Финансы и основные пути их социализации в условиях социально-рыночной экономики
p> Финансово-хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает два способа использования финансовых ресурсов:

- самоокупаемость.

- сметное финансирование.

2). Финансы страхования.

Страхование - совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

- социальное страхование (все методы).

- личное страхование.

- имущественное страхование.

- страхование ответственности.

- страхование предпринимательских рисков.

3). Государственные финансы.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственные финансы включают в себя:

1. Бюджет - экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

2. Внебюджетные фонды - специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

Источники формирования:

- специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей.

- субсидии из бюджета.

- дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы.

- добровольные взносы и пожертвования.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и современное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

3). Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Формы государственного кредита:

- государственные займы.

- казначейские ссуды.

Финансовая система.

Финансовая система - совокупность организаций и звеньев рыночной экономики, опосредующих и регулирующих финансовые отношения.

Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования).

Звенья первой сферы:

1. Государственный бюджет (в нем концентрируются огромные финансовые ресурсы).

2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):

- Пенсионный фонд.

- Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.).

- Фонд занятости.

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.

3. Государственный кредит (в форме движения ссудного капитала).

Звенья второй сферы:

- Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах.

- Финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность.

- Финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

- Социальное страхование (все методы).

- Личное страхование.

- Имущественное страхование.

- Страхование ответственности.

- Страхование предпринимательских рисков.

Денежные фонды называются финансовыми фондами только тогда, когда они формируются за счет финансовых ресурсов (денежных доходов, поступлений, накоплений, прочих источников, которые находятся в руках предприятия, т.е. в его собственном распоряжении).

Финансовые ресурсы - денежные ресурсы у предприятий и государства, которые резервируются для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей.

Основные типы построения финансовой системы.

Обычно выделяют два основных типа организации финансовой системы. Первый тип, получивший название демократического централизма, присущ административно- командной экономике и получивший распространение в
Советском союзе и странах Восточной Европы. При централизованном планировании экономической жизни на первый план выдвигается, конечно, не столько демократический характер создаваемой финансовой системы, сколько ее командный характер, обязывающий нижестоящие финансовые учреждения точно выполнять директивные указания центра. Но в этих условиях нижестоящим учреждениям предоставлялась определенная самостоятельность в решении региональных и местных финансовых проблем.

Второй тип называется фискальным федерализмом. По такому типу построены финансовые системы развитых индустриальных стран. Как показывает само название, в них государственные, федеральные бюджеты и налоги отделены от бюджетов и налогов штатов (США), земель (Германия), капиталов (Швейцария).
Это означает, что в государственные бюджеты не входят бюджеты участников федераций и местного самоуправления. Такой федерализм предполагает проведение самостоятельной фискальной политики с одной стороны, государством и федерацией в целом, а с другой стороны - участниками федерации и муниципалитетами. В США федеральный бюджет в своей доходной части образуется за счет личного подоходного налога (46%), налогов на фонд заработной платы (35%), на прибыль корпораций (20%) и т.д.

Государственное регулирование экономики.

Осуществляется следующими методами:

- Денежно-кредитными.

1. Регулирование учетной ставки.

2. Операции государства на рынке ценных бумаг (как эмиссия и т.д.).

3. Установление изменения минимальных резервов.

- Бюджетными.

1. Налоги.

2. Амортизационная политика.

3. Государственные инвестиции.

Государственные доходы.

Государственные доходы - часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на:

- Централизованные (Федеральные финансы).

- Децентрализованные (финансы субъектов Федерации).

- Внутренние.

- Внешние.

Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов.

На первом месте стоят налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов.

Налоги - принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения его функций.

Признаки налогов:

- Принудительный характер.

- Безвозмездный характер.

- Безэквивалентность.

На втором месте - государственные займы. Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на внутреннем рынке.

Третье место - налоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное).

Четвертое место - дополнительная эмиссия денежных знаков.

Основная часть доходной части государственного бюджета складывается из налоговых поступлений.

Классификация налогов.

1). Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают:

* реальные.

* личные. К ним относятся:

- подоходный налог с населения.

- налог на прибыль юридических лиц.

- налог на прирост капитала.

- налог на доходы от денежных капиталов.

- налог на сверхприбыль.

2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из трех групп:

* акцизы (надбавка к цене).

* фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство для пополнения казны).

* таможенные пошлины. Бывают:

- экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров).

- импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для государства или производителя внутри страны).

- транзитные.

3). Отчисления в фонд социального страхования:

- пенсионный фонд.

- фонд социального страхования.

- фонд занятости.

- фонд медицинского страхования.

Элементы налога.

Субъект налога- юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог.

Объект налога - предмет или имущество, подлежащие налогообложению.

Источник налога - доход субъекта, из которого уплачивается налог
(источник может совпадать с объектом).

Единица налогообложения - единица измерения объекта.

Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения.

Она может быть:

- твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения).

- долевой (устанавливается определенная доля налога).

Ставки бывают:

- пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины).

- прогрессивные (объекты группируются).

Всего существуют более 60 видов налогов.

1. Федеральные:

- налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями.

- НДС (налог на добавочную стоимость).

- налог на внешнеэкономическую деятельность.

- акцизы.

Республиканские:

- подоходный налог.

- налог на пользователей автотранспорта.

- лесной сбор.

Местные (самая многочисленная группа):

- сбор за парковку автотранспорта.

- сбор на содержание милиции и т.д.

Принципы бюджетного финансирования.

1). Строго целевой характер финансирования: предприятия получают средства из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, прогнозов на заранее обусловленные цели.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать