В 1996 году было закончено осуществление основной части Национальной
программы приватизации и разгосударствления государственных предприятий.
Кроме того к этому времени заработал новый Закон РК "О налогах и других
платежей в бюджет", который сократил число налогов и обязательных платежей
с 48 до 11 (5 государственных и 6 местных), тем самым рьлегчив налоговое
бремя предприятиям республики. В это время многие предприятия торговли,
общепита и др. Производственных услуг были переданы в частные руки. Они в
свое деятельности основывались на Закрнах РК "О свободе хозяйственной
деятельности и развитию предпринимательства" от 15 января 1991 года и "О
защите и поддержке частного предпринимательства" от 18 августа 1992 года.
Однако в дальнейшем (1997-1998 г.г.) прирост занятых в малом бизнесе
сокрашался. Это объясняется тем, что за два последних гола в малый бизнес
идут те, кто хочет производить реальные вещи, а сфера услуг падает в
результате переизбытка.
Но все таки нужно заметить, что за рубежом число занятых в сфере частного предпринимательства достигает 70-80 процентов, тем самым, решая вопросы занятости. Удельный вес малого бизнеса в общей численности занятого населения по странам представлен в Приложении 8.
Как следует из приведенных данных, в высокоразвитых государствах доля
занятых в малом бизнесе населения очень высока и составляет от 53 до 80%.
Эта доля значительна в государствах, где малый бизнес имел ведущие позиции:
в Грузии, Эстонии и в бывших социолистических государствах Центральной и
Восточной Европы. В России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и
Таджикистане она низка и находится в пределах от 2 до 10%.
У нас же в республике это число мало вследствие того, что в своем развитии казахстанский малый бизнес и предпринимательство постоянно сталкивается с весьма сложными проблемами. В качестве основных проблем выступают:
-несовершенство правовых основ;
-высокий уровень налогообложения;
-ограниченные возможности для финансирования инвестиций;
-узкий круг источников финансирования;
-неинформированность и неквалифицированность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
-несовершенство банковской и кредитной системы для малого и среднего бизнеса.
В странах с развивающейся экономикой система малого и среднего бизнеса и предпринимательства нормально функционирует только тогда, когда оно получает поддержку со стороны государства в виде дифференцированных налоговых льгот на период экономической стабилизации. В Казахстане на данном этапе его развития в целях развития малого бизнеса и предпринимательства такая мера архинеобходима. Решив эти проблемы, государствi решит вопросы занятости и безработицы. И число занятых в малом бизнесе по прогнозу достигнет 164 тыс. Человек (12% от трудоспособного населения) к 2000 году.
Если проанализируем диаграмму производства продукции предприятиями
малого бизнеса (Приложение 9), то мы заметим, что если в период с 1990 по
1995 годы прирост продукции был мал, то в 1996-1998 годах он резко
подскочил: на 1083% в 1996 году, на 1415,3% в 1997 году, на 1585,3 в 1998
году (по сравнению с 1995 годом). Это объясняется активизацией деятельности
населения, а также поддержкой государства.
При рассмотрении структуры производства продукции предприятиями малого
бизнеса мы можем заметить, что если в период с 1993 по 1995 годы большое
значение имели отрасли промышленности, торговли и общепита, то в 1996-1997
годах резко возросли доли торговли и общепита, а также других
непроизводственных отраслей в сфере экономики. В 1997 году их доля
составила 4137 млн. тенге и 5281 млн. тенге соответственно, а в 1998 году
4397 млн. тенге и 5701 млн. тенге (т.е. прирост составил 6,3% и 8,0%
соответственно). Производство же промышленных товаров предприятиями малого
и среднего бизнеса увеличивается, но совсем медленными темпами: 0,8-1,2% в
год. Это объясняется тем, что производство является менее эффективным и
затратным по сравнению с непроизводственной сферой. Кроме того, торговля и общепит приносят быстрые доходы и являются менее "проблематичными".
Однако, если хотим поднять экономику и занять людей, то мы должны сделать
упор на развитие малого предпринимательства в сфере производства, т.к.
производство всегда являлось основой экономики люaой страны. При этом
конечно не должны забывать о развитии сферы услуг и туризма в области
малого и среднего бизнеса.
Одна из самых важных проблем в развитии малого и среднего предпринимательства - это переориентация их с преимущественно торгово- посреднической деятельности на производство наиболее насущных товаров и услуг. Она волнует многих, и видится два пути ее решения.
Первый - это интегрирование малых и средних предприятий с крупной промышленностью. Оно может происходить путем создания малых предприятий по выпуску мелкосерийной продукции, крупносерийное производство которых не является необходимым, а организация их производства на предприятии - лидере, экономически нецелесообразно. Кроме того, могут быть созданы малые предприятия, специализирующиеся на разработке новых технологий по заданию предприятия - лидера, сервисном обслуживании головного предприятия, на изучении и освоении новых рынков сбыта.
В качестве инвестиций крупные предприятия могут предоставить в аренду малым основные фонды, долгосрочный кредит на льготных условиях и выступать поручителем при получении гарантированного займа. Полученная крупными предприятиями с малых фирм прибыль первые пять лет не должна облагаться налогом, чтобы не отнимать у них возможность покрыть свои издержки.
Второй путь - создание небольших предприятий, выпускающих наукоемкие и новые товары, так как малью предприятия не требуют больших капитальных вложений и могут принести прибыль через сравнительно короткое время. Об этом наглядно свидетельствует опыт многих известных западных фирм и компаний, которые начинали и шли по этому пути.
На данный момент мы видим, что дееспособная система государственной поддержки развития предпринимательства, обеспечения нормального функционирования конкурентной среды находится на начальной стадии своего формирования. Чем скорее она начнет эффективно работать, тем большим будет вклад предпринимательства в преодоление спада производства и кардинальное обновление социально-экономической системы занятости в условиях переходной экономики.
Возрождение агропромышленного комплекса
Республика Казахстан является аграрно-промышленной страной. Агарный комплекс в структуре экономики занимает одно из важных мест. Кроме того, около половины жителей республики проживают в жителей в сельской местности и заняты в агропромышленном комплексе.
На конец 1998 года, согласно статистическим данным, зарегистрировано
409,5 тысяч безработных, в числе которых 41% (167,8 тыс. человек)
составляет население в возрасте от 16 до 29 лет, и 60% (245,7 тыс. человек)
приходится на долю женщин. В сельской местности, в которой проживает около
44% населения республики, количество безработных находится на уровне 43,6%
(178,5 тыс. человек) от общей численности безработных, из которых 42,7%
(76,2 тыс. человек) составляет молодежь и 55,8% (99,6 тыс. человек) -
женщины (см. Пориложение 10)..
Данные статистики подчеркивают не только актуальность проблемы сельской безработицы, но и показывают общий спад экономического потенциала и уровня жизни сельского населения. Указанный процесс - в первую очередь, результат общей трансформации в обществеiной жизни, стартующей со времени обретения Казахстаном независимости.
Многие сельхозпредприятия, меняя форму собственности, высвобождали
работников. Так, в 1998 году по этой причине выбыло 71 тыс, человек, что в
3,5 раза больше, чем за предыдущий год. Все это заметно усилило давление на
сельский рынок труда. Рост числа обратившихся произошел во всех без
исключения областях, а в таких, как Восточно-Казахстанская, число
обратившихся возросло в 3 раза, в Актюбинской - в 2,5 раза, в Мангистауской
и Западно-Казахстанской - более чем в 2 раза.
Одним из важных показателей, характеризующих управление трудовыми
ресурсами, а также динамику безработицы, является миграция населения. За
последнее пятилетие в Казахстане усилились миграционные потоки в
направлении "село-город". В 1998 году баланс внутриреспубликанской миграции
составил 43180 человек, где данное количество населения переселилось из сел
в города, в то же время миграции из городов в село не наблюдалось. Основная
причина этого явления заключается в том, что проблема трудоустройства с
каждым годом усиливается и, соответственно, снижается уровень жизни.
Например, среднемесячная номинальная заработная плата по сельскому
хозяйству за январь 1998 года составила 3356 тенге, а ее соотношение к
уровню по республике - 0,45, что является самым низким показателем. Данное
положение ухудшается под воздействием фактора задолженности по заработной
плате. На 1 февраля 1999 года оно составили 54,5 млрд. тенге, из них 26,6%
приходится на сельское хозяйство.
За семь лет (с 1991 по 1998 годы) количество безработных в сельской
местности увеличилось более чем в 120 раз (1991 год - 1,6 тыс. человек,
1998 год - 192,1 тыс.). Самый высокий рост безработицы приходится на 1992
год - 20-кратное увеличение по сравнению с 1991 годом. Значительная разница
в динамике безработицы объясняется реформированием системы отчетности и
учета, в частности, на начальном периоде перестройки системы национальных
счетов (см. Приложение 11).
Высокий показатель сельской безработицы в общем количестве по всей
экономике за период с 1991 по 1998 годы был зарегистрирован в 1993 году
(48%), после которого наблюдается относительное уменьшение сельской
безработицы. Однако в показателях уровня безработицы положительных сдвигов
нет. Самый высокий ее показатель - 8,0% был зарегистрирован в 1998 году и
был выше данных по всем отраслям экономики (7,3%).
Основными причинами роста количества безработных среди сельского населения являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20