Рис. 2.2.0-1 Трансформация активов.
Здесь, время полного оборота отражает среднее время вложения средств в запасы и дебиторскую задолженность. Очевидно, что любое предприятие заинтересовано в максимально возможном сокращении времени полного оборота.
Движение денежных средств определяется спецификой деятельности организации. И в общем случае в задачи финансового менеджмента в области краткосрочного финансового планирования входят:
1 Проектирование цикла движения денежных средств.
2Управлением краткосрочными инвестициями и финансированием оборотного капитала.
Основными целями планирования движения денежных средств являются: (1) предвидение будущего спроса на денежные средства; (2) оценка последствий этого спроса; (3) определение возможных способов действия и выбор наилучшего.
По своей сути, планирование денежных средств состоит из двух возможных
сценариев:
- Вложение избыточных денежных средств.
- Получение краткосрочных займов для покрытия дефицитов.
Учитывая, что перед менеджером предстает значительное количество альтернатив ему приходиться решать задачу оптимального выбора между приемлемым уровнем риска и соответствующей этому риску доходностью.
В свою очередь, к целям краткосрочного финансового планирования относят:
- Обеспечение соблюдения графика производства.
- Обеспечение сбыта.
- Сведение к минимуму расходов на финансирование.
- Обеспечение ликвидности компании.
Для достижения этих целей финансовый менеджер должен стремиться к тому, чтобы сроки погашения кредитов (заемных средств) совпадали с продолжительностью жизни активов. Если долгосрочные активы финансируются за счет краткосрочных пассивов, то компания несет дополнительный риск, поскольку необходимые в какой то момент денежные средства могут оказаться недоступными или доступными по более высокой цене. Также, и финансирование краткосрочных нужд за счет долговременных обязательств ведет к тому, что издержки долгосрочного планирования оказываются выше, чем доход от кратковременного инвестирования активов, и соответственно в результате снижается прибыль.
Для целей управления оборотными средствами, целесообразно рассчитывать цикл движения денежных средств. Существует формула, определяющая эту величину.
Цикл движения потоков денежных средств = Средняя продолжительность оборота товарно-материальных запасов + Средний срок задержки по оплате дебиторской задолженности – Средний срок задержки по оплате кредиторской задолженности =Число дней в плановом периоде Х [Средний объем товарно- материальных запасов/Расход запасов в производстве + Средняя задержка оплаты дебиторской задолженности/Объем продаж – Средняя задержка оплаты кредиторской задолженности/Себестоимость проданной продукции]
Формула расчета движения потоков денежных средств (2.2.0-1)
Что бы оценить издержки той или иной компании по циклу движения денежных средств, необходимо использовать средний процент заимствования краткосрочных банковских ссуд (Метод расчета будет рассмотрен в 3-ей главе).
Тогда расчеты будут строиться из предположения, что весь цикл движения денежных средств финансируется за счет долга. Следовательно, цель менеджера поддержание минимального уровня этих издержек. Такой способ позволяет финансовому менеджеру оценить, насколько эффективно используется оборотные средства, и служит отправной точкой для последующего планирования.
Анализ, прогнозирование и планирование являются основными компонентами, того, что называют процессом планирования. Поскольку, прогнозирование будущего носит вероятностный характер, процесс планирования должен быть непрерывный. Любая новая информация способна изменить ситуацию в будущем, она должна анализироваться, а разработанные планы корректироваться.
Иногда для целей краткосрочного управления финансами целесообразно составлять наличную смету – ожидаемое при различных сценариях будущего движение денежных средств.
Процесс составления сметы включает пять этапов:
- Прогнозирование сбыта;
- Оценка всех будущих поступлений;
- Оценка всех будущих расходов;
- Выявление зависимости между доходами и расходами;
- Выявление дефицита или избытка денежных средств в плановом периоде.
В зависимости от внешних условий, структуры компании, ее основной деятельности, рассчитываемая смета денежных средств может ориентироваться на спрос, капитал или издержки.
Зависимость от спроса характерна для компаний сферы обслуживания, и здесь на первое место выходит прогноз объема продаж, предоставляемый маркетинговой службой. Менеджер на основе прогнозных оценок времени и объема поступлений выбирает стратегию финансирования потоков средств и соответствующих расходов.
Зависимость от капиталовложений характерна для компаний перерабатывающих отраслей, которые нуждаются в довольно больших средствах для обслуживания долгосрочных финансовых потребностей.
Зависимость от структуры затрат означает, что операционные издержки являются главным элементом сметы. Эта ситуация характерна для трудоемких производств. Главная задача финансового менеджера на таких предприятиях – это контроль за расходами.
2.3.0 Планирование инвестиций
Одной из важнейших задач финансового менеджмента является планирование инвестиций. Неопределенность среды, ограниченность ресурсов с одной стороны, и необходимость в обеспечении владельцам предприятия определенного уровня благосостояния с другой, выявляет степень сложности целей поставленных перед финансовым менеджментом.
