Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан
p> В соответствии с законом государство с участием трудящихся и работодателей ежегодно на основе стратегических планов развития страны разрабатывает программу занятости населения, предусматривающую:
1. меры по снижению темпов падения уровня занятости;
2. меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
3. организацию занятости социально уязвимых слоев населения;
4. поддержку и стимулирование развития частного предпринима- тельства, создающего дополнительные рабочие места;
5. организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом ситуации на рынке труда;
6. совершенствование организации общественных работ;
7. повышение роли местных органов власти в решении региональных проблем занятости;
8. интеграцию деятельности уполномоченного государственного органа по вопросам занятости с работодателями, общественными объединениями в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
9. совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
10. создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.

Основой для разработки программ занятости населения являются показатели прогнозов экономического и социального развития Республики
Казахстан.

Финансирование программы занятости (общественные работы, прфессиональная подготовка и переподготовка безработных, содействие безработным в трудоустройстве, создание и поддержка информационной базы данных по вопросам занятости, пособие по безработице) осущестствляется за счет средств государственного бюджета.

Государственный заказ по программе занятости, финансируемый из государственного бюджета, является предложением государства на выполнение работ и услуг, обеспечивающих занятость населения.

Работодатели по новому закону участвуют в реализации государственной политики занятости путем:
1. соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения;
2. реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах;
3. оказания содействия в трудоустройстве;
4. создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
5. трудоустройства социально уязвимых слоев населения.

Новым в законодательстве является трудовое посредничество. Трудрвым посредничеством могут заниматься физические и юридические лица любой формы собственности, зарегистрированные в установленном порядке.

Уполномоченный орган по вопросам занятости производит отбор среди этих лиц, занимающихся трудовым посредничеством, для размешения государственного заказа на трудоустройство граждан и безработных, как правило, на открытой тендерной основе.

Для повышения адаптационных способносте работников закон о занятости предусматривает профессиональную подготовку. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется в учебных заведениях системы образования, в учебных комбинатах, на курсах по повышению квалификации с учетом потребностей рынка труда за счет средств государственного бюджета на открытой тендерной основе. В период профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработные получают стипендию в размере трехкратной величины месячного расчетного показателя.

Уполномоченный орган в целях обеспечения временной занятости населения размещает государственный заказ на оплачиваемые общественные работы в соответствии с Постановлением Кабинета Министров КазССР №624 от 22 октября
1991г. "Об организации оплачиваемых общественных работ в КаССР" в организациях на договорной основе.

Финансирование этих работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и частичной компенсации затрат по оплате труда из государственного бюджета.

Государство в целях трудоустройства граждан, ищущих работу, создает рабочие места в соответствии с государственными программами, включая программы развития промышленности, сельского хозяйства.

Гражданам, получившим статус безработного, оказывается следующая социальная защита:

-выплата пособий по безработице;

-выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Общий срок оказания социальной защиты безработных не может превышать шести месяцев за двенадцатимесячный период, пособие по безработице анчисляется в размере 3,5-кратной величины месячного расчетного показателя.

Новым в социальной защите является добровольное страхование на случай потери работы. Граждане вправе заключать договоры добровольного страхования в случаи безработицы.

Таким образом мы видим, что на основе этого закона строится социально- экономическая модель занятости в сложившихся объстоятельствах.

Реализация ее осуществляется за счет экономических реформ, а также на основе следующих Законов РК: "Освободе хозяйственной деятельности и развитию предпринимательства" от 15 января 1991г. и "О поддержке и защите частного предпринимательства" от 18 августа 1992г. В них отражены основные принципы развития частного предпринимательства в республике. Для содействия развития организован Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, а также заложено отношение государства к предпринимательству, его поддержка. Но они все еще не совершены и не претворяются в жизнь из-за нехватки финансовых средств в бюджете.
Необходимо реализовать законы в жизнь.

Более подробно действие этих законов, их недостатки проследим на основе анализа становления системы занятости в Республике Казахстан в условиях переходной экономики, а также на основе сложившихся проблем и путей решенияи их по мере формирования социально-экономической модели занятости в современных условиях развития экономики страны.

2. Проблемы формирования социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики

Республики Казахстан

Относительно стабильное состояние республиканской сферы труда и занятости до 1990 года с достаточно высоким уровнем занятости (87%-91%) в
1991 году сменилось зачительными колебаниями трудовой конъюктуры. Их источниками послужили факторы внутреннего порядка. Эти колебания явились также последствием макроэкономических процессов, связанных с формированием в Казахстане многоукладного рыночного хозяйства, возникновением новых секторов в структуре экономики. Свой вкад вносит становление республиканского рынка труда, его включение в общеэкономическую конъюктуру, выявившее мощные слои псевдозанятости, накопившейся за десятилетия искусственного поддержания полной занятости. Экономический спад и структурный кризис последних лет обусловили выброс избыточной массы трудовых ресурсов из сферы производства, что имело одним из последствий реального рынка труда со всеми его количественными параметрами и качественными характеристиками.

В 1998 году продолжалось развитие экономического кризиса, нарастание социальной напряженности в республике. Тенденция спада производства иллюстрируется следующими макроэкономическими показателями: в июне 1998 года валовый общественный продукт составил 89% от уровня июня 1997 года, произведенный национальный доход-82%, в том числе общее производство продовольственных товаров= 78%.

Основными причинами торможения формирования социально-экономической модели занятости являются усиление безработицы, а также трудности становления республиканского рынка труда. Рассмотрим это.

Социально-экономические последствия безработицы

Острой проблемой социальной значимости в республике является безработица и параллельный дефицит квалифицированной рабочей силы, мобильной к изменившимся требованиям и условиям рынка. Основной причиной, породившей масштабную и прогрессирующую безработицу, стала трансформация при рынке труда, замена традиционного дефицита рабочей силы в условиях плановой экономики на безработицу в условиях стихийного рынка.

В анализе динамики показателей, характеризующих состояние занятости населения, выделяются 2 этапа развития безработицы в Казахстане (см.
Приложение 3).

1 этап - (1991-1993гг.) - незначительное увеличение (даже без учета разрезов скрытой безработицы) уровня общей безработицы - 0,05% в 1991г. и
0,95% в 1993г. (см. Приложение 4).

2 этап - (1993г. - постепенное увеличение безработицы, принимающей ранг доминирующей проблемы в обществе и обусловленной интенсивности реформирования экономики, сужением роли государства в качестве основного работодателя.

В республике наряду с общим сокращением численности трудовых ресурсов за последние пять лет произошел значительный отраслевой переток рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную, сократилась доля занятости в государственном секторе экономики и увеличилось в негосударственной: АО, СП, малом и среднем бизнесе, крестьянских хозяйств, частных предпринимательств.

За период с 1991-1998гг. численность занятых в государственном секторе сократилась на 1,7 млн.человек.

Относительно тенденций в развитии безработицы, общее количество безработных по сравнению с 1998г. увеличилось в 1,2 раз, а численность безработных, зарегистрированных службами занятости за 1998г. составила
409,5 тыс.человек или 70% от обратившихся.

Высокими сохраняются масштабы скрытой безработицы: в состоянии практической безработицы показаны формально числившиеся на предприятиях 300-
350 тыс.человек, из которых 60-70% уходит в вынужденные отпуска, а остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой безработицы в целом по республике варьировал в пределах 4,5-5,5% от экономически активного населения.

В анализе трудоустройства, отмечается устойчивая тенденция роста обратившихся в службы занятости: в 1998г. по вопросам трудоустройства обратились 687,1ыс.человек, что в 1,1 раза больше в сравнении с 1997г.
Доля вновь трудоустроенных ежегодно падает и составила 130,7 тыс. чел., или
19% в 1998г. против 24% в 1997г.

Напряженное положение на рынке труда в региональном разрезе с превышением среднереспубликанского показателя безработицы сложилось в бывшей Жезказганской области, где число безработных возросло в 3,7 раза,
Мангистауской - в 3 раза, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской,
Карагандинской, Западно-Казахстанской и Атырауской - более, чем в 2,5 раза.
В г.Алматы количество незанятых возросло в 4 раза. Особо сложное положение в течение года на рынке труда сохранялось в сельской местности - 44% сельских безработных от общей численности и их увеличение по сравнению с прошлым годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах характеризуется несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах ощущается постоянный недостаток.

В анализе скрытой безработицы наибольшие показатели наблюдаются в
Северо-Казахстанской области - 8% от экономически активного населения, бывшей Талдыкорганской -6,5%, Восточно-Казахстанской, Карагандинской,
Актюбинской, бывшей Жезказганской и Костанайской областях - свыше 5%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать