Ф. Хайек и основные положения его критики социализма
смотреть на рефераты похожие на "Ф. Хайек и основные положения его критики социализма"
Кафедра экономических наук
Курсовая работа по теме
Ф.Хайек и основные положения его критики социализма
Выполнила студентка III курса
Броновицкая Ольга Юрьевна
Научный руководитель:
Лаврухина
Ирина Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
|Введение |3 |
|1 Краткая характеристика неоавстрийской школы |4 |
|2 Особенности методологии Хайека |8 |
|3 Критика социализма |14 |
|3.1 Критика идеи концентрации экономической власти в руках | |
|государства |14 |
|3.2 Свобода и частная собственность |18 |
|3.3 Пагубная самонадеянность |26 |
|3.4 Идея планомерности |29 |
|3.5 Идея социальной справедливости |34 |
|Заключение |37 |
|Список литературы |40 |
Введение
В 1991 году распался СССР. На крах тоталитарной системы,
господствовавшей около семидесяти лет на огромной территории, люди смотрели
по-разному: кто со страхом, кто с грустью, кто с радостью, кто с надеждой.
Проблемы, с которыми лицом к лицу пришлось столкнуться в течение последнего
десятилетия, заставили многих не на шутку испугаться. Этот страх вызвал у
них желание вернуться в прошлое. Но что было в прошлом? Вся жизнь общества
строилась на идеологии социализма. Люди жили за так называемым железным
занавесом, не знали, что происходит на самом деле в других странах. Когда
не с чем сравнивать, то можно довольствоваться и малым. Но сейчас ситуация
изменилась, а вот люди остались такими же. Они все еще верят в силу и
непогрешимость социалистической идеи. Но правы ли они? Нет. История ярко
показала, к чему ведет социалистическая утопия. Однако то, что, даже "набив
шишки", люди все еще верят в идеалы прошлого, заставило меня искать
аргументы в пользу пути реформ в нашем государстве.
В данной работе я рассматриваю критику социализма Фридрихом фон Хайеком
- лауреатом Нобелевской премии по экономике. Хайек является представителем
лондонской школы в направлении неолиберализма. Хайек критикует основные
идеи социализма: идеи планомерности, допустимости государственного
вмешательства во все сферы жизни общества, социальной справедливости и идею
повсеместного господства государственной собственности.
В первой главе моей курсовой работы дана краткая характеристика школа неолиберализма в целом; во второй представлены основные положения методологии Хайека (его еще называют отцом неолиберализма). В третьей же главе подробно раскрываются основные положения критики социализма Хайеком.
Цель данной курсовой работы - показать, используя труды гениального мыслителя, всю несостоятельность и пагубность идеи социализма.
1 Краткая характеристика неоавстрийской школы
Мировой экономический кризис 30-х годов, до основания потрясший
хозяйственную систему западных стран, нанес тяжелый удар по неоклассической
концепции стихийного рыночного регулирования капиталистической экономики,
отвергающей вмешательство государства в процесс воспроизводства капитала.
Этот кризис показал, что в новых условиях, для которых характерно резкое
обострение конкурентной борьбы монополистических гигантов, свободное
предпринимательство не в состоянии обеспечить нормальный ход экономического
развития и неизбежно приведет рыночную экономику к краху.
Тем не менее, уже в первые десятилетия после второй мировой войны, неоклассическая школа проявляет явные признаки возрождения. Ее представители, указывая на противоречия государственного регулирования капиталистической экономики по кейнсианским рецептам и борясь против теории социалистического хозяйства, отстаивали идею о том, что стихийное рыночное регулирование экономики, хотя и не является идеалом, все же более эффективно и более предпочтительно политически, нежели любые формы государственного воздействия на экономику. "Это направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации"[1, с.240], получило название неолиберализм.
По сути, под названием неолибералистов выступает не одна, а несколько
школ. К данному течению принято относить чикагскую (М.Фридмен), лондонскую
(Ф.Хайек), фрайбургскую (В.Ойкен, Л.Эрхард) школы. Всех их объединяет
скорее общность методологии, а не концептуальные положения. Одни их них
придерживаются правых (противники государства, проповедники абсолютной
свободы), другие - левых (более гибкий и трезвый подход к участию
государства в экономической деятельности) взглядов. Сторонники
неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов
регулирования экономики. Некоторые из них, например Н.Бэрри, А.Лернер,
отвергают не только кейнсианские, но и монетаристские рецепты, обвиняя эти
школы в увлечении макроэкономическими проблемами в ущерб микроэкономике.
Экономисты-неолибералы уделяют первостепенное внимание поведению отдельного
человека, экономике фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне.
В США и некоторых других западных странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Это - монетаризм, который, как отмечалось, предполагает, что капиталистическая экономика имеет внутренние регуляторы и регулирование должно опираться на преимущественно на денежно-кредитные инструменты; экономическая теория предложения, придающая важное значение экономическим стимулам; теория рациональных ожиданий: наличие информации позволяет предвидеть последствия экономических решений.
Основные фигуры неолиберализма - Л.Мизес и его ученик Ф.Хайек. Людвиг фон Мизес (1881 - 1973) - профессор Венского университета, в 1940г. эмигрировал в США. Он стал лидером второй волны австрийской школы, представители которой отвергали теорию общего равновесия, математическую экономику и эконометрику. Их интересовали главным образом приспособительные процессы в экономике и конкуренция в изменяющихся экономических условиях.
На 40-60-е годы ХХ века приходится публикация значительной части новых
произведений теоретиков неоклассической школы, а также переиздание
опубликованных ранее работ. Из числа переизданных в первые послевоенные
десятилетия работ Мизеса заслуживает внимания капитальный труд "Социализм:
Экономический и социологический анализ", впервые опубликованный в 1922г. "О
значении этой работы можно судить по тому, что в предисловии к ней в 1978г.
Ф.Хайек писал, что эта книга "поставила под вопрос мировоззрение поколения
и мало-помалу изменила мышление многих", прежде стремившихся - под влиянием
разрушений и ужасов первой мировой войны - к более рациональному и более
справедливому, нежели капитализм, обществу и видевших воплощение этой идеи
в социалистическом строе".[7, c.60] Критика социализма переплеталась в
работах Мизеса с пропагандой и обоснованием свободного предпринимательства.
Не случайно американский историк экономической мысли Бен Б.Селигмен
характеризует Л. фон Мизеса как защитника экономического либерализма в
крайних формах.
Критика Мизесом социализма и государственного вмешательства в экономику
была поддержана и продолжена его учеником и коллегой, самым влиятельным в
ХХ веке теоретиком либерализма Фридрихом фон Хайеком (1899 - 1992) -
лауреатом Нобелевской премии по экономике, присужденной ему (вместе с
Г.Мюрдалем) в 1974г.
Хайек вышел из Венского университета в середине 20-х годов экономистом
и правоведом. Вскоре он стал директором Австрийского центра экономических
исследований. В 1931г. он уезжает в Англию, откуда в 1949г. перебирается в
США. В 70-е годы он возвращается в Австрию. За свою долгую жизнь Хайек
написал много работ. Первой была "Цены и производство" (1929). Приехавшего
в Лондон Хайека сильно озадачили Сраффа и Кейнс, которые разнесли его книгу
в пух и прах. Однако в 1976г. маститый Дж.Шэкл назвал эту работу
"пророческим предупреждением, на сорок лет опередившим свое время". В
1933г. выходит книга Хайека "Денежная теория и экономический цикл". За нею
последовали: "Прибыль, процент и инвестиции"(1939), "Чистая теория
капитала" (1941) и другие теоретические работы. Постепенно, однако, Хайек
расширяет область охвата. Его книги "Дорога к рабству"(1944),
"Индивидуализм и общественный строй"(1948) и "Конституция свободы"(1960)
далеко выходят за рамки чистой теории. Здесь Хайек превращается в философа
и историка. В 1973 - 1979 гг. публикует трилогию "Закон, законодательство и
свобода" (т.I "Правила и порядок", т.II "Мираж социальной справедливости",
т.III "Политический строй свободных людей").
В числе работ последнего периода - экономическая "Разгосударствление
денег" (1976) и философско-политическая "Роковое заблуждение" (80-е годы).
Так что двойную линию творчества Хайек сохранил на всю жизнь.
"Воспитанник Визера и Бём-Баверка, Хайек до конца остался верен идее
высокой ценности принципов экономического либерализма. С годами эта
убежденность в нем лишь укреплялась. Но либерализм Хайека не был "наивным"
либерализмом XVIII века. Не был он и "обыденным" либерализмом века XIX. Его
время пришлось на эпоху двух мировых войн и тоталитарных революций. Он
пережил взлет европейского социализма после первой мировой войны, появление
фашизма, Великую депрессию, установление и крах нацистского режима в
Германии, "холодную войну" и ее завершение. Он наблюдал и осмысливал
революции в экономической науке - от Викселля (оказавшего не него большое
влияние) до Кейнса, Фридмана, Гэлбрейта и Сраффы".[3, с.514]
Итак, основные научные идеи Фридриха фон Хайека, которого называют
отцом неолиберализма, сосредотачивали вокруг философских, правовых,
политических и экономических проблем, а также теории и методологии процесса
познания. Последняя значительная работа Хайека - "пагубная самонадеянность:
Ошибки социализма" (1988), фактически подводящая своего рода итог его более
чем полувековой научно-публицистической деятельности, нацелена
преимущественно на обоснование рыночной экономики и критику социализма. На
протяжении всего своего исследования Хайек с позиции экономиста и
эволюциониста рассматривает происхождение, природу, отбор и развитие не
согласующихся друг с другом этик: этики социализма и этики рыночного
порядка; он подробно рассказывает об источниках той мощи, которую дарит
человечеству "расширенный рыночный порядок" (как он его называет),
закладывающий основы нашей цивилизации и способствующий ее развитию.
Подобно Фрейду с его "Неудовлетворенность цивилизацией" Хайек взвешивает -
хотя его выводы совершенно отличны - как выгоды, так и издержки, связанные
с развитием цивилизации, а кроме того, оценивает последствия, которыми
чревато крушение рыночного порядка.
В заключение данного раздела стоит привести слова Людвига фон Мизеса о
значимости и одновременной опасности идеи социализма, с которыми полностью
согласился Хайек: "Идея социализма в одно и тоже время грандиозна и проста…
В самом деле, можно сказать, что это одно из самых честолюбивых порождений
человеческого духа… Она столь великолепна, столь дерзка, что правомерно
вызвала величайшее восхищение. Мы не в праве небрежно отбросить социализм в
сторону, мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства".