Под операциями на от крытом рынке подразумевается купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего, облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является правительство, центральный банк же выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят большое количество официальных дилеров (в России - 50), в роли которых выступают коммерческие банки. Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости - трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки оплачивают такую покупку со своих корреспондентских счетов, тем самым сокращая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег. Если центральный банк должен купить ценные бумаги просто у населения (или продать), то воздействие на резервы коммерческих банков будет, по существу, то же самое.
Несмотря на то, что операции на открытом рынке - наиболее важное средство денежного регулирования, у ЦБР оно появилось только после начала экономических реформ. До образования коммерческих банков регулирование денежного обращения проводилось в порядке централизованного планирования лимитов кредитования и различного вида кассовых эталонов. Они являлись директивами для филиалов государственных банков. Ежегодно возраставший дефицит бюджета покрывался депозитной эмиссией, при которой правительство получало ничем не обеспеченные деньги. Это становилось одной из основных причин высокой инфляции. До 1992 года рынок ценных бумаг в России был ограничен государственными займами, которые распространялись среди населения и на бюджет существенно не влияли. В то же время опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что наличие широкого рынка государственных ценных бумаг позволяет:
- осуществить правительству заимствование через центральный банк временно свободных денег у коммерческих структур, коммерческих банков и у населения;
- сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета;
- использовать государственные ценные бумаги для проведения центральным банком кредитной политики и на основе ее регулировать общую массу денег в обращении;
- повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.
В начале 1992 года ЦБР совместно с Министерством финансов начал подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: обеспечение неинфляционного финансирования дефицита и создание условий для регулирования денежного обращения экономическими методами. В 1993 году на рынке ценных бумаг начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги. ЦБР и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.
Изменение нормы резервирования
Этот инструмент является достаточно «грубым» и применяется довольно
редко, когда ранее рассмотренных регуляторов недостаточно. Фактически
изменение норматива резервов воздействует на всю банковскую систему в
целом. Если все банки системы в точности соблюдают требования величины
резервов, то изменение норматива резервов делает их одновременно либо
резервно-избыточными (при уменьшении норматива), либо резервно-дефицитными
(при увеличении норматива). Поскольку все банки в этих условиях ведут себя
одинаково, может показаться, что в силу применяемой практики проводки чеков
через резервные вклады, банковская система в целом не будет
мультиплицировать деньги. В действительности эффект мультипликации
сохраняется. Покажем это на примере.
Допустим, исходный норматив составлял 10%. В результате на 1000 тыс.
дол. текущих счетов банковская система имела необходимый резерв 100 тыс.
дол. В целях увеличения предложения денег центральный банк снижает норматив
резерва до 8%. Теперь банковская система имеет избыток резервов в 20 тыс.
дол. по отношению к исходной величине текущих счетов. Избыток банковских
резервов снижает процент на рынке федеральных фондов. Поскольку резервные
вклады в центральном банке не приносят коммерческим банкам процентов, им
остается единственный путь увеличения дохода - многократное расширение
«зарабатывающих» активов, насколько позволяют избыточные резервы при новом
нормативе. Именно мультипликативность роста активов позволяет банкам
увеличить доход, несмотря на снижение процента по ним. С целью увеличения
объема «зарабатывающих» активов банки предлагают кредиты домашним
хозяйствам (и бизнесу) под меньший, чем ранее процент, заинтересовывая тем
самым домашние хозяйства в расширении займов.
Допустим, банки увеличили размеры кредитов на 100 тыс. дол., что
находит отражение в соответствующих изменениях активов и пассивов как
банков, так и домашних хозяйств. Но при новом нормативе 20 тыс. дол.
избыточных резервов позволяют банкам увеличить размер пассивов на 250 тыс.
дол. Поэтому банки начинают скупать через дилеров казначейские
обязательства у домашних хозяйств. Повышение спроса на обязательства
повышает их цены и снижает доходность до уровня процента по кредитам.
Практически оба процесса идут одновременно - расширение кредитных операций
и покупка обязательств. Дилеры направляют спрос на обязательства к домашним
хозяйствам. Поскольку дилеры фактически перепродают обязательства на 150
тыс. дол., резервные счета коммерческих банков одновременно уменьшаются
(при учете чека банка) и увеличиваются (при учете чека дилера) на 150 тыс.
дол. В результате сумма резервов остается неизменной, а сумма текущих
счетов (и вкладов домашних хозяйств) достигает величины 1250 тыс. дол., при
которой 100 тыс. дол. резервов соответствуют новому нормативу.
Примечательно, что капитальные счета ни банков, ни домашних хозяйств не
изменяются. Механизмы воздействия повышения норматива резервов на
уменьшение предложения денег действуют аналогичным образом.
Таким образом, центральные банки и России и США имеют одинаковые основные методы контроля над предложением денег. Но помимо основных методов существуют еще второстепенные. И среди второстепенных методов ЦБР и ФРС США существуют значительные отличия.
Дополнительные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР
Дополнительными инструментами денежно-кредитной политики ЦБР считаются[2]: рефинансирование, валютное регулирование, управление наличной денежной массой.
Рефинансирование
Под рефинансированием понимается предоставление ЦБР кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставлении ломбардного кредита и переучета векселей.
До 1994 года ЦБР предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны направлялся на предприятия, в отрасли и регионы без учета экономической целесообразности и реальных возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Они играли пассивную роль финансовых посредников, предоставляя заемщикам кредиты по ставке, значительно ниже учетной ставки ЦБР. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял - независимо от кредитоспособности заемщика - 3 процента. В 1995 году выдача централизованных кредитов резко сократилась, хотя и сохранилась для поддержки некоторых отраслей. Теперь банки могут рассчитывать на получение кредитных ресурсов от ЦБР на коммерческой основе путем их покупки на кредитных аукционах. Они проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБР, исходя из задач его кредитно-денежной политики.
Ломбардный кредит - форма рефинансирования, при которой ЦБР
предоставляет ссуды под залог. В отличие от ссуд, обеспеченных
недвижимостью (ипотека), ломбардные операции являются ссудами под залог
движимого объекта. Предметом залога становятся в первую очередь надежные
ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах суммы, не
превышающей определенной части их курсовой стоимости, поскольку возможно
падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут
приниматься векселя. Список ценных бумаг, принимаемых к залогу,
определяется ЦБР. Это, как правило, государственные ценные бумаги, но в
отдельных случаях могут приниматься и корпоративные ценные бумаги. ЦБР
устанавливает лимит выдачи ломбардного кредита в целом по стране и для
каждого Главного территориального управления (Национального банка).
Ломбардный кредит предоставляется на основе ежегодно заключаемого
генерального кредитного договора, в котором оговариваются принципиальные
условия кредитования. Каждая ссуда предоставляется на срок до 50 дней и
оформляется составлением отдельного кредитного соглашения. Одновременно
коммерческий банк должен выдать обязательство о погашении ссуды в
обусловленный срок и передать территориальному органу ЦБР доверенность на
право реализации ценных бумаг, принятых в залог, если ссуда не будет
возвращена в срок. Ломбардный кредит предоставляется в размере до 75
процентов рыночной стоимости ценных бумаг, принятых в залог. Правом
получения ломбардного кредита пользуются банки, которые отвечают
определенным условиям. До обращения за кредитом они должны успешно
функционировать не менее одного года, соблюдать установленные нормативы,
своевременно перечислять деньги в резервные фонды ЦБР и представлять ему в
срок и в полном объеме отчетность. Достоверность отчетности и соблюдения
правил бухгалтерского учета подтверждается аудиторской организацией. На
момент выдачи ломбардного кредита коммерческий банк не может иметь
просроченную задолженность по ранее полученным от ЦБР ссудам. Главные
территориальные управления ЦБР (Национальные банки) стали практиковать
выдачу ломбардных кредитов только в 1995 году.
Третий способ рефинансирования - переучет векселей -базируется на использовании векселей. Вексель применяется в финансовых системах разных стран как инструмент оформления кредита, предоставляемого в товарной форме поставщиком покупателю. Преимущество его заключается в соединении двух важнейших функций - кредитной и расчетной. Как расчетный инструмент вексель может эффективно заменять в обороте деньги благодаря возможности его передачи по индоссаменту. Важным преимуществом векселя является и то обстоятельство, что все лица, участвующие в процессе индоссаментов, несут перед последним его владельцем солидарную ответственность за погашение вексельного долга. Это сделало вексель привлекательным для коммерческих банков, практикующих покупку у своих клиентов векселей, основанных на реальных товарных сделках. Распространение практики учета векселей коммерческими банками привело к развитию переучетных операций. С помощью механизма переучета векселей ЦБР осуществляет свою дисконтную политику, то есть определяет условия, на которых он покупает векселя и предоставляет коммерческим банкам кредиты в порядке рефинансирования. В частности, он устанавливает: