Ценная бумага – это такая форма фиксации финансово-правовых отношений между участниками рынка, которая сама стала объектом таких отношений [5].
Официальное определение: “ценная бумага – денежный документ, который подтверждает право владения или долговые отношения между лицом, который их выпустил, и их владельцем и определяет, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных или других прав, которые вытекают из этих документов, другим лицам [3].
Рынок, на котором обращаются производные ценных бумаг (опционы и фьючерсы) называется рынком производных инструментов (деривативов).
Деривативы – это стандартные документы, удостоверяющие право и/или обязательство приобрести или продать ценные бумаги, материальные или нематериальные активы, а также денежные средства на определенных ими условиях в будущем [7].
Наиболее известными производственными инструментами является фьючерские контракты, форвардные контракты, опционы, свопы и варранты. Существует также гибридные инструменты, которые сложно однозначно отнести к какой-нибудь одной категории, так как они основываются на свойствах более чем одной категории ценных бумаг.
Следует добавить, что у нас однозначно не решен вопрос, являются ли деривативы ценными бумагами и это еще нуждается в законодательном определении.
Таким образом, рынок ценных бумаг является частью финансового рынка, который охватывает отношения связанные с ценными бумагами, но в Украине он еще находится на стадии своего развития.
1.2. Развитие рынка ценных бумаг в Украине
В нашей стране, в условиях не доскональной процедуры принятия законодательных решений и порядка вступления их в силу, возможности разработки высококачественных нормативных документов существенно сужаются.
Обновления законодательства, связанного с рынком ценным бумаг, наше государство должно начинать практически с ноля. Сейчас уже нет возможности обеспечить наследственность принятых актов и законодательства, которое существовало в Российской империи (в том числе и в Украине) до 1917г. Это обстоятельство не может не вызывать разочарования, так как до революции мы имели развитую как на то время, правовую базу регулирования фондового рынка. Уже в 1836г. в России было утверждено “Положение о компаниях и акциях”. В принятии такого правового документа, которое регламентировал деятельность акционерных обществ, мы опережали Пруссию на 6 лет, Англию – на 7 лет, Францию – на 19 лет [8].
На жаль развитие правовой базы, связанной с рынком ценных бумаг, после событий, которые произошли в октябре 1917г., приостановилось.
В Украине после принятия Верховной Радой 16 июля 1990г. “Декларации о государственном суверенитете” начался процесс формирования правовой базы для создания и функционирования рынка ценных бумаг.
К группе законодательных актов первого поколения, которые сегодня регулируют отношения на украинском фондовом рынке, в первую очередь следует отнести Законы Украины “О собственности”, “О ценных бумагах и фондовом рынке”, “О хозяйственных обществах”, “О приватизационных бумагах”, “О банках и банковской деятельности” и другие.
Анализ этих документов позволяет утверждать о большом их влияние на развитие фондового рынка.
Однако необходимо сказать, что разработка этих документов проходила, не очень детально, и создание таких необходимых институтов фондового рынка, как саморегулирующих организаций, независимых реесторов, депозитария и клиринго-расчетных организаций, не было предвидено совсем.
Дальнейшее развитее украинского рынка ценных бумаг, увеличение его активов и объемов, указало на необходимость оперативного закрытия дыр в законодательстве. Это произвело к разработке и принятии в 1992-1995гг. большого количества подзаконных актов. К этой группе подзаконных актов относятся: Указы Президента “Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях”, “О электроном обращении ценных бумаг и Национальном депозитарии” и др.
На жаль, первое поколение нормативно-правовых актов в сфере фондового рынка не всегда отвечало требованиям, которые ставились перед фондовым рынком. Главными причинами являлись, быстрота принятия этих правовых документов, и отсутствие единой концепции развития рынка ценных бумаг. Более того, некоторые положения принятых правовых документов, тормозили дальнейшие развитие инфрастуктуры фондового рынка.
Более системная и целеустремленная работа в направлении развития законодательства Украины в сфере ценных бумаг началось после принятия Указа Президента Украины от 12 июня 1995г. “О государственной комиссии по ценным бумагам и фондовом рынке”. Она была создана с целью реализации единой государственной концепции развития фондового рынка.
Следующим важным шагом стало принятие Верховной Радой постановления от 25 сентября 1995г. “О концепции развития и функционирования фондового рынка Украины”.
В течение 1996г. законодательная база рынка ценных бумаг Украины была значительно расширена и доработана.
Основным событием, значительно повлиявшим на фондовый рынок, стало принятие Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.
Важным событие на фондовом рынке Украины стало внесение изменений в 1996г. в Закон Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”.
Все выше перечисленные правовые документы, на сегодняшний день составляют правовую базу рынка ценных бумаг в Украине.
В период 1997-2001гг. было принято рад законов, указов и постановлений, которые существенно дополнили существующий фондовый рынок, однако только после принятия новой редакции Закона Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”, можно будет говорить о окончательном создании второго поколения национального законодательства о ценных бумагах (что крайне необходимо нашему государству).
На начало 2000 г. деятельность на фондовом рынке Украины осуществляли:
· 129 инвестиционный фонд;
· 100 инвестиционных компаний с 182 взаимными фондами;
· 827 торговцев ценными бумагами (в том числе коммерческие банки);
· 352 регистратора;
· 82 хранителя;
· один депозитарий;
· 6 бирж;
· 2 торгово-информационные системы;
· 10 саморегулирующих организаций [7].
В Украине зарегистрировано более 35800 эмитентов ценных бумаг и в том, числе 11840 открытых акционерных обществ. Преобладающая доля акций выпущена приватизируемыми предприятиями (около 80% от всей суммы эмитированных ценных бумаг).
Всего профессиональных участников рынка ценных бумаг более 1500.
Но, дальнейшее становление фондового рынка Украины, его развитие и функционирование во многом зависит от законодательного регулирования.
1.3. Закономерности регулирования рынка ценных бумаг
1.3.1. Основы регулирования государством рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг в отличие от других организованных рынков обычно является одним из наиболее жестко регулируемых и регламентируемых государственными органами рынком. Причина этого заключается в особом значении для государства и для всего общества надежности и стабильности системы движения капиталов, которое обеспечивается обращением различных видов ценных бумаг и их производных, в тесной связи этого рынка с законодательной базой и системой правоотношений собственности, которая сложилась в государстве [7]
Роль и функции государства в регулировании рынка ценных бумаг обычно сводится к следующему:
· идеологическая и законодательная функции;
· концентрация ресурсов;
· установление правил игры;
· контроль над финансовой устойчивостью и безопасностью рынка;
· создание эффективного рынка;
· создание системы информации;
· формирование системы защиты инвесторов от потерь;
· предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования [2].
Регулирование рынка ценных бумаг имеет ряд аспектов:
1) общий аспект – государством устанавливается правила и стандарты, обязательные для всех участников рынка и в том числе для государственных органов;
2) конкретный аспект – устанавливаются правила, обязательные для определенных участников рынка, например, для фондовых бирж или для торговцев.
Существует две основные модели развития рынка ценных бумаг:
· регулирование рынка осуществляется преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, обучению участников передается так называемым саморегулирующимся организациям (Франция).
· максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, но государство сохраняет за собой основные контрольные позиции и в необходимых случаях имеет широкие возможности вмешиваться в систему регулирования и саморегулирования (Великобритания) [7].
Украина выбрала французскую модель развития национального фондового рынка. Так как, тем более, что особенно активную роль должно играть государство на начальных этапах становления рынка ценных бумаг.
Считается, что основным принципом государственного регулирования фондового рынка Украины является, прежде всего, реализация общегосударственных интересов, обеспечения гарантий и определенной безопасности инвестиционной деятельности в нашей стране и в том числе защиты принятых в мире прав инвесторов [2].
В основе системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Украине находится Конституция Украины.
Важное место в становлении системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Украине занимает принятый в октябре 1996 г. Закон “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.
Важно место в этом законе занимает определение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – это предпринимательская деятельность по перераспределению финансовых ресурсов при помощи ценных бумаг и организационному, информационному, техническому, консультативному и другому обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг, которая является, как правило, исключительным или преимущественным видом деятельности [2].
Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляться: государственными органами (государственно-правовое регулирование) в лице Государственной Комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже и отдельными институтами (институционально-правовое регулирование) в лице саморегулирующихся организаций.