульства. На верхних ступенях социальной лестницы оказались армейские поставщики, спекулянты, биржевики, банкиры.
К началу нового века Фурье пришёл к выводу, что его предназначение – стать социальным реформатором. Причиной такого решения стали его рассуждения о некоторых нелепостях в экономике, свидетелем которых он стал.
Основные работы Фурье.
В декабре 1803 года Фурье опубликовал в лионской газете статью «Всеобщая
гармония», где кратко изложил некоторые свои социальные идеи. Более полно
его идеи были изложены в книге 1808 года «Теория четырёх движений и
всеобщих судеб». В этой книге содержится его план преобразования
буржуазного общества. В ней Фурье писал: «... что может быть более
несовершенного, чем этот строй цивилизации... что может быть более
сомнительного, чем его необходимость и увековечение его на будущее?...
Социетарный порядок... придёт на смену бессвязности строя цивилизаций...» В
1822 году Фурье издаёт сочинение «Трактат о домашней и земледельческой
ассоциации». В 1835-36 годах вышла ещё одна большая книга «Ложная
промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая, и противоядие –
промышленность естественная, согласная, привлекательная, истинная, дающая
учетверённый продукт».
Взгляды Фурье.
Фаланстер.
Нет ничего менее страшного, чем фаланстер – он нисколько не похож на
«Город солнца» Кампанеллы», «Утопию» Мора». По внешнему виду и внутреннему
устройству - это большая гостиница на 1500 человек со всеми
соответствующими помещениями (салоны, читальные залы), которым Фурье
уделяет очень много внимания. В фаланстере есть комнаты и стол пяти
классов, даже бесплатные. Т. е. он представляет собой комбинацию народной
гостиницы с отелем первого разряда.
В фаланстере объединены все люди под одну крышу и за одним столом, что является постоянной и нормальной формой существования. Фурье считал такой способ существования необходимым условием в своей системе, видел в этом решение всех социальных вопросов. Он сначала создаёт благоприятную среду для нового общества, а потом всё остальное.
Жизнь всех людей под одной крышей с экономической точки зрения приносит максимум комфорта при минимуме расходов, заменяет трудное семейное хозяйство коллективными службами со всеми необходимыми условиями существования. С социальной точки зрения это уничтожает ненависть между людьми разного положения, делает жизнь более интересной.
Такое устройство нового общества выгодно с материальной точки зрения, но выгода с моральной и социальной – несколько сомнительна. Вряд ли бедные от общения с богатыми станут вежливее и учтивее, а богатые – счастливее.
В фаланстере личные услуги со стороны слуг заменяются коллективными, домашний способ выполнения хозяйственных работ заменяется промышленным.
Кооперация.
Если посмотреть на внутренне устройство фаланстера можно увидеть, что
это кооперативная гостиница, т. е. она принадлежит определённой ассоциации
и принимает только её членов. Таким образом, фаланга – это кооперативное
общество, не только потребительское, но и производительное. Для выполнения
производительной функции около жилища есть 400 га земли с
сельскохозяйственными постройками и другими промышленными зданиями,
предназначенными для удовлетворения различных нужд обитателей фаланстера.
Если фаланге чего-либо не хватает, она вступает в обмен с другими
фалангами. В новом обществе Фурье существует частная собственность, но она
принимает вид акционерной собственности. Дивиденды распределяются между
всеми членами общества.
Целью кооперативной производительной ассоциации Фурье считает преобразование наёмного труда в ассоциированный. Это превращение единственный способ сделать труд одновременно производительным и привлекательным. Рабочий будет участником в прибылях не только в силу своего труда, но и в силу своего капитала, потому что он акционер. Но он может участвовать не только в прибылях, но и в администрации и дирекции в качестве акционера или избранного директора. Кроме того, рабочие могут получать выгоды в дирекции фаланги, как члены потребительского общества.
Вся эта система кажется очень сложной машиной. Но в намерения Фурье входило как раз соединение интересов рабочих, потребителей и капиталистов в сложную систему, чтобы нельзя было распутать этот узел, и все эти противоположные интересы каждый соединял бы в себе.
Такая программа не уничтожает собственность, а, наоборот, уничтожает наёмный труд путём всеобщей собственности; стремится объединить противоположные интересы капиталиста и рабочего, производителя и потребителя посредством соединения этих интересов в одной личности.
Возврат к земле.
Возврат к земле Фурье представляет себе в двух направлениях.
Во-первых, население крупных городов расселяется по фаланстерам, маленьким городкам из 1600 жителей, по 400 семей. Их будут строить в избранной местности, «В местности, снабжённой красивой речкой, перерезанной холмиками, окаймлённой лесом и годной под разные культуры».
Во-вторых, сводится до минимума промышленный труд, машинизм, крупная фабричная промышленность. Фурье вполне терпимо относился к капитализму, но ненавидел индустрианализм. По его мнению, возврат к земле предполагает преобладающую роль сельскохозяйственного производства. Но это не сельское хозяйство, которое существовало в его время. Для Фурье привлекательным является садоводство, пчеловодство, птицеводство и т. д. И это будет почти единственным занятием жителей фаланстера.
Привлекательный труд.
Привлекательный труд основа всей системы Фурье. Он говорил, что в современном ему обществе труд был проклятием, человек работал под угрозой трёх стимулов: принуждение, нищета, интерес. Фурье же хотел, чтобы человек работал ради собственного удовольствия, шёл на работу, как на праздник. Он утверждал, что это возможно, если каждому будет обеспечен минимум средств для существования, при этом, труд утратит принудительный характер. Если каждый сможет выбирать себе работу по интересам и способностям. Если труд разнообразится и стимулируется соревнованиями, производится в приятной обстановке. Именно с этой целью была разработана система Фурье.
Последние годы жизни.
Фурье был вынужден зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа
и Лиона. Только в 1828 году он смог больше не беспокоиться о своем
содержании благодаря поддержке друзей и последователей. Он отправился в
Безансон, где посвятил себя работе над книгами.
Последние годы жизни Фурье провёл в Париже, продолжая упорно работать.
Выпустил большое число статей, книгу, писал статьи, которые были выпущены
уже после его смерти. После 1830 года у него существовало значительное
число учеников, но он с ними почти не общался. У него был очень трудный
характер, не многие могли его выдерживать, поэтому последние годы Фурье
провёл в почти полном одиночестве. Шарль Фурье умер в 1837 году в Париже.
Оуэн.
Роберт Оуэн родился в 1771 году в Англии. Утопический социализм в Англии по сравнению с Францией имел некоторые особенности. Он развивался, как более радикальное движение, которое не принимало частную собственность в любом виде. Английский утопический социализм был свободен от романтики и религиозной формы. Среди всех социалистов Оуэн представляется чрезвычайно оригинальной и даже единственной фигурой. Он был крупным фабрикантом и одним из князей индустрии своего времени.
Основные работы Оуэна.
Взгляды Оуэна были изложены во многих его работах, самые основные из
них: «Об образовании человеческого характера» (1813-1814), «Доклад графству
Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815),
«Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом
нравственном мире» (1836-1844).
Взгляды Оуэна.
Критика капитализма.
Р. Оуэн, выступив с критикой капитализма, характеризовал его как
неразумную систему, как хаотический, разобщённый, противоречивый строй,
который порождает бедных, невежество, распри и войны. Оуэн считал
капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшими
явлениями капитализма Оуэн считал частную собственность, религию и брак на
основе собственности, охраняемой религией. «Частная собственность, – писал
Оуэн, – была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий,
испытываемых человеком... она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и
высшим классам».
Р. Оуэн был убеждён в неизбежной смене капитализма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществу путём законодательных мер и просвещения.
Создание социальной среды.
Создание социальной среды – основная идея Оуэна. Можно сказать, что он был отцом современной этиологии, т. е. подчинения человека среде. Человек по природе не хорош и не плох, он то, что делает из него среда. Если в настоящее время человек плох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй. С другой стороны Оуэн не придавал никакого значения естественной среде, он видел только социальную. Оуэн исключал всякое религиозное влияние, особенно христианство. Именно поэтому идеи Оуэна не нашли поддержки в английском обществе.
Именно Оуэн был автором идеи о красивой и комфортной обстановке для труда. Он провозглашал физический труд источником богатства.
Уничтожение прибыли.
Для того, чтобы изменить экономическую среду, надо, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремление к прибыли – это главное зло, которое привело к падению человеческого рода. По мнению Оуэна, прибыль по своему определению – несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта, а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Кроме того, считал Оуэн, прибыль является постоянной опасностью, причиной экономических кризисов перепроизводства. Из-за прибыли рабочий не может купить продукт своего труда, значит, потребить эквивалент того, что он произвёл. Продукт сразу после производства повышается в цене, становится недоступным для создавшего его человека, т. к. тот может предложить за него только ценность, равную его труду.
Орудием прибыли являются деньги, денежные знаки, с их помощью она реализуется. Благодаря деньгам становится возможна продажа товара по цене, выше чем его стоимость. Значит, надо уничтожить деньги и заменить их бонами труда. Бона будет истинным знаком ценности, т. к. если труд – причина и субстанция ценности, то вполне естественно, что он будет её мерилом.
Сколько часов труда будет затрачено на производство продукта, столько бон труда получит его производитель, когда захочет его продать, – ни больше, ни меньше. Столько же должен будет дать потребитель, когда захочет его купить. Таким образом, прибыль будет уничтожена.
Р. Оуэн сделал попытку создания в Лондоне Биржи обмена труда. Это было кооперативное общество со складом, куда мог прийти каждый член общества с продуктом своего труда и получить за него цену в бонах труда. Эти продукты становились товарами, хранились на складе с указанной на них ценой и отдавались тем членам общества, которые хотели их купить. Любой рабочий, затративший на производство своего продукта 10 часов, мог получить здесь любой товар, стоящий столько же часов труда. Таким образом, он получал точный эквивалент своего труда, прибыль была изгнана. А промышленник или торговец был вытеснен благодаря непосредственной связи между производителем и потребителем. Этот эксперимент не удался.
Оуэн не оставил школы, но у него, всё-таки, было несколько учеников, которые стремились к реализации на практике его теорий. Его учение является одним из источников научного коммунизма.
Список литературы.
1. Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до
Маркса. М., Политиздат, 1971. - 382с.
2. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов/Рындина
М. Н., Василевский Е. Г., Голосов В. В. и др. – М., Высшая школа,
1983г. – 559 с.
3. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: Перевод с фр. – М.,
Экономика, 1995. – 544 с.
Страницы: 1, 2