Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия
смотреть на рефераты похожие на "Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия"
Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет экономики и права
Утверждаю
Декан к.э.н., доцент
________________ А.Е. Гридин
“___”____________1999г.
В Ы П У С К Н А Я Р А Б О Т А
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПТОВОГО
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Автор выпускной работы _______________________________________В.М.ПЕТРЯЕВ
Обозначение дипломной работы: ДР - 2069965 - 17 - 99
Специальность Менеджмент
Руководитель работы____________________ст. преподаватель О.Г. АРАНОВИЧ
Нормоконтролер ___________________ст. преподаватель О.Г. АРАНОВИЧ
Рецензент__________________________________к.э.н., доцент О.Ю. ЯКИМОВА
Саранск 1999
РЕФЕРАТ
Выпускная работа содержит 72 страницы, рисунок, таблицу, приложений, источников литературы.
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ: оптовый продовольственный рынок, оптовая торговля, розничная торговля, продавец, покупатель, инфраструктура оптового рынка, договор купли-продажи.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: оптовый продовольственный рынок Республики
Мордовия.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработка методических и организационно-экономических
аспектов формирования и развития оптовых продовольственных рынков в
Республике Мордовия.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: обобщение отечественного и зарубежного опыта работы
оптовых продовольственных рынков, научная абстракция, анализ и синтез,
группировки, сравнения и др.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: разработаны основные пути развития оптового продовольственного рынка Республики Мордовия.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: в деятельности региональных оптовых продовольственных рынков.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Оптовые рынки как элемент рыночной инфраструктуры
1.1.Внедрение рыночных отношений в систему распределения
продуктов питания
1.2. Оптовые рынки, зарубежный опыт их создания и функционирования
2. Формирование и развитие оптового продовольственного
рынка в Республике Мордовия
2.1. Обоснование необходимости формирования оптового
продовольственного рынка в регионе. Анализ деятельности
Мордовоптторга
2.2.Формирование элементов инфраструктуры ОПР
2.3. Создание конкурентной среды на оптовом продовольственном рынке и другие первостепенные задачи
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Потребительский рынок страны в настоящее время развивается в
направлении стремительного расширения торгового сектора экономики. Если в
1990 году на его долю приходилось 4,6 % объема валового внутреннего
продукта, то в 1997 году уже 15,8 %.
В результате перехода к открытой рыночной экономике большинство предприятий торговой отрасли стали самостоятельными субъектами рыночных отношений. При этом они сменили формы собственности и хозяйствования.
Сделано немало, но утверждать, что мы живем в условиях
“цивилизованного рынка”, пока рано. Потребительский рынок еще далек от
идеала. Положение в области распределения продуктов питания и снабжения ими
городов и областей России остается по-прежнему хаотичным. Прежние структуры
не были своевременно и в достаточной мере замещены более адекватными
рыночными, прежде всего в оптовом звене торговли. Появление многочисленных
неорганизованных посредников привело к неоправданному завышению цен,
определенной монополизации сегментов рынка, сложностям сбыта продукции
сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями пищевого
комплекса.
Структурно организованная система распределения продовольствия, как это имеет место в развитых странах, у нас не сложилась. В стране не выработан эффективный механизм государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, государственного регулирования цен не продовольствие, в т. ч. на скоропортящуюся продукцию.
Произошел резкий спад сельскохозяйственного производства, а также в смежных с ним отраслях, и в конечном счете - снижение уровня потребления продуктов питания на душу населения. До 1991 г. Россия являлась одной из ведущих стран мира по производству и потреблению продовольственных товаров на душу населения, находясь на 7 -м месте в мире. В 1996 г. она опустилась на 42 -е место. Покупательская способность населения в 1998 году снизилась по сравнению с 1997 годом на 15 %.
Псевдодемократические настроения к началу либерализации экономики в
клочья разнесли худо-бедно действовавшую систему государственного контроля
за производством и торговлей продуктами питания, оставили внутренний рынок
страны фактически беззащитным перед лицом внешней продуктовой экспансии.
Четко прослеживается тенденция роста количества ввозимых в Россию
недоброкачественных продовольственных товаров.
Импорт низкокачественных продуктов питания дорого обходится России.
Сегодня в структуре питания населения объем импортной продукции достиг
небывалого уровня за всю историю России - почти 50%.
Мы ушли от дефицита, а пришли к мнимому “изобилию”, дороговизне, слабому, а порой и полностью отсутствующему контролю за качеством продукции, низкой культуре торговли. Все это пагубно отражается на здоровье населения, его генофонде.
Закупая низкосортные товары, Россия поддерживает зарубежных производителей, косвенно кредитует их программы социального обеспечения, науку и образование. Расплачиваемся мы невосполнимыми природными богатствами России, здоровьем населения.
Но кроме того, ввоз продовольственных товаров, часто “второй свежести”, а потому очень дешевых, подрывает интересы добросовестных отечественных производителей, проигрывающих эту неравную конкурентную борьбу.
В здоровой экономике конкуренция с иностранными производителями является стимулом для развития собственного производства, у нас это приводит к его сокращению.
Политика, делающая ставку на импорт продовольствия, не может долго сохраняться, ибо она может привести к разрушению производственного и человеческого потенциалов в аграрном секторе, потере национальной продовольственной безопасности и серьезным социальным катаклизмам.
Иными словами, ситуация на продовольственном рынке страны сложна и требует неординарных подходов и решений, способных обеспечить в кратчайший период выход отечественного агробизнеса из кризиса.
В командно-административной экономике всегда остро стоял вопрос не только роста сельскохозяйственного производства, но и доведения продукции в необходимых объемах, ассортименте и качестве до конечного потребителя. Как известно, по причине слабого развития надлежащих транспортных коммуникаций, отсутствия современных, высокотехнологических складских помещений, тарного хозяйства и упаковочных предприятий на стол горожанина не попадало до 25% продукции, производимой на селе. К этому следует добавить неблагоприятное финансовое положение, неразвитость рыночных систем сбыта продукции, технологическую отсталость большинства пищевых и перерабатывающих предприятий. Груз не решенных в прошлом проблем сохранился и требует адекватного рыночной ситуации решения. Сегодня ясно, что проблема продовольствия имеет не только производственный, но и явно выраженный инфраструктурный аспект.
Целью дипломной работы является разработка методической и организационно-экономических аспектов формирования и развития оптовых продовольственных рынков в Республике Мордовия.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ формирования оптовых продовольственных рынков (ОПР);
- исследование зарубежного опыта по интересующей проблеме;
- обоснование формирования ОПР в Республике Мордовия;
- разработка оптимальной инфраструктуры ОПР;
- основание необходимости маркетинговых исследований в деятельности оптовых продовольственных рынков.
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающих закономерности развития рыночной экономики, необходимость внедрения рыночных отношений в систему распределения продуктов питания; нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме.
1. ОПТОВЫЕ РЫНКИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
1.1.Внедрение рыночных отношений в систему распределения
продуктов питания
Для активного экономического взаимодействия названных субъектов необходимо создать материальные предпосылки в виде товаропроизводящих сетей, позволяющих быстро продвигать продукт от производителя к потребителю с наименьшими потерями количества и качества.
В настоящее время устойчивых, стабильных связей в продовольственной цепочке между производителями, оптовиками и розничными торговцами не существует, они носят бессистемный, эпизодический характер. Оптовая торговля превратилась в “челночный” бизнес и является самым уязвимым звеном в этой цепи.
Структурная реорганизация оптового звена должна разрабатываться с учетом необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых структур, обслуживающих различные категории потребителей.
Опыт стран активной рыночной ориентации показывает, что следуя требованиям товаропроизводителя, структура оптового звена развивается на основе выделения в его составе специализирующихся на оптовой торговле предприятий, которые осуществляют полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Среди них могут быть оптовики, как специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и универсальные. Они могут представлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов.
В советский период оптовая посредническая организация являлась лишним звеном, и в развитии оптовой торговли ставилась задача “... выдвижение на первый план производителей, реализующих самостоятельно продукцию на основе прямых безлимитных заказов”. Сбыт продукции и время прохождения товара от производителя до потребителя стоял на втором месте. “Экономически и организационно неоправданно и практически невозможно при массовых операциях в порядке оптовой торговли положить в основу коммерческой деятельности снабженческо-сбытовых организаций принцип немедленного исполнения сделок купли-продажи” . Отмеченная тенденция еще наблюдается в отдельных отраслях российской экономики, однако при этом констатируется возрастание другой тенденции.
Она отражает общие особенности развития оптовой торговли в мировой коммерческой практике:
- наличие различных каналов продаж товара при осуществлении оптовой торговли ( как прямых: производитель - потребитель, так и через оптовых торговых посредников при общем возрастании роли последних);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11