Факторинг - эффективный инструмент финансирования

В то же время развитие бизнеса в различных отраслях экономики, где борьба за потребителя предъявляет повышенные требования к логистике, решению вопросов сбыта и гибкости ценовой политики поставщиков, постепенно повышает интерес к факторингу как инструменту поддержания финансовой стабильности компании вне зависимости от платежной дисциплины ее покупателей.


Практический опыт финансирования оборотного капитала


Как уже было отмечено выше, сегодня рынок факторинговых услуг в России ограничен небольшим количеством банков. К их числу относится ОАО АКБ "Пробизнесбанк" (далее - Банк).

Для Банка, специализирующегося на обслуживании клиентов корпоративного бизнеса, факторинг и кредитование под уступку прав требования в течение последних пяти лет входят в число основных продуктов. Значительный опыт в финансировании оборотного капитала компаний позволяет специалистам Банка утверждать, что два этих финансовых инструмента - наиболее оптимальные для компаний, постоянно имеющих дело с дебиторской задолженностью.

Потребность в факторинге испытывают практически все компании, регулярно работающие на условиях отсрочки платежа. К таковым, например, можно смело отнести субъекты пищевой, фармацевтической, легкой, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. На сегодняшний день Пробизнесбанк оценивает потребности данных секторов в факторинге, исходя из объемов производства перечисленных отраслей, в несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. При создании соответствующих условий для развития факторинга темпы роста этого рынка могли бы составлять несколько сотен процентов в год.

Банк, в свою очередь, решает проблемы с задержками платежей и неплатежеспособностью клиентов через предоставление регрессного факторинга в случае неплатежеспособности дебитора, предусматривающего погашение задолженности самим продавцом. С этой целью при первичном рассмотрении вопроса об предоставлении факторинговых услуг Банк проводит анализ финансового состояния продавца и анализ действующей статистики по дебиторам. При этом формируются лимиты и проценты финансирования. В случае задержки платежа сотрудники Банка осуществляют работу, направленную на своевременный возврат средств.

На стоимость услуги влияет в первую очередь финансовое состояние клиента и размер уступаемой банком дебиторской задолженности. Наиболее оптимальным по цене этот продукт является для клиентов, сотрудничающих с дебиторами, которые имеют безупречную статистику оплаты за товар, например с сетевыми магазинами.

Преимущества факторинга


Автор считает целесообразным проиллюстрировать все преимущества внедрения факторинга в бизнес компании на примере одного из крупных клиентов Банка.

Группа компаний Юнивей Менеджмент (далее - Группа) основана в 1991 г. Ведущим направлением ее деятельности является производство и реализация винно-коньячных изделий. В Группу входит Ставропольский винно-коньячный завод - один из крупнейших производителей алкогольной продукции России, а также несколько компаний, осуществляющих реализацию произведенной продукции как региональным потребителям, так и потребителям г. Москвы и Московской области.

Сотрудничество с Банком началось в сентябре 2001 г. В бизнесе данного клиента прослеживается сезонность - рост продаж приходится на новогодние и весенние праздники. Руководство Группы неоднократно планировало привлечь дополнительные оборотные средства за счет факторинга, но данная услуга казалась весьма дорогостоящей, при том что Группа всегда кредитовалась в ведущих банках под низкие проценты.

Одновременно развивался долгосрочный проект - строительство развлекательного центра семейного отдыха, в который требовались значительные инвестиции, как собственные, так и привлеченные. Острая нехватка оборотных ресурсов в основном бизнесе при динамично растущей дебиторской задолженности резко увеличила потребность в факторинговых услугах.

После повторных переговоров с Банком были достигнуты взаимные договоренности в области тарифов и лимитов финансирования в рамках факторингового обслуживания. Принимая на обслуживание дебиторов, Банк ориентировался на платежную дисциплину клиента и финансовое состояние компании.

Обслуживание начиналось с десяти дебиторов. В настоящее время число дебиторов варьируется от 50 до 70. Первоначально был установлен небольшой лимит, который со временем увеличивался и на данный момент соответствует текущим потребностям в оборотном капитале. На обслуживании в Банке находятся как московские, так и региональные дебиторы компании. Благодаря услуге факторинга клиентская база компании постоянно увеличивается. Банк осуществляет проверку деловой репутации покупателей, контроль за своевременностью оплат, ежедневно формирует отчеты. В результате совместного сотрудничества продажи увеличились во всей Группе в несколько раз.

Приведенный пример наглядно свидетельствует о том, что основная роль финансирования в рамках факторингового обслуживания для клиентов - это пополнение оборотных средств, необходимых для финансирования текущей деятельности, повышение финансовой устойчивости и улучшение показателей ликвидности. Финансирование при данном кредитном продукте ориентировано на будущие успехи в продажах и гарантирует отсутствие дефицита оборотных средств даже при самом непредсказуемом развитии событий.


Финансирование под уступку денежного требования


Необходимо особо подчеркнуть, что помимо "классического" факторинга в Пробизнесбанке осуществляется кредитование под уступку прав денежного требования, что гораздо дешевле для заемщиков, так как кредитование под уступку прав требования - продукт менее рискованный <1>.

--------------------------------

<1> Поскольку кредитование под уступку прав денежного требования с юридической точки зрения является "обычным" кредитом, то снимается проблема судебных споров, возникающих при факторинге в случае наступления неоплаты.


Принципиальное отличие кредитования под уступку прав требования от факторинга заключается в отсутствии обязательного минимального количества покупателей, ограниченного лимита на одного дебитора, а также в максимально приближенной к кредитованию стоимости продукта и быстром принятии кредитного решения.

Дополнительным преимуществом этого продукта для клиента является осуществляемое банком административное управление дебиторской задолженностью и максимальное финансирование уступленных требований. Кредитование уступленной банку дебиторской задолженности сроком до 180 дней осуществляется в объеме 90% от задолженности, а формальным обеспечением являются товары в торговом обороте при ставке ниже средней по рынку.

Пробизнесбанк считает, что по своим потребительским свойствам кредитование под уступку прав требования не уступает факторингу и оптимально для клиентов по стоимости. Кредитование под уступку прав требования позволило Банку снизить ставку до 17 - 23% годовых в рублях. При этом клиентам не нужно выводить свои оборотные средства для финансирования отсрочек, искать ликвидные залоги и нести риск по платежам своих дебиторов.

Именно поэтому стратегия Пробизнесбанка предусматривает дальнейшее развитие данного продукта. Любые российские поставщики продукции в сети (а их у Пробизнесбанка уже более 300) могут в кратчайшие сроки получить финансирование под уступку прав требования <1>.

--------------------------------

<1> Как отмечалось выше, в этой сфере сегодня, несмотря на бурное развитие, ощущается нехватка подобных услуг. Сетевые супермаркеты стремительно открывают новые магазины, а некоторые из них даже предлагают свой факторинг. Однако так называемый "внутренний факторинг" предлагается лишь самым привилегированным поставщикам, имеющим длительный опыт поставок в данную сеть. Это связано с невысокой стоимостью услуги - всего 13% годовых в валюте.


Размеры ссудной задолженности и сроки пользования кредитными ресурсами определяются клиентами самостоятельно в пределах расчетного лимита, который устанавливается на основе анализа финансового состояния компании и прогноза движения денежных средств по уступленной банку дебиторской задолженности.

Клиент сам определяет целесообразность погашения кредита под уступку денежного требования за счет других свободных источников, отличных от уступленной дебиторской задолженности, оптимизируя за счет этого процентные издержки. У клиента также имеется возможность on-line доступа через internet-banking к контролю текущей задолженности по кредитованию и состоянию дебиторской задолженности, переуступленной банку. Стоимость услуги складывается из процентной ставки по кредитованию и комиссии за административное управление дебиторской задолженностью (5 - 6% годовых).

Административное управление дебиторской задолженностью включает в себя: проверку деловой репутации покупателей, прием и учет документов по отгрузке продукции покупателям, контроль за своевременностью оплат поставок, установку программного обеспечения для оперативного контроля за состоянием дебиторской задолженности, формирование подробных отчетов по поставкам, специальную процедуру напоминаний при задержках платежей.


Заключение


Факторинг в Российской хозяйственной деятельности появился не без оснований. Его объективными предпосылками послужили острейшие трудности с расчетами, недостаток "живых" денег.

Развитие бизнеса в различных отраслях экономики (пищевая, легкая, фармацевтическая, нефтеперерабатывающая, автомобильная промышленность), особенно в последние годы, приводит к повышению конкуренции на рынке. Многие компании должны обладать достаточно высокими конкурентными преимуществами (логистика, сбыт, ценовые и качественные преимущества и пр.) для устойчивого развития и процветания бизнеса. Крупные игроки на рынке диктуют свои условия потребления товаров и услуг (предоставление и увеличение отсрочек платежа, усовершенствование структуры сбыта). Компании, имеющие достаточно обширные планы развития, могут увеличить объемы продаж товаров, предоставляя своим покупателям товарный кредит или отсрочку платежа на выгодных для них условиях (максимально длительный срок, максимально большая сумма, минимальное количество требуемых документов и небольшая наценка), что приводит к проблемам нехватки собственных оборотных средств.

Компании используют различные источники пополнения оборотных средств, включая целый ряд кредитных продуктов: овердрафт, краткосрочное, среднесрочное кредитование, факторинг, кредитование под уступку денежного требования. Как правило, компании пользуются кредитованием в случае нехватки оборотных средств для осуществления своей деятельности.

Факторинг как продукт востребован предприятием в том случае, когда ему нужно увеличить действующий объем продаж своих товаров. Этот вид финансирования не решает каких-то локальных материальных проблем предприятия, зато решает одну из главных - проблему эффективного сбыта продукции.

Разумеется, для этого необходимо воспользоваться услугами компании, которая возьмет на себя финансирование поставок, страхование рисков неплатежа со стороны покупателя и собственно работу с покупателями, в частности контроль над своевременностью оплаты и др. В интересах клиентов, чтобы таких компаний и банков становилось больше, чтобы формировался рынок данных услуг.

Итак, создать в нашей стране быстроразвивающийся факторинговый рынок достаточно сложно. Но многие банки сегодня изобретают различные виды альтернативных продуктов, конечная цель которых - преимущество перед конкурентами и удовлетворение потребностей клиентов не только в их текущей деятельности, но и в финансировании быстрого роста бизнеса, что труднодостижимо за счет обычного кредитования.


Литература


  1. Операции со связанными сторонами: международная надзорная практика
    "Управление в кредитной организации", 2006, N 2

  2. Портрет потребителя банковских кредитов
    "Банковский ритейл", 2006, N 1

  3. Предпосылки возникновения кризиса проблемных кредитов
    "Банковское кредитование", 2006, N 1

  4. Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за ненадлежащую рекламу банковских услуг
    "Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 1

  5. Письмо ЦБ РФ N 181-Т и его соответствие МСФО
    "Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности МСФО в кредитной организации", 2006, N 2

  6. Бухгалтерский учет операций РЕПО в кредитных организациях Продолжение
    "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2006, N 2

  7. Технологическая политика как необходимый элемент стратегии современного банка
    "Управление в кредитной организации", 2006, N 1

  8. Аудит финансовой отчетности кредитных организаций по МСФО
    "Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности МСФО в кредитной организации", 2006, N 1

  9. Методика учета кредитов по МСФО
    "Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности МСФО в кредитной организации", 2006, N 1

  10. Основы организации ипотечного жилищного кредитования в банке. Методология ипотечного жилищного кредитования
    "Банковское кредитование", 2005, N 4

  11. О налоговом администрировании применительно к деятельности кредитных организаций
    "Налоговый вестник", 2006, N 1

  12. Необходимость подписи главного бухгалтера на кредитном договоре
    "Бухгалтерия и банки", 2005, N 12

  13. Страхование как инструмент стимулирования международной торговли
    "Юридическая работа в кредитной организации", 2005, N 4

  14. Страхование потребительских кредитов
    "Организация продаж страховых продуктов", 2005, N 4



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать