Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года и введен в действие с 1 января 1992 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
27 декабря 1991года № 2122-1.
ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Бюджет Пенсионного фонда образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся: предприятия- работодатели, фермерские хозяйства, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, частные охранники, нотариусы, занимающиеся частной практикой и др. Все они должны зарегестрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах.
Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, определяется ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд используется на выплату: пенсий по возрасту;
инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет; пенсий военнослужащим,
а также пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на
детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим на Чернобыльской
АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции
пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет
Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной
поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Временно свободные средства фонда
могут быть вложены в ценные бумаги.
Как было уже сказано, существует много внебюджетных фондов, созданных для различных целей:
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования, он является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации образован для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд обязательного медицинского страхования создан и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР созданы для осуществления координации деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно- технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Все внебюджетные фонды действуют в соответствии со своей целевой направленностью и играют важную роль в экономическом развитии государства.
I.6. О проекте Бюджетного кодекса.
В настоящее время в нашей стране, как известно, создана и применяется определенная правовая база для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, контроля за целевым и рациональным использованием соответствующих средств. Однако эта база еще далека от совершенства, и ее существенное улучшение может быть связано с принятием такого законодательного акта, как Бюджетный кодекс Российской Федерации. Он призван не просто “интегрировать” действующие ныне законы и нормативные документы, но и ликвидировать имеющиеся в них пробелы и проблемы, едва ли не главными из которых являются дефицит правообеспеченности статуса федеральных и региональных субъектов бюджетного процесса, недостаточная правовая урегулированность межбюджетных отношений.
Перечисленные проблемы должны, по-видимому, решаться на основе
применения принципов бюджетного федерализма. Между тем в проекте Бюджетного
кодекса Российской Федерации, принятом в первом чтении Государственной
Думой, они задействованы явно недостаточно.
“Бюджетный федерализм - отношения между органами государственной власти
субъектов Российской Федерации по поводу разграничения бюджетных
полномочий, расходов и доходов, распределения и перераспределения последних
между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов
Российской Федерации, исходя из необходимости обеспечения единства
общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на
территориях субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципальных
образований”. Такое определение бюджетного федерализма дается в проекте
Бюджетного кодекса. По существу, бюджетный федерализм есть не что иное, как
форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая
предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином
бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет
общегосударственных интересов, и на реализацию интересов субъектов
Федерации и населения. Иначе говоря, идеология современной бюджетной
реформы должна быть основана на том, что принципы бюджетного федерализма
пронизывают не только распределение доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы, а весь бюджетный процесс, его стадии и уровни бюджетной
системы: распределение бюджетных полномочий, участие субъектов Российской
Федерации в рассмотрении и утверждении федерального бюджета; систему
административного исполнения бюджетов всех уровней; контроль за исполнением
бюджетов; бюджетное регулирование. По идее, перечисленные выше аспекты
должны найти свое отражение в Бюджетном кодексе и стать основными
принципами при формировании бюджетов всех уровней.
Но Бюджетный кодекс никогда не будет полноценно функционировать без еще одного, очень важного документа - Налогового кодекса. Налоговый и Бюджетный кодексы - это взаимодополняемые государственные документы, которые описывают, регламентируют и определяют финансовую политику государства.
II. Налоговая система России.
II.1. Налоговая система.
Налоговую систему нашей страны многие экономисты сравнивают с
“бетонной плитой”, сдерживающей рост, развитие и просто нормальный ход
производства. Она нацелена на решение фискальных задач; все прочие задачи,
свойственные налоговой системе стран с рыночной экономикой, особенно
стимулирование производства и соблюдение “социальной справедливости”,
выполняются слабо либо не выполняются вообще.
Современное состояние российской системы налогов характеризуется следующими особенностями:
- число всех федеральных, региональных, местных налогов слишком велико
(около 150), а общий уровень всей массы уплачиваемых налогов чрезмерно
высок при неоправданном количестве налоговых льгот;
- несовершенно налоговое законодательство (отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность нормативных документов, несоответствие законов и директивных документов, принимаемых на их основе; правовые пробелы, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений);
- механизм исчисления и уплаты налогов крайне сложен, что открывает лазейки для сокрытия объектов налогообложения и неуплаты налогов;
- недостаточна правовая информированность налогоплательщиков.
Исходя из перечисленных особенностей можно сказать, что необходимость налоговой реформы налицо.
Сложились две точки зрения на процесс реформирования налоговой системы в России: 1) в корне сломать старую налоговую систему и создать новую; 2) усовершенствовать действующую налоговую систему путем устранения недостатков.
Первый путь вряд ли приемлем, т.к. действующие основные налоги - НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины - формируют большую часть доходов бюджетов всех уровней, а мировой опыт говорит об устойчивости и надежности такой совокупности налогов и резкие изменения в структуре налоговой системы породят неуверенность экономических агентов в своем будущем и дестабилизирует экономическую ситуацию.
Основной недостаток налоговой системы России заключается в том, что она плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов - предприятий. Налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление - сами по себе.
Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии доходной части бюджета и об альтернативных источниках компенсации налоговых потерь. Один из них - расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных и неоправданных налоговых льгот. Общая масса существующих налоговых льгот достигает приблизительно двухсот. Это нарушает принцип справедливости налоговой системы, поскольку льготы для одних - это дополнительное бремя для других. Разумеется, полностью отказаться от налоговых льгот нереально, но их число следует резко сократить, оставив лишь самые необходимые.
В настоящее время в нашей стране происходит важный процесс
переосмысления налоговой политики. В Министерстве Финансов Российской
Федерации подготавливаются стратегические решения по изменению налоговой
системы России, которые рассчитаны на долгую перспективу.
Новый подход к налоговой политике предполагает продолжение налоговой реформы, начатой в 1992 году. Речь идет не о полной замене или кардинальной ломке существующей системы, предполагается только быстротечный эволюционный процесс.
Девиз, под которым будет продолжаться налоговая реформа, в Минфине
Российской Федерации сформулировали так: “Государство готово пойти на
снижение налогов в обмен на ужесточение налоговой дисциплины”.
Основные направления налоговой реформы отмечены в Указе Президента
Российской Федерации от 08.05.96. №685 “Об основных направлениях налоговой
реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной
дисциплины”.
Важнейшим этапом проводимой реформы и совершенствования действующей
системы налогообложения должно стать принятие Налогового кодекса Российской
Федерации.
II.2. Суть налогового кодекса.
По своей важности и объему налоговый кодекс можно поставить в один ряд с такими законодательными актами, как Конституция и Гражданский кодекс. Он не только закрепляет правоотношения, связанные с формированием основных источников доходов государства - налогов, но и затрагивает права, интересы и материальное благосостояние всех без исключения граждан и организаций. Он представляет собой единый документ, охватывающий всю совокупность налоговых правоотношений и раскрывающий их содержание. Налоговый кодекс призван устранить недостатки действующего законодательства (запутанность нормативной базы, наличие противоречий, огромное число подзаконных актов, иногда противоречащих законам и др.) После принятия кодекса все ранее действовавшие законы о налогах и сборах должны утратить силу.