Финансово-экономический анализ предприятия
Московский Энергетический Институт (Технический университет)
ИТЭП
Финансовый менеджмент
V курс
2001 год
Курсовая работа
Финансово-экономический анализ предприятия
1. Сущность и назначение анализа финансово-экономического состояния предприятия
1.1. Цели и задачи анализа
Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:
овладеть методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;
использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.
Финансово-экономическое состояние – важнейший критерий деловой активности и надежности предприятия, определяющий его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основная цель анализа – выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности.
Главными задачами анализа финансово-экономического состояния предприятия являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:
1) идентификации финансово-экономического положения;
2) изменений финансово-экономического состояния в пространственно-временном разрезе;
3) основных факторов, вызвавших изменения в финансово-экономическом состоянии;
4) внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия является существенным элементом финансового анализа, а также финансового менеджмента и аудита.
Анализ финансово-экономического состояния – неотъемлемая часть финансового анализа. В основе финансового анализа лежит анализ финансовой отчетности. Это обуславливает использование методов и рабочих приемов финансового анализа при проведении оценки финансово-экономического состояния. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке. Изыскание финансовых источников развития предприятия, а также определение направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов финансовых ресурсов и другие подобные вопросы финансового менеджмента становятся ключевыми в условиях рыночной экономики. Успех в области финансового менеджмента во многом зависит от всесторонности, регулярности, тщательности изучения финансовой отчетности. При этом ведущее положение занимает анализ финансово-экономического состояния предприятия.
Широкое развитие хозяйственных связей между предприятиями, в том числе и на международном уровне, банковского и страхового бизнеса предполагает значительное повышение требований к объективности и обоснованности оценки финансово-экономического состояния как самого хозяйствующего субъекта, так и его контрагентов. Одной из предпосылок решения этой задачи выступает функционирование института аудиторства.
Аудит – это проверка на достоверность, полноту, соответствие действующему законодательству бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия, осуществляется на договорных началах независимым аудитором или аудиторской организацией. Главными функциями аудита являются:
-проведение консалтинговой деятельности (консультационная помощь);
- проверка обоснованности бизнес-плана;
- проверка документов и документооборота;
- анализ финансово-экономического состояния;
- оценка торгово-производственной деятельности и ее финансовых результатов (характерно для внутреннего аудита) и др.
В результате проверки и анализа финансового состояния предприятия аудиторы в официальной форме представляют обоснованное заключение об итогах деятельности контролируемых экономических объектов за определенных период.
Субъектами анализа финансово-экономического состояния предприятия выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
Финансово-экономическое состояние – важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости предприятия на ранке. Поэтому каждый субъект первой группы пользователей анализа изучает финансовую информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Собственников средств предприятия прежде всего интересует увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективность использования ресурсов администрацией предприятия. Кредиторы и инвесторы обращают внимание на целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата денег, доходность вложения своих капиталов. Поставщики и клиенты заинтересованы в платежеспособности предприятия, наличии ликвидных средств и т.п.
Ко второй группе пользователей относятся субъекты анализа, которые непосредственно не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы.
Каждое предприятие, планируя свое хозяйственное поведение (выработку гибкой стратегии и тактики) в условиях изменчивой рыночной конъюнктуры, стремится упрочить свои конкурентные позиции. Поэтому определенная часть финансовой информации переходит в область коммерческой тайны, что становится прерогативой внутреннего хозяйственного управленческого анализа. Анализ финансово-экономического состояния, базирующийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого без привлечения и обнародования данных внутреннего управленческого учета (калькуляции себестоимости, смет расходов, прямых и косвенных издержек и т. п.), в связи с чем отчетные данные содержат достаточно ограниченную информацию о деятельности предприятия.
Вышесказанное определяет специфику проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия, ограничивая при этом использование всех методов финансового анализа.
Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.
Стратегические задачи финансовой политики предприятия следующие:
- максимизация прибыли предприятия;
- оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств и др.
На основе полученных результатов анализа осуществляется выбор направлений финансовой политики.
Большое значение для предприятия имеют результаты анализа управленческих решений в инвестиционной, снабженческо-бытовой, ценовой областях, т.е. в стратегическом развитии предприятия .
Главная цель стратегии развития – устойчивое положение на рынке, основанное на эффективном распределении и использовании всех ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, земельных, интеллектуальных и т.п.). При этом ведущим методом управления ресурсами становится метод аналитической оценки и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.
Чтобы принимать эффективные и результативные решения в области технологий, финансов, сбыта, инвестиций и обновления производства, управляющему персоналу нужен постоянный и непрерывный мониторинг текущего положения предприятия. Анализ финансово-экономического состояния является одним из эффективных способов оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить наиболее сложные проблемы управления имеющимися ресурсами и таким образом минимизировать усилия по проведению в соответствие целей и ресурсов организации с потребностями и возможностями сложившегося рынка. Для этого нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, оценки, анализа и интерпретации финансовой отчетности.
К основным задачам анализа финансово-экономического состояния предприятия относятся:
- оценка динамики структуры и состава активов, их состояния и движения;
- оценка динамики структуры и состава источников собственного и заемного капитала, их состояния и изменения;
- оценка платежеспособности предприятия и оценка ликвидности баланса;
- анализ относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия, оценка изменения ее уровня;
- оценка эффективности использования средств и ресурсов предприятия.
1.2. Методы анализа и информационное обеспечение
Для организации на предприятиях современных систем управления финансами и их практического применения приказом Минфина РФ от 1 октября 1997 г. №118 были утверждены Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.
Анализ абсолютных показателей – это изучение данных, представленных в бухгалтерской отчетности: определяется состав имущества предприятия, структура финансовых вложений, источники формирования собственного капитала, оценивается размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и др.
Горизонтальный (временной) анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста (прироста).
Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом).
Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определении тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя без учета случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда проводится перспективный, прогнозный анализ.
Ведущим методом анализа финансово-экономического состояния является расчет финансовых (аналитических) коэффициентов, необходимый различным группам пользователей: акционерам, аналитикам, менеджерам, кредиторам и др. Анализ таких коэффициентов (относительных показателей) – это расчет соотношений между относительными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение их взаимосвязей.
Известны десятки относительных показателей, но для удобства пользования они объединены в несколько групп:
- ликвидности;
- платежеспособности;
- финансовой устойчивости;
- интенсивности использования ресурсов;
- деловой активности;
- характеристика структуры имущества.
Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность. Отчетность организации (хозяйствующего субъекта) – это система показателей, характеризующая результаты и отражающая условия ее работы за истекший период.
В отчетность включены все виды текущего учета: бухгалтерский, статистический и оперативно-технический. Благодаря этому обеспечивается возможность отражения в отчетности всего многообразия предпринимательской деятельности предприятия.
Анализ финансово-экономической состояния предприятия в основном базируется на финансовой (внешней) бухгалтерской отчетности предприятия.
Финансовая бухгалтерская отчетность состоит из нескольких образующих единое целое отчетных документов:
бухгалтерского баланса, форма №1;
отчета о прибылях и убытках, форма №2;
отчета о движении капитала, форма №3;
отчета о движении денежных средств, форма №4;
приложения к бухгалтерскому балансу, форма №5.
Предприятия по итогам года кроме вышеназванных документов обязаны предоставить дополнительную информацию, включающую мнение аудиторов, примечания к финансовым отчетам и др.
1.3. Содержание анализа
Анализ финансово-экономического состояния предприятия по данным внешней финансовой отчетности является классическим способом анализа. Его проведение включает следующие этапы:
1. Сбор информации и оценка ее достоверности, отбор данных из форм бухгалтерской отчетности за требуемый период времени.
2. Преобразование типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму.
3. Характеристика структуры отчета (вертикальный анализ) и изменения показателей (горизонтальный анализ).
4. Расчеты и группировка показателей по основным направлениям анализа.
5. Выявление и изменение групп показателей за исследуемый период.
6. Установление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов.
7. Подготовка заключения о финансово-экономическом состоянии предприятия.
8. Выявление «узких мест» и поиск резервов.
9. Разработка рекомендаций по улучшению финансово-экономического состояния предприятия.
Структура анализа финансово-экономического состояния предприятия состоит из оценки пяти основных блок-параметров (рис.1.6.):
1. Состава и структуры баланса.
2. Финансовой устойчивости предприятия.
3. Ликвидности и платежеспособности предприятия.
4. Рентабельности.
5. Деловой активности.
Эти блоки представляют собой структуру анализа, на основании которого производятся расчеты и группировка показателей, дающих наиболее точную и объективную картину текущего экономического состояния предприятия.
2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия
2.1. Структура и динамика бухгалтерского баланса
Анализ финансово-экономического состояния предприятия начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.
Бухгалтерский баланс – это информация о финансовом положении хозяйствующей единицы на определенный момент времени, отражающая стоимость имущества предприятия и стоимость источников финансирования. Бухгалтерский баланс – способ отражения в денежной форме состояния, размещения, использования средств предприятия по их отношению к источникам финансирования. По форме баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых равны между собой, поэтому важнейшим внешним признаком правильного бухгалтерского баланса является соблюдение принципа равновесия сторон.
В рыночной экономике бухгалтерский баланс – основной источник информации, с помощью которого широкий круг пользователей может:
- ознакомиться с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта;
- определить состоятельность предприятия: сумеет ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями и др.
- определить конечный финансовый результат работы предприятия и др.
Строение бухгалтерского баланса таково, что основные части баланса (актив и пассив) и их статьи сгруппированы определенным образом. Это необходимо для выполнения аналитических исследований и оценки структуры актива и пассива.
2.1.1. Актив баланса
Под активами понимают имущество (ресурсы предприятия), в которое инвестированы деньги. Статьи актива располагают в зависимости от степени ликвидности (подвижности) имущества, т.е. от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива баланса также строятся в порядке возрастания ликвидности.
1. Внеоборотные активы (иммобилизованные средства):
Нематериальные активы (патенты, авторские права, лицензии, торговые марки и другие ценные, но не овеществленные активы, контролируемые предприятием);
Основные средства (имущество, здания, оборудование, земля, т.е. материальные активы с относительно долгим сроком полезной службы);
Капиталовложения (незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и др.).
2. Оборотные активы (мобильные средства):
Запасы товарно-материальных ценностей и затраты (совокупность статей, которые характеризуют имущество:
а) хранящееся для реализации;
б) находящееся в процессе производства для реализации;
в) постоянно расходующееся на производство продукции);
Дебиторская задолженность;
Краткосрочные финансовые вложения (капиталовложения в ценные бумаги, инвестиции и др.);
Денежные средства.
Оборотные активы более ликвидны, чем внеоборотные. Это обусловлено тем, что внеоборотные активы представляют ту часть имущества предприятия, которая не предназначена для продажи, а постоянно используется производства, хранения и транспортировки продукции. Оборотные активы участвуют в постоянном цикле превращения их в денежные средства. Оборотные активы также можно разделить по степени ликвидности: наиболее ликвидные оборотные активы – денежные средства, ценные бумаги, далее по степени убывающей ликвидности следуют дебиторская задолженность, запасы и затраты.
2.1.2. Пассив баланса
Пассив бухгалтерского баланса отражает источники финансирования средств предприятия, сгруппированные на определенную дату по их принадлежности и назначению. Пассив показывает:
- величину средств (капитала), вложенных в хозяйственную деятельность предприятия;
- степень участия в создании имущества организации.
Пассив – это обязательства за полученные ценности или требования на полученные предприятием ресурсы (активы).
1. Юридические принадлежности:
Собственный капитал (обязательства перед собственниками предприятия);
Заемный капитал (обязательства перед третьими лицами – кредиторами, банками и т.п.).
2. Срочности возврата обязательств:
Средства длительного пользования;
Средства краткосрочного пользования.
Обязательства перед собственниками составляют практически постоянную часть пассива баланса, не подлежащую погашению во время деятельности организации. Обязательства перед третьими лицами имеют разные сроки возврата: менее одного года – краткосрочные, более одного года – долгосрочные.
Один из важных аспектов анализа структуры баланса – это определение взаимосвязей между активом и пассивом, так как в процессе производственной деятельности идет постоянная трансформация отдельных элементов актива и пассива баланса.
Каждая группа пассивы функционально связана с определенной частью актива баланса. Например, краткосрочные кредиты предназначены для пополнения оборотных средств. Некоторая часть долгосрочных обязательств финансирует как оборотные, так и внеоборотные активы. Такое же взаимодействие наблюдается и в случае погашения внешних обязательств. Считается, что у нормально функционирующего предприятия оборотные активы должны превышать краткосрочные пассивы, т.е. часть текущих актив погашает краткосрочные пассивы, другая часть погашает долгосрочные обязательства, оставшаяся идет на пополнение собственного капитала (становится собственностью владельца предприятия).
2.1.3. Динамика состава и структуры актива баланса
Анализ финансово-экономического состояния предприятия следует начинать с общей характеристики состава и структуры актива (имущества) и пассива (обязательств баланса). Анализ актива баланса дает возможность установить основные показатели, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия:
1. Стоимость имущества предприятия, общий итог баланса.
2. Иммобилизованные активы, итог разд. I баланса.
3. Стоимость оборотных средств, итог разд. II баланса.
С помощью горизонтального (временного) и вертикального (структурного) анализа можно получить наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре актива, а также динамике этих изменений.
Таблица 2.1
Анализ состава и структуры актива баланса
Актив баланса |