Планирование инвестиций обозначает многостороннюю деятельность корпораций, включающую в себя: поиск инвестиционных возможностей, анализ производственно-технических аспектов альтернативных инвестиционных проектов. Экономический и финансовый анализ составляет существенную часть процесса планирования инвестиций, и применяется на всех этапах инвестиционного проекта.
Инвестиции могут быть направлены на решение простых производственных задач, как, например замена оборудования, или на стратегические цели, касающиеся приобретения, ликвидации или расширения производственных мощностей. Граница между стратегическими и производственными инвестициями достаточно условна и в большей степени зависит от характера организации и обстоятельств. В обоих случаях может использоваться одна и та же техника анализа, но различия будут заключаться в объеме информации и глубине ее проработки. Некоторые предприятия осуществляют производственные инвестиции без предварительного анализа, но стратегическое планирование невозможно без применения соответствующих методик.
В общем случае схема инвестиционного анализа может использоваться при различных ситуациях: слияниях, расширении, эмиссии ценных бумаг, выборе между покупкой или арендой активов и пр.
Процесс инвестиционного анализа можно разделить на четыре основных этапа:
1. Определение возможностей, т.е. вариантов.
2. Сбор информации.
3. Выбор альтернативного варианта.
4. Контроль за реализацией проекта.
Выявление инвестиционных возможностей, на первом этапе инвестиционного анализа, связанно со многими факторами: положением фирмы на рынке, этапе жизненного цикла выпускаемого продукта, стратегическими целями, ситуацией в экономике. Одним из методов применяемый в зарубежной практике, является составление так называемой матрицы бизнес стратегии.
За переменные факторы может, например, браться темп роста рынка, и относительная доля рынка. Затем происходит установление связи между матрицей бизнес стратегии и инвестиционными решениями.
Пример такой матрицы рассмотрен на рисунке 2.3.0-1
| | |Риск |
| | |Высокий |Низкий |
|Прибыль |Высокая |А |Д |
| |Низкая |В |Е |
Рис. 2.3.0-1 Матрица бизнес стратегии.
Данный подход выявляет, что в основе инвестиционного процесса лежат
положительные и отрицательные стимулы – риск и прибыль. Анализ рисунка,
показывает, что наиболее приемлемым является проект Д. Он обещает высокую
прибыль при относительном небольшом риске. Проект Е не рассматривается.
Остальные проекты А и В требуют более тщательной проработки, поскольку
данные инвестиционные решения будут связанны с большей неопределенностью.
Что бы верно определить какие проекты заслуживают дальнейшего внимания,
необходимо, чтобы инвестиционный проект не противоречил долгосрочным целям
организации. Принятие стратегических решений сталкивается с основной
проблемой – согласования долгосрочного планирования с методами финансовой
политики, которые нацелены на краткосрочные цели. Поэтому на этапе выбора
возможностей необходимо точно определить, соотносится ли выбранные
инвестиционные проекты с долгосрочными стратегическими целями организации.
Если да, то можно переходить к следующему этапу.
Целесообразно также, привести классификацию видов инвестиционных
возможностей. Она применяется при определении способа измерения будущих
потоков денежных средств. Первым типом инвестиционной возможности называют
новый бизнес, который в свою очередь может быть разделен на относительно
новый и абсолютно новый. Второй вид инвестиционных возможностей обозначают
как расширение старого бизнеса. Исходя из определения того или иного типа
инвестиционных возможностей, финансовый менеджмент различает два вида
проектов:
- Проекты, нацеленные на снижение издержек.
- Проекты, нацеленные на повышение доходов.
Сбор информации – это наиболее ответственный этап в инвестиционном планировании. Достоверность и достаточность информации во многом определяет эффективность инвестиционного решения. Этот этап характеризуется так же наибольшими материальными затратами. Однако, они оправдываются, поскольку дополнительные выгоды или потери от принятия тех или иных решений в целом выше издержек по сбору и обработке информации.
Процесс сбора информации значительно упрощается, если на предприятии существует действенная информационная система. В противном случае, инвестиционный анализ может дать не верные результаты.
Инвестиционный анализ требует четыре вида информации:
- Внутренние данные о фирме.
- Внешне экономические данные.
- Финансовая информация.
- Нефинансовая информация.
Первый источник информации основан на данных управленческого, финансового и бухгалтерского учета.
Внешние данные основываются на: общеэкономической ситуации; положении товарных рынков; макроэкономической политике правительства; инфляции; состояние рынков труда; инновации в производстве и продуктах.
Финансовая информация поступает из данных финансового учета, анализа аналитических коэффициентов внешней отчетности. (См. параграф 1)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11