Монетаризм опирается на на количественную теорию денег. Его предпосылки:
· Количество денег в обращении определяется автономно;
· Скорость обращения денег жестко фиксирована;
· Изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;
· Исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;
Фридмен проанализировал три функции цен: информационную, стимулирующую, распределительную и сделал вывод, что попытки заставить цены способствовать реализации социальных целей в плановой социалистической экономике абсурдно, т.к нельзя отделить их последнюю функцию от остальных, поскольку цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов.
Монетаризм исходит из положения, что рыночный механизм способен обеспечить стабильное развитие экономики: фискальная политика выталкивает частные инвестиции из производства.
о главе с Т. ихологическое себя четыре направления"номического либерализмаолитической экономии. вижущих сил общественного
Развитие медицины в период XVIII – XX вв.
Медицина в XVIII веке в западной Европе.
Новое время в истории обычно датируют со времен буржуазных революций в Европе – в Голландии, Англии, Франции.
Для Нового класса – молодой буржуазии из ремесленников и торговцев требовался более смелый подход к изучению природы, причин социальных и биологических явлений, не обремененный гонениями церкви. Великие географические открытия в прошлом веке раскрыли границы мира, открыли пути к новым рынкам и новым завоеванием. Пришла пора использования достижений науки новых знаний.
Ж.О Ламетри пропагандировал исключительно опытный путь развития естественной медицины. В своей книге «Человек – машина» он создал целую программу перестройки физиологической науки на основе опытов.
П.Ж. Кабанис закрывал университеты схоластического направления, создавал вместо них общенародные школы, в том числе и госпитали.
Материалистические воззрения и опытное направление благотворно сказались на ряде направлений медицины. Возникла самостоятельная дисциплина – анатомия. Клиническая медицина все больше опиралась на экспериментальные исследования. Венский врач Л. Ауенбруггер внедрил в клинику метод перкуссии.
Рене Лазник разработал метод аускультации. Результаты аускультации сравнивал с патологоанатомическими изменениями, способствуя развитию клиники.
Философскую поддержку своим материалистическим суждениям врачей получили в концепциях стихийно – материалистического характера в конце XVII – XVIII вв. у философов – материалистов Дидро, Гольбаха, которые были соратниками врачей – материалистов Леруа, Ламетри, Кабаниса.
В 40 – х. гг. начал распространяться марксизм, который большое внимание уделял развитию естествознания; его принципы были изложены в «Манифесте коммунистической партии», в котором получила обоснование материалистическая диалектика.
Начало XIX в. – время выдающихся открытий в медицине и биологии. Веллер впервые синтезировал вне организма мочевину в кристаллах. Либих заложил основы органической химии
Медицина в России в XVIII в.
Медицина в России к XVIII в. преодолела «период отсталости», в котором пребывала долгое время из-за татаро-монгольского ига. По отдельным направлениям она уже находилась на одном уровне с цивилизованным государствами, и даже начала обгонять их. Хотя крепостное право, закабалившее большинство населения страны, было серьезным препятствием на пути развития великой страны, ее экономики, промышленности и науки. До середины XVIII в в России не существовало университетов. В 1755 создан первый университет М.И. Ломоносовым. Медицинский факультет начал функционировать в 1764г. Факультет вначале давал общее образование не только для будущих врачей, лишь в последующем среди его студентов появились те, кто посвятил свою жизнь медицине. Факультет смог дать полноценную и общую подготовку будущим врачам. Но, и как в западных странах, университет не обеспечивал подготовку практических врачей. Врачей готовили госпитальные школы.
Госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIIIв. в эпоху Петра I. Петр I не оставлял без внимания ни единой сферы жизни государства, в том числе и медицину. Бывал за рубежом, наряду с корабельным делом он живо интересовался медицинским искусством. Понимая неудовлетворительное состояние здравоохранения: частые эпидемии, высокую смертность, резкую нехватку врачей, Петр начал строительство сухопутных и морских госпиталей, а при них госпитальных школ для подготовки лекарей. Первый сухопутный госпиталь был открыт в Москве в 1707 году, тогда же при нем появилась первая госпитальная школа, рассчитанная на 50 учащихся. Следует высоко оценить качество программ и характер преподавания в госпитальных медицинских школах России. Такой системы образования не было нигде в Европе. Деятельность школ руководствовалась общими указаниями и правилами, в том числе и Генеральным регламентом о госпиталях. В 1735 году в него были включены правила обучения, сроки учебных программ по медицинским дисциплинам ( 5 – 7 лет), а также по философии и латинскому языку. После обучения следовал жесткий экзамен, который включал 3 – 4 операции на трупе. В госпиталях для госпитальных школ устраивались специальные палаты для клинических занятий, преподавания основ акушерства и анатомии.
По распоряжению П.З. Кондоиди стали вести истории болезней – «скорбные листы» на каждого больного, в госпиталях были выделены клинические палаты, организованы медицинские библиотеки. Во главе госпиталя стоял врач.
В эпоху Петра качество медицинского обучения и требования к врачам были высокими. Чтобы стать профессором госпитальной школы, нужно было получить «градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIIIв. степени доктора медицины удостоено 89 русских и 309 иностранных врачей.
В 1764г Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины.
В 1797г. созданы гражданские врачебные управы в губерниях.
В 1710 вместо Аптекарского приказа создана медицинская канцелярия как центральный орган здравоохранения, во главе которого стоял врач – архиатер.
К концу XVIIIв. в России работало 878 врачей.
В 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы департаменту МВД. В 1786г. воспитательные медицинские школы реорганизовались в медико-хирургические училища, которые открыли путь к созданию медико-хирургических академий.
Петр также стал родоначальником лечения минеральными водами. По его распоряжению в Олонецком крае, в Липецке, Старой Руссе открыты водолечебницы, в которых гражданское население и военнослужащие получали процедуры. По приказу Петра была построена и стала работать инструментальная мастерская для производства медицинского оборудования. Был введен учет демографических явлений, т.к смертность населения была высока и необходимо было иметь людские резервы для государства и армии. В Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома; здесь же в акушерских школах шла подготовка повивальных бабок.
Медицина XIX века.
В Новое время входит хронологически и XIX век – эпоха клинического развития медицины, век выдающихся ученых и медицинских школ. Во второй половине XIXв. обозначились 2 тенденции развития науки, в том числе и медицины:
· Образование новых дисциплин;
· Интеграция ряда направлений и проблем в самостоятельные науки;
Медицина XIXв. развивалась на фоне исторических событий. Прежде всего это Великая французская революция (1789), которая открыла двери для трудящихся в высшую школу, провела радикальную реформу образования, сформировала условия для развития рыночных отношений, расширения внешних связей.
Естествознание и медицина XIXв. в России находилась под воздействием передовых материалистических воззрений в диалектике, в том числе взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.
В России в XIXв. формируется школа офтальмологов. В 1805г. в Москве открылась первая в мире глазная больница.
Начало XX столетия. Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 года.
В XX веке произошел третий, наиболее насыщенный открытиями, этап НТР, буквально ворвавшийся в медицину.
В начале XX в., как признак социально – экономического неблагополучия, не прекращались эпидемии острозаразных заболеваний, особенно сыпного тифа, которым в течении 1907 – 1917 болело более 1 млн. человек. В течение 1915 года в России было зарегистрировано около 800 тыс. случаев эпидемических заболеваний, из 43 тыс. больных холерой, 178 тыс. – брюшным тифом. В 1909 г. от оспы умерло 32 тыс. человек, в стране имело место эпидемическое распространение туберкулеза, сифилиса, трахомы, гонореи.
Из примерно 6 млн. рождаемых ежегодно 2 млн. детей умирали в России каждый год от болезней и недоедания. Младенческая смертность составляла 250 на 1000. Общая смертность была 25 – 30 на 1000 чел. населения; средняя продолжительность жизни – примерно 40 лет. Среди причин смерти в России первое место занимали туберкулез, пневмонии, инфекционные заболевания.