Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.
Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства.
Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.
Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Налоговая служба — это орган оперативного финансового контроля. Он осуществляет проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые службы могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.
В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
Финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РОССИИ
3.1 Совершенствование регулирования на финансовом рынке
Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора.
С количественным ростом и
качественным усложнением финансового рынка существует объективная потребность в
развитии функций саморегулирования, что означает повышение эффективности
взаимодействия СРО и государственных органов власти. Прежде всего, нормы и
правила, разрабатываемые СРО должны дополнять и детализировать нормы
государственного регулирования, причем, необходимо стимулировать СРО к
установлению более жестких требований к деятельности участников рынка.
В 2008-2009 годах необходимо закрепить в законодательстве и в ведомственных
актах требования к принципам деятельности СРО и к стандартам СРО. Следует
поощрять создание в СРО страховых фондов, обеспечивающих дополнительную защиту
инвесторов. Возможно, следует рассмотреть ряд инициатив, направленных на
укрепление роли профессионального сообщества в осуществлении контроля на рынке
ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков: предоставление возможности
оказывать услуги неквалифицированным инвесторам только профессиональным
участникам рынка ценных бумаг, состоящим в СРО с более жесткими стандартами
профессиональной деятельности; предоставление только членам СРО возможности
оказывать услуги андеррайтера при публичном размещении ценных бумаг, а также
при размещении ценных бумаг компаний с повышенным риском.
Ряд других возможностей расширения функций СРО в связи с решением основных
задач по совершенствованию регулирования рынка ценных бумаг содержатся в
соответствующих разделах доклада.
Следует предоставить СРО большие возможности при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует возложить на СРО функции анализа такой отчетности, ее обобщения и раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.
Финансовый рынок становится
одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым
может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической
политики [16]. Кроме того, в условиях формирования и развития многоотраслевых
финансовых холдингов возникает специфическая задача их комплексного
регулирования, что, очевидно, удобнее делать из единого центра. В этих условиях
вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую
актуальность. Вместе с тем, решение этого вопроса должно осуществляться с
учетом сложившейся системы государственного управления в России. Дискуссия о
создании в России мегарегулятора в определенной степени оказалась переведенной
в плоскость коллегиальности единого регулирующего органа и его независимого
статуса. Представляется, что данные критерии деятельности не являются
приоритетными и, более того, в долгосрочной перспективе могут существенно
снизить эффективность единого регулятора на финансовом рынке. Представляется,
что решение вопроса о мегарегулировании в России должно осуществляться, прежде
всего, путем унификации требований и стандартов деятельности на финансовом
рынке, а также консолидации государственных функций, которые могут быть
осуществлены в течение 2 – 3 лет.
В 2008 году необходимо приступить к унификации требований по доверительному
управлению ценными бумагами, а также порядка регистрации выпусков ценных бумаг.
В 2008-2009 году необходимо дополнить унификацию доверительного управления и
регистрации выпусков ценных бумаг унифицированными подходами к регулированию
рисков на рынке ценных бумаг. Эти подходы могли бы быть сформулированы на
основе известных Базельских принципов. Такие подходы уже реализуются в рамках
регулирования банковской деятельности, и лишь отчасти, в рамках регулирования
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Представляется, что эти
принципы следует в большей степени распространять и на профессиональных
участников рынка ценных бумаг, с учетом специфики деятельности таких
участников, видов осуществляемых операций, имеющихся у них клиентов.
Следует рассмотреть вопрос объединения регулирования близких по роду
деятельности финансовых институтов. Так, в 2004 году ФСФР России переданы
функции по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Было бы
целесообразным дополнить указанные полномочия, полномочиями по регулированию
страховых организаций.
В 2008 году необходимо завершить работу над проектом изменений и
дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленных на развитие
системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных
бумаг [16]. Система пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и
пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Закон будет предусматривать
несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками
финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований
законодательства, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со
стороны государственных органов.
Необходимо на законодательном уровне обеспечить большую независимость служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ввести требования об управлении рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников финансового рынка предусматривать в своих штатных расписаниях должность ответственного за организацию управления рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками. Для таких специалистов по управлению рисками внутри организации должны быть установлены соответствующие квалификационные требования. При этом в каждой организации – участнике финансового рынка будут разрабатываться соответствующие внутренние документы по управлению рисками, которые должны будут соответствовать устанавливаемым требованиям.
Также в надзорных целях
необходимо предусмотреть возможность введения в организациях – профессиональных
участниках рынка ценных бумаг временной администрации. В настоящее время
институт временной администрации как надзорная мера уже введен в отношении
управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных
депозитариев и негосударственных пенсионных фондов.
Частично функция контроля за рисками участников рынка может быть делегирована
СРО.
В 2008 – 2010 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практике. Так, например, Директива 2004/39/ЕС предполагает, что подходы к определению собственных средства кредитных институтов должны являться базисом для определения собственных средств всех иных категорий финансовых институтов.