Более значительно снизился показатель рентабельности объема продаж, рассчитываемый по следующей формуле:
Расчеты показывают, что по сравнению с предыдущим периодом данный показатель упал на 53%.
Однако в данном анализе не учитывается специфика инвестиционной деятельности холдинга. Поскольку стратегия развития компании на данном этапе – максимально возможный охват целевых рынков, головной офис и отдельные подразделения компании в рамкам своих и общего бюджетов реализуют различные проекты по расширению своей деятельности.
Основные инвестиционные проекты компании:
. Создание сети полномочных агентств. (В 2001 году было открыто 2-ва агентства)
. Продвижение на рынок корпоративного туристического журнала.
. Инвестирование в туристический продукт.
. Программы подготовки менеджеров.
Основным источником таких инвестиций являются, чистая прибыль компании.
Следовательно, чистая прибыль в зависимости от этапа реализации той или
иной программы будет существенно варьироваться. Сами затраты, в виду
упрошенной системы учета и для целей уменьшения налогооблагаемой базы
разносятся по статьям: производственные расходы и оперативные издержки.
Ниже приводится инвестиционный бюджет компании на 2000 год.
Таблица № 2
Инвестиционный бюджет компании «TSW» за 2000 год, USD
|№ |Инвестиционная программа |Объем инвестиций в|
| | |2000 году |
|1 |Открытие новых офисов |85 000 |
|2 |Инвестирование в издательскую |76 000 |
| |деятельность | |
|3 |Программа обучения и подбора |11 000 |
| |сотрудников | |
|4 |Инвестиции в туристический продукт |100 000 |
|Итого инвестиций |272 000 |
Разрыв между суммой инвестиций и чистым доходом компании покрывается
внешними заимствованиями и образованием кредиторской задолженности.
(Кредитование в основном используется в отношениях с зарубежными партнерами
– авиакомпаниями, отелями и туристическими агентствами).
Характеристика имущества предприятия.
Основу имущества туристического холдинга «ТТТ», составляет компьютеры и оргтехника. Их доля в основных средствах туристических агентств и самого холдинга составляет более 90%. Данное положение обусловлено спецификой деятельности организации, поскольку основным производственным ресурсом в туристической деятельности является информация, для получения и обработки которой используются компьютеры. Износ данного вида основных средств составляет не более 20%, тем не менее, в большинстве агентств начисление амортизации происходит по ускоренному методу.
Туристический холдинг не покупает помещения или здания для офисных нужд в собственность. Основной формой владения данными активами является аренда и субаренда на длительные сроки. Специальное оборудование для издательства и полиграфии, также арендуется. (В отдельных случаях, проект, выполняется подрядчиками.)
3.2.0 Организация финансовой деятельности туристического холдинга
Функции финансовой службы в холдинге выполняет центральная бухгалтерия во главе с главным бухгалтером организации.
Используя данные ежедневных отчетов об объеме реализованных услуг, ежемесячные данные о фактически понесенных расходов агентствами, менеджмент холдинга управляет краткосрочной ликвидностью.
Основным методом управления финансовыми потоками в компании является перераспределение. Предпосылкой служит финансовая модель организации, где входящие в холдинг агентства, рассматриваются как части единого фонда денежных средств. То есть, временные кассовые разрывы, нехватка средств на расчетном счете одного агентства, могут покрываться за счет избытка наличных и безналичных средств другого.
Следует отметить, что в части расходования денежных средств,
поддерживания определенной нормы прибыли реализуемого туристического
продукта, со стороны центральной бухгалтерии осуществляется достаточно
жесткий контроль. В частности он заключается в:
- Определении объема допустимых затрат на заработную плату, расходов на содержание офисов и прочие статьи.
- Определении объема затрат на рекламную деятельность.
- Обозначение ориентиров доходности туристического продукта.
В результате руководство компании способно осуществлять контроль над деятельностью агентств в целом, направляя их развитие в соответствии со стратегическими планами и разработками центрального офиса.
3.3.0 Основные направления улучшения деятельности финансового отдела
Как видно из финансово-экономических показателей[7] холдинга, он оперирует значительными, для сферы услуг объемами денежных средств.
Доля оборотных средств в объеме предоставленных услуг составляет от 90- ти 96%, а оставшиеся 10-4% составляют среднюю для данной отрасли норму операционной прибыли[8].
Следовательно, можно выделить два основных направления по улучшению деятельности компании, с точки зрения финансового менеджмента:
1. Краткосрочное планирование и анализ с целью повышения эффективности использования оборотных средств.
2. Финансовое планирование развития сети туристических агентств.
Далее, данные рекомендации будут рассмотрены в параграфах 3.3.1 и
3.3.2 более подробно, а в целом можно отметить, что использование
финансовых расчетов и процедур в управлении компании невелико. В большей
части они сводятся к прогнозу необходимого объема денежных средств и
контролю за кредиторской задолженностью.
1. Краткосрочный финансовый анализ деятельности компании «ТТТ»
В силу специфики туристической деятельности, оборотный капитал компании «ТТТ» составляет значительную часть активов предприятия. В первую очередь это обусловлено определенными юридическими отношениями с зарубежными и отечественными партнерами, а также соответствующими договорами с прямыми потребителями предоставляемых услуг.
В общем случае, конечный потребитель оплачивает предоставляемые в будущем услуги за 2-3 недели до того момента, когда они будут фактически предоставлены.
Следовательно, возникает временной разрыв в течение, которого у туристической корпорации возникает определенная сумма свободных денежных средств. Более того, в зависимости от конкретных партнеров, договорных отношений, временной лаг между обязанностью оплаты и фактическим поступлением денежных средств может составлять 3-4 месяца.
Для анализа альтернативной стоимости указанных свободных средств,
необходимо рассчитать цикл движения потока денежных средств. Формула (2.2.0-
1) приведенная в главе 2, использует данные баланса и отчета о продажах
компании.
Ниже приводится баланс и отчет о прибылях и убытках компании ООО
«Аккорд-ТТТ», туристического агентства входящего в компанию «ТТТ».
Таблица №3
|Баланс ООО "Аккорд-ТТТ", $ |
| |на 31 |на 31 | |на 31 |на 31 |
| |дек |дек | |дек |дек |
| |2000 |2001 | |2000 |2001 |
|Денежные |8000 |12000 |Кредиторская |28760 |30180 |
|средства | | |задолженность | | |
|Дебиторская |4500 |5175 |Уставной |1200 |1200 |
|задолженность | | |капитал | | |
|Основные |13600 |13600 |Нераспределенна|4500 |9306 |
|средства | | |прибыль | | |
|Товарно-материал|9050 |11500 |Задолженность |690 |1589 |
|ьные запасы[9] | | |по зарплате | | |
|Итого: |35150 |42275 | |35150 |42275 |
Таблица №4
|Отчет о прибыли ООО «Аккорд-ТТТ» на 31 декабря, $ |
| |2000 г. |2001 г. |
|Объем продаж |320583 |470394 |
|Издержки |- |- |
| на оплату труда |11160 |14600 |
| на оплату услуг |297000 |440000 |
|(партнеров) | | |
|Операционные издержки |5500 |8400 |
|Налогооблагаемый доход |6923 |7394 |
|Подоходный налог |2423 |2588 |
|Чистый доход |4500 |4806 |
Далее, для расчета издержек компании по движению денежных средств
используется процент по краткосрочному финансированию. Выбранная ставка (15
% годовых) отражает стоимость заемных средств, предоставляемых
коммерческими банками. Расчет выглядит так,
Таблица №5
|Издержки финансирования цикла движения потока денежных средств |
|Активы |Средний объем | |Средняя |Издержки |
| |вложений, $ | |продолжител|финансирован|
| | | |ьность (в |ия $ (15%) |
| | | |днях) | |
|Товарно-материальные |10275 |9 |36 |
|запасы | | | |
|Дебиторская задолженность|4838 |4 |7 |
|Кредиторская |29470 |24 |(287) |
|задолженность | | | |
|Суммарная стоимость | |36 |330 |
|финансирования ($) | | | |
Издержки компании, в соответствии с концепции альтернативной стоимости использования капитала составляют 330 у.е. за оборот (за год совершается примерно 11 оборотов). Это означает, что определенная часть деятельности агентства осуществляется за счет средств партнеров, предоставляющих кредит в форме кредиторской задолженности.
Примерно такое же положение складывается в более крупных агентствах, чем агентство «Аккорд-ТТТ». Важен и следующий факт, - значительная часть финансирования инвестиционных программа холдинга «ТТТ» осуществляется именно за счет возникающей кредиторской задолженности.
Следует заметить, что договорные отношения с основными зарубежными партнерами не предполагают возникновения и накопления задолженности по предоставляемым услугам. Агентства обязаны оплачивать выставленные счета до момента фактического оказания услуг – предоставления номера в гостинице, трансфера и пр.
Тем не менее, зарубежные организации, в определенной мере идут на такие шаги, исходя из долгосрочных перспектив сотрудничества с холдингом и входящими в него агентствами.
В свою очередь, туристические агентства, оперирующие поступающей выручкой, используют поступающие средства не для оплаты оказываемых услуг, в счет уже оказанных, и таким образом поддерживают некий баланс ликвидности компании.
Но в долгосрочной перспективе, по мере увеличения суммы кредиторской задолженности (Отмечен факт ее постоянного роста), у компании может возникнуть ситуация, когда сумма поступающих средств не сможет покрыть возникший разрыв, что в свою очередь способно привести к серьезным осложнениям в работе компании, в плоть к ее банкротству.
Покрытие указанных разрывов за счет краткосрочных кредитов, связанно с издержками по привлечению кредитного капитала и жесткостью условий требуемых банками. Как видно из баланса «Аккорд-ТТТ», доля основных средств, а в большей части, это оргтехника, с учетом износа (для данного вида активов ликвидационная стоимость может составлять до 40% от учетной стоимости) в сумме кредиторской задолженности незначительна, и банки соответственно, предъявляют более высокий процент по кредиту, выдвигают определенные требования по финансовым показателям. (К тому же оформление кредитного договора затягивается на 1-2 месяца)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11