Главной проблемой, сдерживающей развитие малого бизнеса в области, является отсутствие денежных средств для обеспечения необходимым стартовым капиталом начинающих предпринимателей. Областной центр занятости, начиная с прошлого года, начал практику выдачи микрокредитов для развития своего бизнеса. Для этого со стороны безработного необходимо было представить бизнес-план и указать количество новых рабочих мест. После этого в центре занятости проходит отбор лучших и посылался в Алматы. Оттуда шло финансирование проектов. По этой программе выдачи микрокредитов безработным в области было трудоустроено 320 человек (7 бизнес-планов). Однако с декабря прошлого года еще не профинансировано 27 заявок. Все это опять связано с проблемой финансового дефицита. В этом году практика выдачи микрокредитов продолжается.
Анализ потребности в кадрах в целом по области показывает, что в условиях массового сокращения рабочих мест имеются свободные для штукатуров- маляров, каменщиков, столяров, плотников, печников, токарей, фрезеровщиков и других. Шымкентский городской модельный центр занятости один из первых в республике создал систему сбора информации о свободных рабочих местах, о содержании профессии вплоть до заработка. Эти данные публикуются в еженедельной газете "Деловой курьер", что позволяет сократить время поиска работы. В тех же областях, где не существует такая система, поиск работы затягивается до года и более. А это порождает парадоксальную ситуацию: при растущей безработице в республике сохраняется недоукомплектованность рабочих мест.
В начале 1999 года Областные центры занятости были переданы Областным департаментам по занятости, труду и социальной защите в целях дальнейшей оптимизации государственных органов управления и сокращения государственных расходов в сфере управленческого аппарата. Но независимо от этого центры занятости продолжают свою деятельность. При этом сосредоточение функций трудоустройства и социальной защиты в одних руках поможет эффективно проводить политику занятости в республике.
В ближайшем будущем областной модельный центр занятости ЮКО в составе
Областного департамента по занятости, труду и социальной защите
предполагает провести ряд мероприятий по улучшению социальной защиты
населения от безработицы в части профессионального обучения и
переподготовки. Для укрепления совместной учебно-материальной базы
областного центра прорабатывается вопрос о передаче одного из
освобождающихся учреждений на его баланс. Для приобретения необходимого
оборудования облпрофцентр получил инвестиции Всемирного банка развития, в
размере 1 млн.долларов США.
Таким образом, на примере Южно-Казахстанского областного модельного
центра занятости мы видим, что в современных условиях переходной экономики
изменилась роль бирж труда. Теперь они должны кроме регистрации безработных
и поиска для них работы активизировать свои действия в области
переквалификации кадров и профессиональном обучении молодежи. На данный
момент в республике остро стоит проблема занятости женщин и молодежи.
Центры занятости же могут помочь в решении этих проблем через создание
курсов обучения новым профессиям, созданием сети казенных работ. Особой же
сферой деятельности центров занятости является создание информационной сети
свободных рабочих мест. Такая сеть позволит снизить проблемы занятости и
поможет в переливе трудовых ресурсов из избыточных областей в области с
низким количеством квалифицированных трудовых ресурсов.
Только активная деятельность центров занятости поможет правительству решить проблемы безработицы и структурного дисбаланса на рынке труда. Их деятельность является одним из важных инструментов формирования социально- экономической модели занятости в условиях переходной экономики.
Таким образом, следует выделить три важных инструмента, которые
помогут правительству решить проблему занятости в условиях переходной
экономики. Эти три метода нужно использовать в сочетании друг с другом.
Только тогда мы сможем уменьшить количество безработных в стране, а также
сформировать социально-экономическую модель занятости, характерную для
переходной экономики.
2. Перпективы моделирования социально-экономических процессов
Моделирование социально-экономических процессов имеет большое значение в развитии экономики. Так как на основе разработанной стратегии и модели можно улучшить ситуацию не только в социально-экономической сфере, но и в экономике в целом. При этом мы должны учитывать, что иногда решение социальных проблем противоречит решению экономических задач. Поэтому всегда следует моделировать решение социально-экономических процессов.
Перспективы моделирования можно проследить на основе прогноза рынка труда в Казахстане.
Анализ основных параметров и структурных показателей системы занятости и наметившихся тенденций ее развития является исходным пунктом разработки экономико-математических моделей занятости, позволяющий с определенной степенью достоверности рассчитать на ЭВМ эти показатели и параметры на предстоящий период времени. Путем изменения, манипулирования исходной информацией, подаваемой на вход модели, можно получать различные варианты развития анализируемых процессов и соответственно вырабатывать различные варианты прогнозов, которые в свою очередь могут послужить основой формирования социальной политики республики, регионов и отраслей национальной экономики.
Поскольку рабочая сила, основной ресурс труда, является составной частью более общих экономических категорий, существующих в конкурентных условиях рыночной экономики, то разработка моделей начинается с подбора и количественной оценки таких обобщающих показателей, как общая численность населения, в том числе в трудоспособном возрасте, составляющая совокупный трудовой потенциал – располагаемые трудовые ресурсы. В условиях рыночной экономики эти ресурсы выступают как объект спроса и предложения, представляют собой товар «рабочая сила», подчиняющийся действиям законов рынка, которые в конечном итоге и определяют цену труда, выравнивают объемы его спроса и предложения.
Формирование модели начинается с оценки источников рабочей силы.
Главным ее источником является трудоспособное население региона — мужчины
16-59 лет и женщины — 16-54 лет. Их численность в расчетной перспективе может изменяться в зависимости от экономических, социальных и
демографических условий. Поэтому первым шагом в этом направлении является качественная оценка и количественное и миграционное поведение населения.
В этих целях подбираются и анализируются соответствующие статистические
показатели за ряд предыдущих лет. Следует отметить, что глубокие социально-
экономические сдвиги, связанные с переходом от планово-административной
экономики к рыночной, вызвавшие системный кризис в экономике, государстве и
обществе, существенно деформировали непрерывность и преемственность
динамических рядов статистических показателей. Одни статистические
показатели, отражающие реалии прежней экономической системы, утратили свою
значимость, другие, отражающие условия нарождающейся рыночной экономики,
пришлось создавать заново, третьи по этим же причинам изменили свое
содержание. В целом статистически значимые ряды большинства показателей
существенно сократились.
Социально-экономические условия в 1990—1998 гг., определяющие
демографическую ситуацию республики, характеризуются как глубокий кризис,
масштабы которого оценены выше. Накапливающаяся критическая масса
недостатков и дефицитов вызывает социальные деформации. В ряде областей
Республики Казахстан появились признаки необратимых отрицательных явлений,
связанных со значительным снижением рождаемости и столь же значительным
ростом смертности. Положение здесь в определенной мере могло бы поправить
положительное сальдо миграции, т.е. превышение численности въезжающих над
выезжающими. Однако данные по миграции, приведенные выше,
свидетельствуют об обратном: из-за резкого ухудшения условий жизни
постоянного населения крупные финансовые и материальные затраты по приему и
обустройству реэмигрантов вызывают негативную реакцию населения
соответствующих регионов республики, сводят к нулю ожидаемый эффект и в
некоторой степени ускоряют обратный отток населения из этих регионов и из
республики в целом.
Опираясь на это предварительное обсуждение, рассмотрим содержание и структуру модели региональной занятости.
Эта модель представляет совокупность взаимосвязанных математических выражений, позволяющих рассчитывать занятость по отраслям экономики, областям, территориально-экономическим регионам и в целом по республике. В ней прямые прогнозные расчеты на расчетный год сочетаются с имитационными оценками. Такой прием позволяет более полно учесть накапливающиеся изменения и наметившиеся тенденции, что в определенной степени повышает реалистичность прогноза.
В связи с системной перестройкой экономики, отмеченной выше, а также
новыми тенденциями в структуре занятости и в характере демографических
процессов, база модели оказалась ограниченной 1990-1998 годами.
Прогнозу, таким образом, подлежат показатели на 1999-2000 годы. Расчет по
модели производится в три этапа. Первый этап - расчеты для областей
республики и города Алматы; второй - свод по территориально-экономическим
зонам и третий - свод по республике. Все показатели численности приводятся
в среднегодовом исчислении, в тыс. человек, а оценочные коэффициенты - в
процентах. Расчеты по областям и городу Алматы осуществляются в едином
порядке вычислительных операций.
Первым шагом является прогнозирование параметров внешних по
отношению к модели показателей на 1999 - 2000 гг. на основе динамики
соответствующей информации за предыдущий, базовый период. Расчеты для
прогнозируемого года (1996, 1997 и 1998 гг.) проводятся по республике в
целом, ее крупным регионам (Северный, Центральный, Южный, Западный и
Восточный), либо по отраслям национальной экономики (промышленность,
сельское хозяйство, здравоохранение, народное образование и пр.).
Таким образом определяются оценочные коэффициенты рождаемости, смертности, миграции, доля трудовых ресурсов в общей численности населения, доля учащихся – в численности трудоспособных, доля занятых в негосударственном секторе экономики, коэффициент склонности к трудоустройству через государственную службу занятости, доля трудоустроенных в численности обратившихся в государственную службу занятости, коэффициент безработицы и группа коэффициентов, определяющих структурные сдвиги, т.е. изменения удельного веса численности занятых в данной отрасли по отношению к общей численности занятых 1999 годы для государственного сектора экономики. Этот блок расчетов позволяет получить показатели, характеризующие систему занятости по республике, регионам и отраслям, взятым в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20