Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан
p> Модель США

В США сложилась децентрализованная экономика и традиционно проводится политика поддержания ее конкурентного состояния, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работника на индивидуальный успех.
Роль федеральных органов на рынке ограничена. В каждом штате имеется свое законодательство о занятости и помощи безработным. Предприятия и работники выплачивают отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в федеральный фонд.

Для политики занятости на предприятиях характерна ориентация на высокую мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятия.

Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, троятся по профессиональному признаку.

По мнению зарубежных специалистов, знаний, получаемых в вузе, достаточно на первые 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка.
Квалификация рабочих морально устаревает в среднем через каждые 10 лет
(причем система образования, как показывают оценки, отстает от уровня развития техники и технологии производства на 5-10 лет).

Быстрый технический прогресс и использование новейших достижений науки и техники возможны лишь при условии серьезных и динамических изменений в рабочей силе. Современное производство ведет к заметному увеличению абсолютной и относительной численности высококвалифицированного труда.

В странах с развитой рыночной экономикой имеет место неравномерность распространения среди разных категорий лиц наемного труда. В частности, безработица среди неквалифицированных рабочих примерно в 2 раза выше, чем среди квалифицированных, а среди занятых преимущественно физическим трудом почти в 3 раза выше, чем среди лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Следует учитывать, что при внедрении новых технологий, например, при внедрении микропроцессоров в традиционное производство улучшается качество продукции и одновременно сокращается численность занятых на 30-50 процентов, потребление энергии в 4-5 раз, сырья и материалов в 5-10 раз.

Согласно современным прогнозам в результате применения новых технологий на предприятиях США окажется к началу 90-х годов на 23 млн. больше вакансий, чем имеется квалифицированной рабочей силы, способной заполнить эти места, что не означает полного отсутствия дополнительной рабочей силы. Безработица в США достигнет 5,6 млн. человек.

В США средняя продолжительность безработицы составляет 14,5 недели; размер среднего пособия за неделю по безработице около 130 долларов; пособия по безработице фактически получают лишь 40 процентов безработных; срок его получения в большинстве штатов ограничен 26-30 неделями; рост безработицы в США на один процентный пункт безработицы потери в
“потенциальном ВНП”, равные 68 млрд. долларов, а каждый дополнительный процентный пункт безработицы прибавляет к федеральному бюджету расходы на сумму от 25 до 30 млрд. долларов, идущие на пособия по безработице, программы трудоустройства и переподготовки безработных и другие мероприятия, что еще больше увеличивает и без того огромный бюджетный дефицит страны.

В странах с развитой рыночной экономикой профессиональная ориентационная работа и профессиональная подготовка признаны не только законодательно, но и стали важной функцией социальной политики.

Результатом такой политики является более высокая профессиональная
(примерно 10%) и географическая (примерно 6-7%) мобильность, относительно высокий уровень безработицы по сравнению, например с Японией и Швецией.

Канадская модель

Модель занятости в Канаде в основном ориентирована на создании системы профессиональной ориентации и занятости населения.

Она обладает интересным опытом в создании систем профессиональной ориентации и занятости населения В последнее время здесь внедрены новые формы профессиональной ориентации (рассчитанные не только на учащуюся молодежь, но и на взрослых работников), налаживается ее тесная взаимосвязь с другими направлениями государственного регулирования подготовки и использования рабочей силы. Важнейшей для молодежи форма познаний “мира профессий” становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (''центр выбора"). Это новый, особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Работают они, главным образом, по методу самообслуживания. Придя в "центр выбора", молодой или любого возраста человек может получить информацию в виде текста на экране дисплея и кратного фильма о приблизительно 4 тыс. профессий. По каждой из них даются следующие сведения

- содержание трудовых функций работника данной профессии;

- необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования;

- пути профессионального роста и освоения смежных специальностей;

- спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.

Информация по последнему вопросу придается важное значение.
Предоставляемая в виде текущих оценок и двухгодичных прогнозов, такая информация содействует тому, чтобы профессиональные интересы определялись с учетом насущных потребностей хозяйства. Проведя с помощью того же компьютера тесты на профессиональную пригодность, посетитель “Центра выбора” может оценить степень соответствия своих личных качеств, способностей и склонностей тому, чего требует работа по той или иной специальности. Если же, после всего этого, возникает необходимость в советах консультантов, то обращаются уже в специальные отделы службы содействия найму.

В настоящее время в Канаде действует около 70 ''центров выбора" (т.е. в среднем один на приблизительно 200 тыс. человек экономически активного населения, или на 60 тыс. человек в возрасте от 15 до 24 лет). Создание таких ''центров выбора" потребовало немалых затрат. Они были связаны не только с установкой видео- и компьютерной техники, но и с основательной научно-организационной подготовкой. В течение нескольких лет, по заказу федерального министерства занятости и иммиграции, разрабатывается новый
"словарь профессий" - новый не только по многим названиям, но, главное, по принципу классификации. Прежде она строилась по отраслевой и профессионально - квалификационной принадлежности. Теперь за основу взято содержание трудовых функций и требования, предъявляемые к знаниям и навыкам работников. Указаны родственные, смежные специальности и возможные варианты трудоустройства.

Параллельно с этим, составляется, так называемый, перечень индивидуальных профессиональных интересов и склонностей, а психологи вносят изменения и уточнения в набор тестов для оценки профессиональной пригодности.

Однако, как показала практика, большие затраты себя оправдывают. Самый широкий спектр предоставляемых профессий, оптимальная по объему и содержанию, доходчиво изложенная информация, по-своему, занимательные формы ее подачи, высокая пропускная способность ''центров выбора'', работающих по методу самообслуживания, - все это поднимает профессиональную ориентацию на качественно новый уровень.

В 80-е годы в Канаде значительно расширились масштабы мероприятий по профессиональной ориентации взрослых, которые заметно отличаются от мероприятий, рассчитанных, главным образом, на молодежь, в ней гораздо выше удельный вес психологической подготовки. Результаты переобучения взрослых работников находятся в сильнейшей зависимости от настроя на освобождение от инерции привычного и на восприятие этих задач связано развитие службы консультирования по вопросам выбора профессии: переобучения и трудоустройства.

Важным условием расширения консультативных функций службы содействия найму стало внедрение автоматизированных систем для сбора, анализа и распространения информации о свободной рабочей силе и вакансиях. Основное
"орудие труда" консультантов - группа при министерстве занятости и иммиграции. Тесты, составленные с учетом взрослых, образовательных и прочих характеристик различных категорий клиентов, позволяют более быстро и точно диагностировать их проблемы, наметить возможные варианты решения. Для многих клиентов консультирование заканчивается кратким инструктажем относительно того, где и как им стоит искать работу. Остальные, нуждаясь в более интенсивной помощи, получают направление на участие в государственных программах, предназначенных для групп населения, которые испытывают особые сложности при трудоустройстве. Это молодые люди, не прошедшие полный курс обучения в школе, женщины, возвращающиеся к работе после длительного перерыва, недавние иммигранты, инвалиды, бывшие заключенные.

В зависимости от конкретной группы предусмотрен тот или иной курс профессионального обучения и инструктажа по "технике трудоустройства", поскольку дело касается тех, кому особенно нелегко вести конкретную борьбу за рабочее место. Частным компаниям, организовывающим производственную практику, государство выплачивает специальные субсидии. Таким образом, доля трудоустроенных после получения интенсивной помощи составляет приблизительно 40 процентов.

Модель Франции

Модель Франции основана на деятельности консультационных кабинетов. Во
Франции помогающие в трудоустройстве консультационные кабинеты осуществляют свою деятельность по следующим основным направлениям

- анализ и проведение итогов предыдущей работы увольняемых и разработка одного или нескольких проектов дальнейшей карьеры;

- разработка стратегии и методов изучения положения на рынке труда, установление с ним деловых связей;

- установление контактов с кабинетом по выбору кадров предприятиями, отдельными службами, профессиональными объединениями;

- изучение предложений о найме.

Кабинеты располагают набором специфических методов, предназначенных для разработки проектов карьеры различным категориям клиентов. Одним из них является так называемой "метод пробной реализации проекта", в котором даны описания исходной ситуации, цель задания, условия и пути его осуществления, предпринимаемые действия, среда (на данном предприятии и вне его), ожидаемые количественные и качественные результаты (способности и компетенции кадров), сроки реализации.

В случае, если трудоустройству подлежит группа уволенных, кабинет руководствуется в своей работе целями и задачами, постановленными дирекцией, которая принимает окончательное решение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать