Формирование и распределение доходов на факторы производства

Для того, чтобы определить какое количество единиц ресурса выгодно предпринимателю вовлекать в производство, следует сопоставить предельные издержки этого ресурса с его предельной доходностью. Поскольку было сделано допущение, что ресурсы приобретаются на рынке совершенной конкуренции, постольку цена ресурса совпадает с его предельными издержками. Поэтому предельная доходность ресурса может сопоставляться с его ценой. Это значит, что в краткосрочном периоде правило выбора факторов производства может быть представлено в виде MRC = MRP или Pr = MRP, где Рг –цена ресурса.

Например, если цена ресурса составляет 100 денежных единиц, то в условиях совершенной конкуренции выгодно вовлекать 7 единиц ресурса, а при несовершенной конкуренции всего 6.

Зависимость между уровнем предельной доходности ресурса и количеством вовлекаемых единиц ресурсов предопределяет зависимость между ценой ресурса и величиной спроса на этот ресурс. Например, в условиях совершенной конкуренции, как это видно из таблицы, при Рr = 50 величина спроса на ресурс составит 8 единиц, при 50 < Рr < 150 величина спроса будет 7 единиц, при 150 < Рr < 250 величина спроса будет 6 единиц и т.д. Если же цена на ресурс превысит 750 денежных единиц, то предприниматель не вовлечет ни одной единицы ресурсов.

Из таблицы также видно, что спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции менее эластичен, чем при совершенной. Действительно, при снижении цены .на ресурс на 300 д.е. (с 750 до 450) в условиях совершенной конкуренции величина спроса возрастет на 3. единицы (с 1 до 4), а в условиях несовершенной конкуренции на 2 (с 1 до 3). Это означает, что в условиях несовершенной конкуренции будет предъявляться меньшая величина спроса на ресурсы, и при прочих равных условиях будет меньший объем производства.

В долгосрочном периоде предприятие изменяет потребление всех ресурсов. Правило выбора факторов производства, позволяющее минимизировать издержки производства, заключается в том, что для минимизации затрат необходимо достижение равенства в соотношении предельных физических продуктов (предельных доходностей) с ценами (предельными издержками ресурсов) по всему перечню использования ресурсов. Например, если используются только два фактора производства: труд и капитал, то правило, позволяющее минимизировать издержки, можно записать в виде:

  или  ,

где:

МР – предельный физический продукт труда (L) или капитала (С);

Р – цена соответствующего ресурса;

MRP – предельная доходность ресурса;

MRC – предельные издержки ресурса.

Однако для максимизации прибыли предприятие должно добиться не только равенства соотношений по разным видам ресурсов, но и того, чтобы эти соотношения, эквивалентные между собой, были равны единице. В нашем случае это будет выглядеть так:

   или же   

Последнее равенство применяется по отношению к рынкам ресурсов, характеризующимся несовершенной конкуренцией, где цена ресурса может не совпадать с предельными издержками ресурса.

Правило выбора факторов производства, обеспечивающее максимизацию прибыли предприятия при наименьших издержках производства, тождественно правилу выпуска продукции с максимальной прибылью MR = МС. Поскольку MR = MRP / МР, а МС = MRC / МР, то из MR = МС следует, что MR / МС = 1. Подставляя значения, получаем:

Отраслевой спрос на ресурс представляет собой агрегирование спроса индивидуальных потребителей ресурса. Неценовыми факторами спроса являются:

1.Изменения в спросе на готовый продукт, который производится посредством данного ресурса.

2.Изменение производительности ресурса. Рост производительности ресурса повышает его предельную доходность, что расширяет спрос на него. Аналогичное влияние оказывает рост производительности взаимодополняющих ресурсов, совершенствование технологии производства.

3.Изменение цен на другие ресурсы (субституты и взаимодополняющие ресурсы).

Степень эластичности спроса на ресурс предопределяется:

1. Степенью эластичности спроса на готовый продукт. Чем выше эластичность спроса на готовый продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс.

2. Изменением предельной доходности ресурса. Медленное снижение предельной доходности обусловливает более высокую эластичность спроса на ресурс.

3. Долей ресурса в издержках предприятия. Чем выше доля ресурса в валовых издержках, тем выше эластичность спроса.

4. Структурой рынка готовой продукции. В условиях рынка совершенной конкуренции спрос на ресурс более эластичен, чем в условиях монополизированного.

2. Ценообразование на рынке труда. Персонал предприятия


Как известно, рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объём предложения и спроса. Очевидно, что данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь идёт о таком специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (токарь, инженер, врач и т.д.), но и целым «спектром» других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

С другой стороны, и работодатели (то есть те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовой мобильности.

Необходимо отметить, что труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе.

Несмотря на «гуманистическую» специфику рынка труда, в экономической теории абстрагируются от этих характеристик и определяют данный вид рынка как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно незанятых людей).

Спрос на труд, как и на всякий ресурс, является производным, то есть зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного вида труда. В свою очередь, фирма, определяя количество работников, которое необходимо нанять, должна учитывать «цену труда» (то есть заработную плату). А цена труда зависит от его предельной производительности, т.е. того приращения объёма выпускаемой продукции, которое вызвано использованием дополнительной единицы труда (нового работника), при условии, что другие факторы производства останутся неизменными. Предельная производительность труда определяется по формуле:

,

где:

MPL – предельная производительность труда;

DQ – прирост продукции, вызванный дополнительной единицей труда;

DL – дополнительная единица труда.

Однако фирму интересует не только величина дополнительной продукции, выпущенной в результате найма нового работника, но и то, какой доход она получит от продажи продукции, созданной добавочной единицей труда. А определить это можно по формуле предельного дохода от продукта труда (MRPL)

,

где:

MRPL – предельный доход от продукта труда;

DR – прирост дохода, вызванный дополнительной единицей труда.

Практика показывает: при неизменной величине других факторов производства дополнительное увеличение численности работников приводит к тому, что MRPL сначала растёт (это увеличивает доход фирмы), а затем начинает снижаться (это уменьшает доход фирмы). Тому имеется несложное объяснение: с увеличением численности персонала и при неизменном оборудовании доля капитала, приходящаяся на каждого работника, начинает снижаться, что приводит сначала к уменьшению прироста продукции, затем к стабилизации её объёма, и, наконец, к абсолютному уменьшению.

В этой связи фирме важно определить, какова должна быть оптимальная численность занятых, которая обеспечивала бы максимальную прибыль предприятию. В экономической теории эта зависимость называется «прибыль – максимизирующая занятость» и определяется по формуле:

где:

W – ставка заработной платы.

Индивид получает за свой труд заработную плату, которую тратит на приобретение товаров и услуг, приносящих ему пользу. Досуг также приносит ему определённую пользу: он читает, смотрит телевизор, занимается спортом, общается с друзьями и т.д.

В этой связи возникает проблема распределения времени между трудом и досугом. Как её разрешить? Для этого воспользуемся некоторыми положениями теории потребительского выбора. Во-первых, основной принцип экономического поведения индивида - максимизация полезности, получаемой от труда и досуга. Это лежит в основе распределения времени между названными «альтернативными» видами деятельности. Во-вторых, при оценке потребления благ и досуга действует закон убывающей полезности – каждый дополнительный час досуга (или дополнительное количество благ) приносит меньшую полезность, чем предыдущие. Иными словами, чем большим объёмом досуга (или благ) располагает индивид, тем меньшую ценность представляет для него дополнительный час досуга или дополнительная единица благ. Разумеется, для каждого индивида существует своя, субъективная шкала ценностей, которая влияет на распределение времени между трудом и досугом и, следовательно, оказывает влияние на величину предложения труда.

Согласно теории предельного продукта рабочий сам должен произвести продукт, возмещающий его зарплату. Сильная сторона этой концепции в том, что зарплата здесь зависит от эффективности труда работника. Чем выше производительность труда, тем выше зарплата.

На конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает такую небольшую долю рабочих, что это не влияет на ставку зарплаты в целом. Рыночная ставка зарплаты дана фирме рынком, фирма в зависимости от нее нанимает столько труда, сколько ей необходимо при данной ставке.

Модель монопсонии. Это рынок, на котором господствует один покупатель. Монопсонии присущи следующие черты.

1) Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать