Размещение ресурсов.
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Перераспределение доходов
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.[12, 25]
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.
. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.
Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
Заключение.
Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно – налоговая система, денежно – кредитная политика, объекты и цели государственного регулирования экономики.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму..
Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
Приложение.
Таблица 1.
Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики.[4, 234]
Группа факторов
Содержание факторов
1.Факторы,связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.
1.Ограничение стихийности ры-
ночных процессов.
2.Обеспечение эффективного сово-
купного спроса,рыночной конъюк-
туры.
3.Обеспечение производства обще-
ственных потребностей и нужд.
4.Поддержка конкурентности ,
открытости рынка.
5.Усиление конкурентности на
мировом рынке.
2.Факторы,обеспечивающие
экономическую стабильность,
процесс расширенного воспроизводства.
1.Создание общих условий разви-
тия экономики,обеспечение эконо-
мической эффективности функцио-
нирования совокупного капитала,
необходимость определения «пра-
вил игры» хозяйствующих объектов
2.Обеспечение антициклического
развития экономики.
3.Стимулирование долгосрочного
экономического роста, деловой
активности.
4.Формирование оптимальной
структуры народного хозяйства.
5.Поддержка макроэкономического
равновесия.
6.Обеспечение эффективного уп-
равления государственным сектором экономики.
7.Потребность в государственных
инвестициях малорентабельных с
точки зрения частного капитала.
8.Регулирование денежного обращения.
9.Содействие развитию науки,
научно-технического прогресса.
3.Факторы,связанные с реше-
нием социальных проблем.
1.Обеспечение рационального пере-
распределения доходов.
2.Обеспечение экономической основы социальной стабильности,
социальной напряженности.
3.Обеспечение полной занятости
населения.
4.Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявление
интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения,образования,пере-
подготовка кадров и т.д.)
Таблица 2
Инструменты государственного регулирования экономики
ФОРМЫ И МЕТОДЫ. [4, 244]
ПРЯМЫЕ
КОСВЕННЫЕ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
--Принятие законодательных актов,
нормативных документов,положений
--Управление государственной собсвен-
ностью,в том числе:
-управление предприятиями государтвен-
ного сектора
-организация производства и труда
-госзаказ
-государственные инвестиции
-государственные кредиты
-субсидии
--Лицензирование и квотирование
--Применение санкций
--Охрана окружающей среды
--Индикотивное планирование
--Целевое програмирование
--Регулирование налоговой системы
--Кредитно-денежные инструменты:
-регулирование денежной массы
-антиинфляционные меры
-регулирование процентной ставки
по операциям ЦБ
-рефинансирование комерческих банков
-регулирование нормативов обязательных резервов комерческих банков
-операции на рынке ценных бумаг
--Формирование и использование
бюджета
--Формирование налоговой политики
--Формирование амортизационной
политики
--Определение нормы банковского
резерва
--Установление минимальной зарплаты
--Регулирование цен на некоторые виды
товаров и услуг
--Антимонопольная политика,защита
конкуренции
--Валютные рычаги:
-стабилизация национальной валюты
-операции на открытом валютном рынке
-девальвация,ревальвация национальной валюты
-привлечение иностранного капитала
-создание совместных предприятий
--Социальная политика:
-социальные программы
-обеспечение занятости населения
-социальная защита населения
-регулирование доходов
-контроль за динамикой цен и зарплаты
-налоги
-трансфертные платежи
-деятельность в сфере образования,здравоохранения,культуры
--Внешнеэкономические формы воздействия:
-регулирование внешнеэкономической деятельности
-таможенные тарифы
-валютное регулирование
-налоги
-субсидии
-
Список литературы
1. Албегова И.М., Емцова Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика.Глава 1.М.Дело и сервис,1998, стр. 89
2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/М. В. Романовский. 2-е издание исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2000, стр. 93
3. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М : 1998, стр. 102
4. Государственное регулирование экономики : Учебник для вузов/Под общей редакцией Кушлина В.И.,Волгина Н.А.;-М:ОАО <НПО>Экономика>,2000, стр. 232-263.
5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001, стр. 36
6. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. «Экономика 100 вопросов» «Владос» М : 1999, стр. 27
7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 345
8. Гутман Г. В. и др. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления/ Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2002, стр 15
9. Государственное рыночной экономики: Учебник/ Рос. акад. гос. Службы при президенте РФ; Под общей ред. В.И. Кушлина, Н. А. Волгина – М.: Экономика,2000, стр. 357
10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник – 2-е изд., доп. – М: Дело, 2002.Стр 121.
11. Курс экономической теории. 4-е изд./Под ред. М. Чепурина, Е. Киселёвой. Гл. 16. Киров, 1999, стр.89.
12. Матлин А. М. Деньги и экономические решения. М., 2001, стр. 25
13. Об экономическом росте и разамерах государства/ В. Тамбовцев// Вопросы экономики – 2003 – номер 6, стр. 119-121.
14.Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие – М: Юристъ, 1999, стр18
15. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики(в вопросах и ответах) : Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2000. стр 37
16. Роль государства в экономике: американский опыт/ Супян В.// Проблемы теории и практики управления. – 2002 – номер 4, стр 14-17
17. Размеры государства и экономический рост: Вопросы теории/ А. Илларионов, Н. Пивоварова// Вопросы экономики – 2002 – номер 9, стр. 18-45
18. Рыночная экономика и самоуправляемое общество/ Кениг В., Коробов Б. К., Мейер А., Тяжов А.И.. – Постдам – Кострома: Постдамская ремесленная палата, 2002, стр. 46
19. Справочник "Социально-экономические
проблемы России"
Ответственный редактор П.С. Филиппов, Редакторы Т.М. Бойко, А.В.
Островский © ФИПЭР Изд-во "Норма",Санкт-Петербург,1999, стр. 53
20. Управление государственной собственностью/ Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М: Инфра – М,1997, стр. 60
21. Финансовое право: Учебник/ответственный редактор Н. И. Химичева. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва. «Юрист», 2000, стр. 75
22. Финансы. Кредит/ Под редакцией профессора РАЕН Л. А. Дробозиной Издательство «Юнити», Москва, 2000, стр. 156
23. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов – М.: Экономика, 2000, стр. 34
24. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства(Политическая экономика).Гл.11.М.:Финансовая академия при Правительстве РФ,1997, стр. 97.
25. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999, стр. 135
26. Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб:тИзд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002., стр. 422