С конца 80-х годов, когда завершился самый длительный послевоенный
подъем, сменившийся в начале 90-х годов экономическим кризисом, произошло
замедление темпов экономического роста при усилившемся обновлении капитала
на базе новой, большей частью информационной технологии. В этот период
сохранились очаги застойной безработицы (несмотря на сокращение притока
молодежи на рынок труда) при нехватке квалифицированных кадров. В этих
условиях в большинстве стран Запада получила признание новая стратегия
регулирования занятости, основывавшаяся на концепции активного общества,
связывающая увеличение количества рабочих мест с более широким участием
трудящихся в экономической и общественной деятельности. Эта стратегия
предусматривает переход от мер, создающих зависимость от трансферта доходов
к действиям по мобилизации и развитию "человеческих ресурсов", расширению
их возможностей, повышению эффективности рынка труда в целом. Курс,
направленный на сохранение рабочих мест, во что бы то ни стало, даже если
они не отвечают техническим требованиям и потребностям рынка труда,
отвергается как не совместимый с экономическим прогpeccoм. Многие страны
(Великобритания, Австралия и другие) сокращают расходы на сохранение или
создание рабочих мест, в то же время увеличивая затраты на обучение и
переобучение персонала. Признается слабая эффективность политики
ограничения предложения рабочей силы. В частности, в тех странах, где
строго ограничивался приток иностранных рабочих, сохраняется высокий
уровень безработицы, а в странах, которые этого не делали, она сокращается.
Поощрение досрочного выхода на пенсию, нередко лишая предприятия
квалифицированных рабочих, при складывающейся ныне демографической
структуре населения накладывает непосильное бремя на его активную часть.
Главной целью современной политики занятости развитых стран становится повышение занятости всего населения путем выявления неиспользуемых способностей, вовлечение совокупной рабочей силы в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок труда.
Исходным пунктом такого подхода служит признание того, что проблема безработицы не может решаться изолированно, что она является частью общей проблемы активизации и развития "человеческих ресурсов", повышение их производительной силы, что более производительная экономика увеличивает спрос на рабочую силу, поскольку при этом увеличивается производство, меняется стоимость продукции, что создает условия для расширения сбыта. В борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры активного характера.
Наибольший интерес для нас представляет анализ решения проблем, связанных с социальной защитой населения, в Швеции, Канаде, Франции. Это вызвано тем, что, например, в шведской модели развития общества важнейшее место отводится социальной политике, направленной, прежде всего, на решение трех основных проблем:
- во-первых, осуществления принципа равенства (точнее, равных возможностей в благосостоянии членов общества);
- во-вторых, обеспечение социальных гарантий людям, находящимся в разных социально - экономических ситуациях;
- в-третьих, создание условий для реализации принципа полной занятости трудоспособного населения.
Шведская модель
Для Шведской модели характерна активная политика занятости, проводимая государством, которая уделяет большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего через проф. Подготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство (примерно 70%), хотя в бюджете доля, идущая на занятость не больше, чем в других развитых странах.
Политика в области занятости тесно связана с общими экономическими мерами, в частности, с ограничительной налоговой политикой, «политикой солидарности» в заработной плате, поддержкой слабых групп, отраслей и регионов, определенных государственной программой предпочтительного развития.
Ограничительная налоговая политика направлена на сдерживание инфляции путем установления косвенных налогов на товары, уменьшающих спрос на них и заставляющих менее прибыльные предприятия прекращать свою деятельность.
«Политика солидарности» в заработной плате должна обеспечить равную зарплату за равный труд, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить зарплату ниже их возможностей, а малоприбыльные - сокращать число занятых или прекращать свою деятельность.
В Швеции наиболее высокая среди развитых капиталистических стран
занятость трудоспособного населения, а безработица практически сведена к
минимуму. В этой стране около 2 процентов стоимости национального продукта
идет на решение проблемы занятости. Из 8,4 млн. населения Швеции занято 4,3
млн. человек. По оценке Шведской статистики, занятость составляет 83-84
процентов трудоспособного населения, а безработица (около 70 тыс. человек)
-1,6 процентов трудоспособных. При этом надо иметь в виду, что безработными
считаются лица, у которых перерыв на работе составляет более 5 дней. В тоже
время, по данным Управления рынка труда, в стране насчитывается около 60
тыс. свободных рабочих мест, главным образом, в силу отсутствия
соответствующей квалификации у ищущих работу или неудобного
территориального расположения предприятий.
В течение последних 10-15 лет безработица в Швеции была стабильной и
крайне редко превышала уровень 3-4 процента В чем же причина благоприятной
ситуации на рынке труда? Одна из главных причин сведения к минимуму
безработицы связана с разработкой в середине 70-х годов конкретной и
подробной системы так называемых '"законов надежности", жестко
регламентирующей порядок найма на работу, основания и процедуру увольнения,
условия труда и т.д. ее можно сравнить с действующим в СССР Кодексом
Законов о Труде. В 1982 - 1983 годах была выработана концепция активной
политики в области рынка труда, имеющая своей конечной целью полную
ликвидацию безработицы и предусматривающая систему мер по созданию новых
рабочих мест, учету их наличия в общенациональном масштабе,
переквалификации кадров.
В Швеции, по расчетам органов по труду, из общей суммы ресурсов, направляемых на цели повышения занятости населения, расходуется на активную политику на рынке труда , и только? - на выплату пособий безработным .
Важную роль в решении проблем занятости и сокращения безработицы играет относительно развитая система трудоустройства и переподготовки высвобождаемых работников.
Функционирование системы возможно благодаря действующему в
стране "Закону об обязательной регистрации свободных мест". Хотя на
практике регистрируется лишь 60-70 процентов таких мест, это оказывается
достаточно для координации деятельности в масштабах всей Швеции. Широкая
компьютеризация, создание единого банка данных позволяет в любом бюро
(свыше 320 бюро и 5600 работающих в них) получить информацию о вакансиях,
условия предлагаемой работы по каждой профессии, что имеется в городе, а
также в стране. Такую систему следовало бы активнее внедрять в практику
работы единой системы центров и бюро занятости, создаваемой в республике.
В Швеции лишь 15 процентов выплачиваемых пособий в настоящее время погашаются за счет страховых взносов, а остальные 85 процентов - это государственные средства, складывающиеся из обязательных взносов предпринимателей и налогов. В отличие от многих других стран, в Швеции страхование по безработице не входит в систему социального страхования и пособия выплачиваются не автоматически. Другими словами, нужно доказать факт лишения источников доходов (средств к существованию). Условия получения пособия следующие во-первых, необходимо быть членом кассы по безработице минимум один год; во-вторых, определенное время проработать на данном предприятии, кроме того, безработные обязаны регулярно регистрироваться на бирже труда, постоянно искать работу.
В случае же отказа от предложенного места по специальности пособия снимаются на 20 дней. После нескольких отказов безработный вообще теряет на него право. Пособие по безработице назначается, начиная с шестого дня после потери работы. В Швеции безработные получают одно из наиболее высоких в мире ежемесячных пособий. В частности оно составляло 993 марки ФРГ. Это больше чем в США (969), Швейцарии (946), Франции (925) и других странах, за исключением Японии, где оно достигает суммы 1053 марок ФРГ.
Длительность его получения в Швеции также весьма продолжительна. Она
колеблется от 60 до 90 недель, в то время как в Швейцарии - 50, в Японии -
43. Только в ФРГ и Франции максимальные сроки получения пособия больше
составляют 104 и 260 недель соответственно.
Налог на социальное пособие составляет в Швеции 30 процентов, в США -
11 процентов, в Швейцарии – 10 процентов. В Швеции размер пособия не увязан
с уровнем получаемой ранее зарплаты, а также с семейным положением
безработного. Максимальная продолжительность периода его выплаты составляет
300 дней, а для достигших 55-летнего возраста - 450 дней.
Широкое развитие в Швеции получила система переподготовки кадров преимущественно для безработных, а также для желающих перейти на другую работу. Она осуществляется в центрах переподготовки по большому числу профессий и бесплатно. На переподготовку людей направляют в бюро по трудоустройству (по согласованию с профсоюзами); они же и оплачивают в этом случае услуги центров переподготовки. Около 90 процентов, всех услуг центров переподготовки приходится на бюро по трудоустройству, а 10 процентов - на частные фирмы, которые их оплачивают, сроки переподготовки составляют от 1 до 6 месяцев и более.
Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране, хотя и не обеспечивая работу всем, но ограничивающую безработицу небольшим удельным весом. Эта политика иногда дает сбои и от нее отказываются, но тем не менее снова к ней возвращаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20