Относительно молодежной безработицы складывается тенденция снижения
удельного веса молодежи в общей численности обратившихся в службу занятости
по вопросам трудоустройства в 1998г. обратились 40,7% незанятых в возрасте
16-29 лет, что ниже аналогичных показателей предыдущих периодов - 46,4% в
1996г. и 43,8% - в 1997г.
Общественными прогнозами, обусловившими безработицу и ее устойчивый рост, являются:
-экономический кризис, вызвавший сокращение и закрытие производства;
-несоответствующие прежней квалификации рабочей силы основным требованиям.
Все это имеет свое отражение в становлении республиканского рынка труда, который формируется на данном моменте.
Трудности становления рынка труда
Формирование рынка труда сегодня происходит в условиях дальнейшего углубления кризисных явлений в различных сферах общественной деятельности, продолжающегося спада производства. И как результат этого - снижение жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство предприятий и организаций вынуждены полностью или частично останавливаться, что приводит к высвобождению работников, росту скрытой и явной безработицы, обострению проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики.
Большую помощь в становлении рынка труда в 1993-1994 годах оказали
приватизационные проекты. Перестройка существующих структур бывшего
государственного сектора сопровождалась развитием малого и среднего
бизнеса, появлением холдингов, корпораций и компаний, нуждающихся в квалифицированных кадрах определенных профессий. Эти факторы оказали
существенное положительное воздействие на рынок труда. Вместе с тем, при
увеличении потребности негосударственных структур в кадрах (в 1,7 раза)
резерв труда за этот период практически не уменьшился из-за структурного
несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда
возник дефицит в экономистах, программистах, специалистах, владеющих
иностранными языками, юристах и т.п. В то же время образовался огромный
избыток станочников, строительных рабочих, управленцев низшего звена,
проектировщиков и других категорий работников традиционных специальностей.
Одновременно значительно замедлилось движение общей массы безработных в
сторону сокращения ее численности в течение 6-8 месяцев, что на
республиканском рынке труда привело к превышению предложения над спросом.
Формирование рынка труда протекает крайне неравномерно не только в
профессионально-квалификационном, по также в региональном и отраслевом
аспектах. Так, соотношение спроса и предложения рабочей силы значительно
различаются как между отдельными экономическими районами, так и в пределах
одного региона. В областях Центрального и Северного Казахстана
(Карагандинский и Павлодар-Экибастузский промышленные районы) спрос на
рабочую силу в 2-2,5 раза превышает ее предложение. В отдельные периоды в
центры занятости малых и средних городов Карагандинской области обращались
не более 1-2 человек в месяц. В Западном Казахстане, напротив, не было
свободных рабочих мест в 1993 году для шести тысяч безработных. Особенно
велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей
силы в Алматинской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской,
Таддыкорганской, Южно-Казахстанской областях, где на одно свободное место
приходилось от 3 до 10 безработных.
Еще более неравномерны отраслевая структура рынка труда. В 1993 году в промышленности республики на 14,9 тыс. рабочих мест приходилось 5,5 тыс. высвобожденных, на транспорте - 5,3 и 3,2 , в строительстве - 18,9 и 2,9 , в торговле и общественном питании - 1,3 и 3,7. Эти соотношения резко колеблются даже в пределах одного экономического района. Так, в промышленности Мангистауской области на одного высвобожденного приходилось, более 7 вакансий, а в соседней Атырауской области - на одну вакансию претендовало 13 безработных.
В числе отмеченных выше кризисных и структурных факторов, которое
обострили ситуацию на рынке труда, следует указать спад производства,
прежде всего в отраслях ВПК, химической промышленности и строительства (до
40-50%) снижение инвестиционной активности и ужесточение мер финансово-
кредитной политики. Все это в совокупности с изменением государственной
политики занятости в сторону преимущественно пассивных мер, не оказывающих
существенного влияния на смягчение конъюнктуры на рынке труда, привело к
свертыванию производства и значительному росту безработицы.
Пассивность государства в сочетании с острой недостаточностью финансового обеспечения программ помощи по безработице привела к утрате доверия к государственным структурам рынка труда, а именно к центрам занятости.
Кроме того люди не желают обращаться в государственные центры
занятости. Центры занятости (биржи труда) - организации, специализирующиеся
на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли -
продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, центры занятости
позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам
время поиска места работы. При существовании системы страхования от
безработицы центры занятости выполняют также функции контроля за
установлением права на получение пособия по безработице и за его уплатой.
Центры занятости кроме трудоустройства безработных, обычно оказывает услуги
лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение
рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в
разрезе профессий и территорий (в основном это делают модельные центры
занятости в Шымкенте и Таразе). В компетенцию центров занятости также
относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей
на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация
переобучения и трудоустройство инвалидов. Направления центров занятости не
обязательны для предприятий, могущих отказать в приеме на работу. С другой
стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет
потерю права на пособие по безработице. Деятельность центров занятости
получили международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ.
Несмотря на то, что центры занятости способствуют безработным в поиске работы, многие из безработных отказываются обращаться центры занятости, как это уже говорилось выше. Это обусловлено рядом проблем. Кроме низкого размера пособия, причины, определяющие нежелание людей, потерявших работу, обращаться в центры занятости с известной долей условности можно определить как субъективные и объективные. В числе первых следующие.
Длительное время в СССР и нынешних странах СНГ безработица критически отрицалась, рассматривалась как незаконное явление. Большинством граждан нашей республики безработица воспринимается весьма болезненно, так как население, воспитанное в традициях гарантированной занятости, оказалось психологически неподготовленным к ужесточившимся условиям рынка труда.
Население плохо информировано о наличии и территориальном размещении центров занятости, они значительно удалены от населенных пунктов, особенно сельской местности.
К основным объективным причинам, определяющим нежелание безработных обращаться в центры занятости, можно отнести следующие.
Ограниченность возможностей большинства центров занятости по трудоустройству не побуждает большинство руководителей предприятий прибегнуть к их услугам, даже в настоящее время, когда существенно возросло предложение на рынке труда.
Отправка работников в неоплачиваемые отпуска, наряду с привлечением
"мертвых душ", позволяет руководству предприятий сохранить "численность"
персонала, занизить тем самым среднюю зарплату и избежать повышенного
налогообложения фонда оплаты труда.
Громоздкая регистрация, необходимость периодической перерегистрации,
большое число представляемых безработными документов (паспорт с указанием
прописки, трудовая книжка, справка о средней заработной плате за последние
2 месяца, справка о состоянии здоровья, диплом об образовании), а сумма
выплаты пособия мизерная и непродолжительная.
Серьезным усугубляющим моментом в решении этой проблемы является
экономико-юридическая неопределенность в толковании ряда понятий в законе о
занятости. Так, безработный может быть лишен права на получение пособия по
безработице после отказа от двух "подходящих работ", предложенных центром
занятости. "Подходящей" считается работа, отвечающая ряду формальных
требований: диплому об образовании и полученной квалификации, записи в
трудовой книжке и пр., что зачастую вступает в противоречие с объективными
жизненными обстоятельствами. Например, по состоянию здоровья или по
возрасту у человека возникла необходимость сменить специальность.
Противоречие возникает чаще всего из-за того, что предлагаемая работа
считается подходящей, но не признается таковой самим безработным. Эта
неопределенность оборачивается значительными морально-психологическими
издержками для людей, ищущих работу, которые и без того оказались в
тяжелейшем положении.
Далее, если в справке о заработной плате указано, что размер ее на последнем месяце составлял 500 тенге, то по действующим нормативам, подходящим для человека считается работа по соответствующей специальности с заработной платой не ниже указанного. Можно ли ставить в вину "отказ" от работы с оплатой в 700 тенге, если в настоящее время она не обеспечивает даже физиологического прожиточного минимума?
А что означает понятие "общественные работы"? Согласно Постановлению
Кабинета Министров КазССР №624 от 22 октября 1991 года "Об организации
оплачиваемых общественных работ в КазССР" к ним относят следующие виды
работ: благоустройство территории городов и поселков, выполнение
строительных работ, не требующих специальных навыков, сезонные работы,
работы в сельском хозяйстве в летнее время, социальная помощь населению (в
виде оказания услуг) и т.д. Центр занятости не посылает людей на подобную
работу, поскольку местные администрации не могут зачастую назвать
конкретные их виды, ограничиваясь в лучшем случае озеленением и очисткой
улиц. В этой связи уместно напомнить, что во времена великой депрессии
программа общественных работ, выдвинутая и реализованная правительством
президента Рузвельта, имела в своей основе создание сети современных
автомобильных дорог, являющихся и ныне гордостью Америки.
Нельзя также согласиться с довольно частыми утверждениями, что многие
- это люди, как правило, сознательно не желающие работать, они недостаточно
активны и предъявляют завышенные требования к условиям и оплате труда. По
данным исследования Министерства труда и социальной защиты Республики
Казахстан, а также результатам исследований российских экономистов,
безработные весьма настойчивы и изобретательны. Порядка половины опрошенных
многократно обращались на предприятия, что не дает основания заподозрить их
в пассивности. Около 20% женщин и 12% мужчин были согласны на любую работу,
а также, кто претендовал на конкретные места, имели соответствующие дипломы
и записи в трудовых книжках. Притязания большинства безработных
относительно заработной платы также не были чрезмерными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20