Фискальная политика, методы реализации в рыночной экономике
p> В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, то хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало бы дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

3.7. Направления совершенствования налоговой системы.

Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

• требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;

• необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

• назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией.
Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь в хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.

3.8. Сочетание денежной и фискальной политики.

Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свой бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.

[pic]

Рисунок 10 - Денежное приспособление фискальной политики

Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.

Итак, при растущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики — это сложный вопрос.

Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому — быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.

Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).

Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики на ключевые переменные. Один из интересных случаев — инвестиционные субсидии, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рисунок 11а).

Кривая IS (рисунок 11б) сдвигается на величину роста инвестиций
(рисунок 11а) (еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных субсидий.

[pic]

а) Рисунок 11- Влияние инвестиций на ВНП. б)

[pic]

Рисунок 12- Выбор между денежной и фискальной политикой.

На рисунке показана экономика, первоначально находившаяся в точке Е с неполной занятостью, а затем, достигающая уровня выпуска продукта у* при полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2) (рисунок 12). Можно также подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз, фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст наибольшую выгоду.

Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов. Они поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и, следовательно, поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов. Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
. наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
. административные задержки;
. пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Заключение.

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, мною был сделан вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос.
Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика активно используется в целях стаби- лизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.
Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также отмечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.
Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформирован-ная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабиль-ности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Список использованных источников


1. Макроэкономика: Учебник. Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во

«ДИС», 1997г.
2. Макроэкономика: И.Р. Бугаян. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
3. Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – М.: «Дело и Сервис»,

2000г.
4. Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – Москва, 1995г.

5. Макроэкономика: Р.Дорнбуш, С.Фишер. – М.: «Инфра». – М., 1997г.
6. Макроэкономика: Эдвин Дж. Долан. – Санкт-Петербург: «Литера плюс»,

1994г.
7. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998г.
8. Финансы: Учебник для вузов. П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой. – М.:

Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000г.
9. Финансы: Практ. пособ. Л.А. Ханкевич. – Мн.: «Молодёжное научное общество», 2000г.
10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
11. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общей ред. акад.В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
12. Экономическая теория: Учебник: В 2 ч. Ч. 2. 2-е изд., испр. и доп./ Под общ. ред. М.А. Винокурова, М.П. Дёминой. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.
13. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998.
14. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник / под ред. В.Г. Князева,

Д.Г. Черника – 2-е изд., перераб. и допол. –М.: Закон и право, 1997

-----------------------

Ц е л и ф и с к а л ь н о й п о л и т и к и


Изменения в налоговых поступлениях

Пособия по безработице и другие социальные выплаты

Субсидии фермерам


Встроенные стабилизаторы


Сознательное манипулирование налогами и расходами или АКТИВНАЯ фискальная политика

ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически

Автоматическая

Дискреционная

Типы фискальной политики

Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции

Стабилизация темпов экономического роста

Сглаживание колебаний экономического цикла


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать