Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
p> Таким образом, только по одному муниципальному округу экономический эффект составит 18,9+1,5+5,2=25,6 млн. рублей, и бюджетный 16 млн. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные выводы и идеи диссертации

Анализ современного состояния рынка бытовых услуг показал резко возросшую роль отрасли в жизни общества. Уровень развития сферы сервиса, и в частности, бытового обслуживания, оказывает значительное влияние на социальную и экономическую ситуацию в нашей стране. Социальная значимость бытового обслуживания, его потенциальные возможности и ненасыщенный рынок, гибкость и выживаемость в сложных условиях, резерв рабочих мест и доходность – далеко не полный перечень положительных свойств, на основании которых органы власти должны обратить особое внимание на развитие этого рынка услуг. Локальность рынка, отсутствие необходимости крупных капитальных вложений, прямое влияние на качество жизни населения подведомственной территории определяет особый интерес к нему со стороны органов местного самоуправления.

На передний план выходят вопросы рационального управления развитием и состоянием рынка бытовых услуг на муниципальном уровне. Исследования, проведенные в работе, определили способы экономического регулирования рынка, которые целесообразно использовать на уровне муниципального управления. В качестве информационно-аналитической базы для принятия грамотных управленческих решений рекомендовано использовать систему управления рынка бытовых услуг, построенную на принципах оценки экономической конъюнктуры рынка, используемой как метод изучения его состояния и развития. Автором показано, что изучение показателей конъюнктуры и конъюнктурообразующих факторов позволяет достаточно объективно оценить влияние внешних воздействий на состояние рынка.

С целью повышения адекватности управляющих воздействий предлагается система мониторинга рынка, т.е. организация постоянной системы наблюдений, оценки и прогноза экономической конъюнктуры рынка услуг, складывающейся на территориальном участке в условиях конкуренции. Автором обосновывается, что мониторинг рынка услуг может и должен стать эффективным средством организационно-экономического механизма управления на муниципальном уровне.
В ходе мониторинга определяется комплекс экономических параметров, который используется: для качественной и количественной оценки большого набора параметров, определяющих качество жизни населения определенного территориального образования; для принятия обоснованных и эффективных управляющих решений со стороны органов власти в области развития сферы бытового обслуживания населения; в качестве достоверного источника исходных данных при составлении бизнес- планов и программ создания и развития предприятий сферы бытового обслуживания населения; для принятия решений о предоставлении кредитов и субсидий из Фонда поддержки малого предпринимательства, выплат из Фонда занятости безработным, желающим организовать собственное дело; в качестве отчетной информации о работе органов местного самоуправления; в качестве базы оперативной информации при создании социально- экономических программ более высокого уровня (регионального, федерального);

Разработанная двухконтурная адаптивная методика формирования мониторинга рынка услуг позволяет учесть особенности территории и конкретных видов услуг, что может значительно повысить эффективность принятия управляющих решений. Данная методика может быть использована и для любых услуг, предоставляемых населению на определенной территории.

В систему мониторинга структурно входит модель краткосрочного прогнозирования по динамике предложения и спроса на различные виды услуг корректно описывает прогнозные изменения рынка бытовых услуг. Модель итерационного равновесия построена на основе имитационного моделирования рыночной ситуации.

В ходе разработки методики автором сформирована классификация управляемости по основным видам услуг населению в зависимости от уровня государственного или муниципального управления. Отмечается, что при дальнейшей формализации процесса оценки управляемости услуг, она может быть представлена в виде математической поверхности – поля управляемости – с возможностью оптимизации по уровню управления. Это направление должно стать темой дальнейших научных исследований.

При отработке методики подтвердилась важность выбора отдельных показателей спроса, в частности:
Учет частотных характеристик пользования конкретной услугой;
Учет изменения (отклика) частотных характеристик в зависимости от изменения факторов влияния (цены, доступности услуги и др.);

Проведенное теоретическое исследование прошло практическую проверку в процессе проведения первого этапа формирования мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном округе №51 города Санкт-Петербурга, выполненного по заказу муниципалитета.

Список литературы

1. Монографии и научные статьи.

1. Алексахин В.И. Малый бизнес: экономические особенности, модели рыночного равновесия, анализ деловой активности. – СПб: Крисмас плюс, 1997.
2. Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю. Методологические основы построения модельной информационно-аналитической системы планирования и реализации крупных социально-экономических проектов и программ // Экономика и мат. методы, 1996. Т.32.
3. Барсук В.Л., Коробейникова Т.А., Юрганова Л.А. Диверсификация социальной сферы региона: анализ проблем и организационно-правовое обеспечение. -

Екатеринбург: Уро РАН, 1998.
4. Бузгалин А.В., Колганов А.Г. Введение в компаравистику. Исследование и сравнительный анализ социально-экономических систем: Методологии, теория, применение к переходным экономикам – М: Таурус Альфа,1997.
5. Винокурова А.И. Методические подходы к формированию стратегического планирования в социально-экономических системах. Препринт.- СПб: Из-во

СПбГУЭФ, 1999.
6. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. - М.: Дело, 1998.
7. Гавра Д. Принципы и подходы к формированию стратегии социального развития муниципальных образований. В сб.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы / под ред. М.Б. Горного. - СПб., 1997.
8. Гуськова Н.Д., Коваленко Е. Г., Кормишкина Л.А. и др. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития регионов. - Саранск: Изд- во Мордовского университета, 1999.
9. Двас Г.В. Влияние неопределенности на принятие решений в управлении экономическими системами в переходных экономиках. СПб.: ТОО "Петрополис",

1999.
10. Дмитриев В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. - М.: Легкая индустрия, 1979.
11. Дмитриев В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
12. Ефремов Г.Г. Организационно-управленческие аспекты в деятельности органов местного самоуправления. – Новосибирск: Наука, 1998.
13. Ильчиков М.З. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. -

М.: институт международного права и экономики,1997.
14. Катырин С.Н. Работа торгово-промышленной палаты России по поддержке малого бизнеса.//Предприниматель, 1997, № 3-4.
15. Кипрюшина Н. Безработный становится работодателем.// Пресс-аналитик,

1997, № 1
16. Когда на малые предприятия возлагаются большие надежды.//Человек и труд, 1997, №12
17. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально- экономического мониторинга. – СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга./ Пер. с англ. – М.: Бизнес-книга, ИМА-

Кросс Плюс, 1995.
19. Кушлин В. Становление "сервисной" экономики. // Проблемы теории и практики управления, 1995, № 1.
20. Легорнев С.Ф. Служба быта и рынок. – М.:Знание,1991.
21. Лазарев В.Н. и др. Местное самоуправление. Моделирование социально- экономического развития. - Новомосковск: НИРХТУ, 1998.
22. Левин А. И. Прогнозирование спроса населения. - М.: Экономика,1977.
23. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.:

Финансы и статистика, 1988.
24. Маркетинг./ Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
25. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996 г.
26. Методы прогнозирования спроса / Давидович Б. Я., Лахман И. Л., Назаров

Р. С., Френкель М. Г.- М.,1972 г.
27. Малое предпринимательство в России. Проблемы и перспективы

(аналитический вестник) - М.: РАМН, 1996.
28. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. - М.: КОНСЭКО, 1998.
29. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. / Под ред. М.Б.Горного

- приложение к журналу "Северная Пальмира". - СПб., 1997.
30. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития. / В.Н. Лазарев, Н.Г. Полякова, П.А. Юдин, Л.М. Эррера –

Новомосковск: НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1998.
31. Микульский К.Н. Формирование новой экономической модели и проблема занятости.//Общество и экономика, 1997 №7-8.
32. Мониторинг социально-экономического потенциала семей//Пресс-аналитик,

1997, №1.
33. Муниципальный менеджмент. /Т.Г.Морозова, М.П.Победина, Г.Б.Поляк и др.

/ Под ред. проф. Т.Г.Моррозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
34. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. /

Под ред. Ивановского Л.В., Рохчина В.Е. – СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
35. Организация бытового обслуживания за рубежом. - М: ЦБНТИ МБОН РСФСР,

1990.
36. Паниотто В.И. Качество социологической информации. - Киев, 1986г.
37. Персунько В.Н., Куцына С.Б. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. – СПб, 1997.
38. Пимошенко Ю.П. О Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства. // Предприниматель: поддержка предприятий, малый бизнес – 1997, №3.
39. Проблемы становления региональной и муниципальной социально- экономической политики. – Нижний Новгород: НИСОЦ, 1998.
40. Программа создания гармонично благополучной территории (ладземли)

/В.И.Аблязов, М.М.Ерихов, В.Г.Колосов и др./ под ред. В.Г.Колосова,

В.Е.Чабанова. - СПб: СПбГТУ, 2000.
41. Программно-целевой метод как инструмент развития инвестиционного потенциала города. - Новгород: издательство Волго-вятской академии госслужбы, 1998.
42. Пэрн А.Л. Федеральная программа как инструмент государственной поддержки малого предпринимательства. //Предприниматель: поддержка предприятий, малый бизнес, 1997, № 4.
43. Развитие предприятий и создание рабочих мест//Общество и экономика,

1997, № 6
44. Ревайкин А., Быстрицкий С., Телушкин Е. Мониторинг – инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист 1994, №2.
45. Региональное регулирование предпринимательства в условиях рынка: теория и практика./А.А. Горбунов, В.Г. Коротков, В.В. Томилов. Под ред.

Горбунова А.А. – СПб: ИСЭП РАН, 1997 .
46. Родонов А., Галанц В. Социальная сфера: новый взгляд на проблемы развития.// Человек и труд, 1998, № 1.
47. Сборник конъюнктуры бытового обслуживания за 1987 год. - М.: ЦНИИбыт,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать