8590.0
6454.1
2050.6
18070.9
1.95
Прочие налоги, сборы и пошлины
370.8
432.0
167.3
433.5
0.05
Неналоговые доходы (всего)
28107.3
13932.7
5922.7
27700.6
2.99
Из них:
Доходы от государственной собственности или от деятельности
2909.1
2063.3
1614.6
7450.0
0.81
Доходы от продажи принадлежащего государству имущества
329.1
108.0
48.0
8730.0
0.94
Доходы от реализакции государственных запасов
3481.9
830.6
409.4
3283.0
0.35
Доходы от внешнеэкономической деятельности
21387.2
10930.8
3850.7
8237.6
0.89
Прочие неналоговые доходы
938.0
939.7
410.4
1262.9
0.14
Безвозмездные перечисления
200.0
200.0
40.0
273.0
0.03
Важно отметить, что некоторые цифры, указанные в законопроекте и приведенные в моей работе в качестве наглядного материала, поясняющего структуру государственного бюджета РФ, могли быть изменены в течение последующих трех чтений, однако общие закономерности, несомненно, были сохранены. Теперь мне бы хотелось также схематично обрисовать, расходную часть, а затем проанализировать проблемы, стоящие перед бюджетной системой Российской Федерации, выделить ее основные особенности и недостатки.
Итак, в российский бюджет на 1995 год заложена следующая структура расходов (в млн. рублей)[6]:
Государственное управление
4175218.4
Международная деятельность
17544274.6
Национальная оборона
45274901.8
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
15543439.9
Фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу
5442401.8
Промышленность, энергетика и строительство
26790548.2
Сельское хозяйство и рыболовство
5538283.2
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеология, картография и геодезия
1136511.8
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
530263.5
Развитие рыночной инфраструктуры
5746.6
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и после стихийных бедствий
2162533.4
Образование
7894517.6
Культура и искусство
1320845.0
Средства массовой информации
1747253.9
Здравоохранение и физическая культура
4192213.2
Социальная политика
2988486.4
Обслуживание государственного долга
21497120.6
Пополнение государственных запасов и резервов
8140387.4
Прочие расходы
34415049.1
Рассмотрим российскую бюджетную (финансовую) политику. Изучая налоговые поступления, легко заметить, что ожидаемые налоговые доходы существенно отличаются от планируемых, а именно: планируемые поступления в 1994 году равнялись 97225.0 млрд. рублей, в то время как ожидаемые лишь 56441.1 млрд., то есть было недополучено доходов в размере 40783.9 млрд. Учитывая еще меньшие реальные сборы и представляя маловероятным изменение данных тенденций в 1995 году, можно вывести, что в бюджет поступает только 1/3, запланированных доходов, что не может не сказаться на его исполняемости.
Действительно, токмо недоимки на 1 февраля 1995 года уже составили (в млн. руб.)[7]:
Недоимка (всего)
19087611
В том числе:
в федеральный бюджет
11319605
в бюджеты территорий
7768006
Отсроченные платежи (всего)
3453492
Та ситуация, которая характернадля исполнения бюджета 1994 г., прежде всего — недопоступление доходов в федеральный бюджет, сказалась на формировании бюджета 1995. Одна из серьезнейших проблем, накладывающих отпечаток на принятый бюджет, — проблема задолженности за 1994, то есть недофинансирование из федерального бюджета составило свыше 40 трлн. рублей. Эта сумма со всей своей тяжестью ляжет на бюджет 1995.
Серьезная проблема сущетвует с оборонным заказом, ведь задолженность по нему составляет практически 3 трлн. рублей. Поэтому надо подвергнуть анализу оборонный заказ с точки зрения применяемых цен, эффективности и необходимости расходов.
Сравнивая далее бюджеты 94 и 95 годов, можно заметить, что большая часть государственных расходов идет на финансирования промышленности. Эта правильная тенденция существует и в бюджетах других стан. Однако хотелось бы выделить направления, по моему мнению, обеспечивающие наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов:
1) льготное финасирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение производств;
2) финансирование затрат, связанных с прфессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентации работающих на новые виды производств;