Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан
p> -несформированность стратегии использования сельского хозяйства в развитии национальной экономики;

-отсутствие системы подготовки аграрных кадров, соответствующих новым реалиям;

-неразвитость сельского градостроительства;

-неизученность спроса на продукцию сельского хозяйства на внутреннем и внешнем рынках;

-общий спад сельскохозяйственного производства, особенно в животноводческой сфере;

-реструктуризация предприятий агропромышленного комплекса;

-реструктуризация собственности на сельскохозяйственном производстве.

В программе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева "Казахстан
-2030" большое внимание уделяется возрождению агропромышленного комплексa в стране. В долгосрочной стратегии указывается, что агропромышленный комплекс должен стать одной из ведущих отраслей в стране, обеспечивать продовольствием внутренний рынок и экспортировать сельскохозяйственную продукцию за рубеж. Для этого выделяются средства из бюджета и дано задание правительству на 1998 год проработать стратегию по выходу села из кризиса.

Особую актуальность приобретают проблемы развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе, который помог бы не только более полно использовать потенциал сельского хозяйства, но и остановил бы большой отток из аулов и сел трудоспособного населения. По данным органов статистики Республики Казахстан, численность населения в сельской местности в возрасте 25-30 лет в 1992-1994 годы сократилась на 69400 человек, в возрасте 30-35 лет - на 11900 человек.

Процесс формирования фермерских хозяйств- производителей сельхозпродукции в Казахстане продолжается. По состоянию на 1 января 1997г. имелось 19742 сельскохозяйственных субъектов, из них в государственной собственности осталось только 1,5% предприятий. Более 84% товаропроизводителей сельхозпродукции, или 16583- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Хотя в республике растет число крестьянских (фермерских) хозяйств - за два последних года увеличилось с 16583 до 22891, их становление сопряжено с многими трудностями. Они при сохраняющейся монополии государства в сфере хранения, реализации, транспортировки, переработки сельхозпродукции не могут на равных условиях войти в рынок. Необходима целевая государственная поддержка крестьянских хозяйств, способных наращивать производство товарной продукции и становиться эффективной рыночной формой хозяйствования.
Фермерские хозяйства должны стать специализированным звеном в едином цикле агропромышленного производства от поля до прилавка магазина, обеспечивая занятость на селе.

Здесь подобающее место в экономике страны крестьянским (фермерским) хозяйствам помогли бы разработка и внедрение механизма, обеспечивающего крестьянским хозяйствам доступ к источникам финансирования, в том числе и для привлечения иностранных инвестиций, страхованию деятельности.

Необходимо создать информационные центры и расширить сеть лизинговых компаний для обеспечения фермерских хозяйств современными технологиями и оборудованием. Для производства технологического оборудования, средств малой механизации для крестьянских хозяйств надо активнее привлекать предприятия оборонной промышленности, системы вспомогательных служб, способствующих становлению крестьянских (фермерских) хозяйств (частные юридические, страховые, аудиторские и консалтинговые фирмы).

Предпосылкою успешного развития фермерства в Казахстане является создание необходимых условий для появления собственников средств производства.

Непременным условием ускоренного развития предпринимательства на селе, особенно малого, является формирование и развитие элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей хозяйствующие субъекты и всемерно облегчающей сбыт сельскохозяйственной продукции, получение необходимой сельхозтехники и семян. Государство должно быть заинтересовано в ее создании, с тем, чтобы полностью задействовать регулирующие функции рынка, способствовать экономической стабилизации и сбалансированности экономического роста. Его пассивность в этом деле сдерживает развитие фермерских хозяйств, ведет к большим производственным затратам, снижающим конкурентоспособность.

Таким образом: стратегия аграрной политики государства должна создать реальные условия для выхода отрасли из кризиса и роста благосостояния сельского населения, основными направлениями которой являются:

- перевод сельского хозяйства с "добывающих" на перерабатывающие рельсы;

- создание инвестиционной активности и экспортирующие позиции сельского хозяйства;

- развитие предпринимательства на селе;

- решение вопроса продовольственной безопасности страны за счет внутреннего потенциала; введение ограничений и жесткого контроля при найме неквалифицированной и иностранной рабочей силы в Республике Казахстан.

Осуществление указанных мероприятий на государственном уровне позволит достичь сокращения количества безработных на селе.

Только возродив заново агропромышленный комплекс, мы сможем вернуть людей в село, дать им работу. А для этого нужно решить целuй ря? проблем, связанных с развитием фермерских хозяйств и оживления села. В основном эти вопросы связаны с льготным кредитованием села, с решением права на землю, с льготным налогообложением и другими острыми насущными вопросами.

В этом году правительство всерьез взялось за возрождение агропромышленноaо комплекса. Для этого разработана программа возрождения села. Она заключается в помощи становлению крестьянских хозяйств, льготном кредитовании села, развитии рыночной инфраструктуры по сбыту продукции
(совместно с организацией TACIS).

Возродив сельское хозяйство, мы сможем, во-первuх, ул?чшить экономическую ситуацию в стране, во-вторых, облегчить проблему занятости.
Таким образом, следует, что возрождение агропромышленного комплекса - одeн из главных инструментов формирования социально-экономической модели занятости.

Активизация деятельности центров занятости

Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневров и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями регионов страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания центров занятости с учетом современных требований. Их функция не может ограничиваться регистрацией безработных и поисками для них рабочего места. Предстоит создать организованные, квалифицированные и информационные структуры центра занятости. Программа перехода к рынку и концепция социальной защищенности населения предусматривает такие меры, или создание специальных центров занятости, информационной системы учета вакантных рабочих мест, переподготовка и переобучения кадров, формирования единой системы специальной помощи незанятым трудоспособным гражданам и многое другое.

Формирование рынка труда сегодня происходит в условиях экономического кризиса, когда продолжается спад производства. Множество работников крупных предприятий из-за простоев находятся за чертой бедности (по статистическим данным 1998 года, к началу этого года более 50% жителей Казахстана проживают за чертой бедности). И как результат - снижение жизненного уровня народа. Во всех областях Казахстана остро стоит вопрос трудоустройства. При таких условиях все больше обостряется проблема профессиональной подготовки и профориентации высвобожденных работников и незанятого населения.

Чтобы решить эту проблему и реализовать право граждан на бесплатное профессиональное консультирование, подготовку, переобучение, получение соответствующей информации о видах занятости, профессиях, местах работы областные центры занятости должны оказывать интенсивную форму социальной защиты населения от безработицы, что способствовало бы снижению напряженности на рынке труда.

Рассмотрим активизацию деятельности центров занятости на примере
Шымкентского городского модельного центра занятости в Южно-Казахстанской области. ЮКО является самой трудоизбыточной в Казахстане.

Согласно утвержденной программе занятости населения на текущий год уровень официальной безработицы составит 4,5%. При этом число лиц, обратившихся в службу занятости, достигнет более 48 тыс. человек. За первое полугодие 1998 г. фактически зарегистрировано 8335 безработных в ЮКО. Если учесть скрытую и явную безработицу со всевозможными отпусками и выходными - эта цифра будет еще больше. Более чем в 2 раза сократилось к концу прошлого года число заявленных в службу занятости свободных рабочих мест.
Облпрофцентр предлагает в связи с этим оказать социальную поддержку двум тысячам безработных в виде профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, что соответствует региональной программе занятости населения, которая была сформулирована акимом ЮКО К.Абдуллаевым на XV сессии областного Маслихата 29 января 1998 года. За 1997 год силами службы занятости в области было обучено 1498 человек. За первое полугодие текущего года получили различные профессии и специальности 251 человек. Из общего числа завершивших обучение - 75% приняты на работу.

Профессиональная подготовка для безработных осуществляется бестактно, к тому же им выдается стипендия за счет средств государственного фонда занятости, если имеются договоры с учебными заведениями области и гарантии трудоустройства обученных безработных. Лицам, успешно прошедшим профессиональное обучение и сдавшим квалификационные экзамены, выдаются удостоверения. В трудовой книжке отмечается период обучения, который засчитывается в трудовой стаж, а также присвоение профессии, установление тарифно-квалификационного разряда. Средняя стоимость профподготовки одного безработного в целом по области за 1994 год составила 1355 тенге: за нынешний год -3850 тенге.

Для социально уязвимых слоев населения организуются учебные группы обучения массовым профессиям. Расчет здесь - на самозанятость, на работу по договору, без обязательного трудоустройства через службу занятости. Это позволяет работать на дому, заниматься индивидуальной деятельностью.
Особенно это важно при решении проблемы женской безработицы. Для повышения занятости женщин, надо создать условия желающим трудиться на дому. Пока же женщин - надомниц, лишь один процент их количества, а в условиях неполного рабочего дня – 0,8 процента. В западных странах этот показатель доходит до
25% и более, причем около трех четвертей трудится в сфере услуг. В ЮКО из этой категории обучены в 1997 году 470 человек, а за 6 месяцев 1998 года -
114.

Для сельчанок, не имеющих возможности выехать в областной центр, организовано обучение по тем специальностям, которые дают возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, на месте. В основном, они получают профессии, связанные с изготовлением национальных изделий - ковров, кошмы, алаша и других. В Отрарском районе молодые женщины ткут короткошерстные, в Туркестанском - национальные ковры. В Чардаринском и
Казыгуртском - молодые ребята будут мастерами по изготовлению сундуков, национальных столов и других изделий. В Тюлькубасском районе, по заявке крестьянского хозяйства "Достык", готовят механизаторов широкого профиля, мастеров по ремонту обуви, парикмахеров и швей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать