Наметившийся в последнее время рост удельного веса стран с развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает, по сути, те изменения в ориентирах внешнеэкономической деятельности нашего государства, которые складывались под влиянием многих факторов. Среди них: смена политических режимов и переход к рыночному хозяйству бывших социалистических стран Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и разрушение сложившейся более чем за 40-летний период его существования устойчивой системы международного социалистического разделения труда, переход к расчетам в торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.
В результате коренным образом изменилась география внешней торговли России. Существенно сократился объем торговли с бывшими социалистическими странами. Их доля во внешнеторговом обороте России снизилась почти в 3,5 раза—с 50% в 1990 г. до 15% — в 2002 г. (табл. 1).
Таблица 1.
Географическая ориентация внешней торговли России в 2002 г., %
Группы стран - внешнеторговые партнеры России
Внешнеторговый оборот
В том числе
экспорт
импорт
СНГ
19
14
34
Промышленно развитые государства
53
55
47
Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)1
15
17
7
Развивающиеся государства
13
14
12
Источник: Плисецкий Е.. Л.. Коммерческая география и мировой рынок. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 176 с.
Рис.1. Внешняя торговля России (2002 г.)
По действующей международной классификации к странам ЦВЕ относят все европейские страны, входившие ранее в социалистический лагерь, а также Прибалтийские государства.
Россия, по существу, утратила традиционные рынки сбыта продукции машиностроения в Восточной Европе и, как следствие, понесла заметные валютные потери. Основными причинами этого стали: спад отечественного производства, низкая конкурентоспособность поставляемых изделий по сравнению с западными аналогами, несоответствие их международным требованиям безопасности и экологических норм, отсутствие сервисной и ремонтной службы и др. В результате спрос на многие российские товары, в том числе автомобили, бытовую технику, несмотря на более низкие цены, на рынках восточноевропейских государств заметно сократился, а предпочтение отдается аналогичным товарам из стран Европы, Японии, Южной Кореи и других стран.
В российском импорте из восточноевропейских стран возрос удельный вес продовольствия при абсолютном и относительном снижении доли машин, оборудования и потребительских товаров.
В то же время удельный вес промышленно развитых государств Запада в торговле с Россией увеличился в 1,5 раза, превысив половину всего внешнеторгового оборота страны. Экспортно-импортные операции России с развивающимися странами сохранились на прежнем уровне — 10-15%.
Сегодня среди стран дальнего зарубежья к ведущим торговым партнерам Российской Федерации относятся ФРГ (в 2000 г. на ее долю приходилось около 10% всего внешнеторгового оборота России), Италия (6%), США (5%), Китай (5%), Великобритания (4%), Польша (4%), Нидерланды (4%), Швейцария (3%), Финляндия (3%), Турция (3%), Япония (2 %) и Франция (2%). На них приходится половина всего объема внешней торговли Российской Федерации (#"1.files/image002.gif">
Рис. 2. Внешняя торговля Ставропольского края в сравнении с регионами-соседями.
Внешнеторговая активность региона характеризуется также «степенью концентрации» ВЭД, т.е. числом организаций, зарегистрированных в качестве ее участников. На протяжении 1997 2000 гг. число региональных (Юг России) предприятий и организаций - участников ВЭД постоянно и значительно сокращалось: с 7 890 (1997 г.) до 5 222 (1998 г.), 4 024 (1999 г.) и 2 281 (2000 г.). В итоге, за три года число участников ВЭД сократилось здесь почти в 4 раза, наиболее значительно - после кризиса 1998 г. Одновременно происходил рост объема операций (концентрация) сделок участников ВЭД, поскольку объем экспорта и импорта не изменялся столь значительно.
Таблица 8.
Юг России в мировой торговле (экспорт/импорт на душу населения, 2002)
Су6ъект федерации
Экспорт. млн. дол.
Импорт. млн. дол.
Экспорт.
дол. /чел.
Импорт
дол./чел.
Краснодарский край
509.2
590.3
100.4
116.4
Ростовская область
487.1
465.8
111.1
106.3
Волгоградская область
522.8
182.0
194.3
67.6
Астраханская область
251.2
121.1
245.0
206.9
Ставропольский край
189.9
78.1
70.6
29.0
Северная Осетия –
Алания
85.6
43.3
122.3
61.9
Кабардино-Балкария
9.2
80.4
11.5
100.5
Ингушетия
74.4
13.5
248
45.0
Калмыкия
33.6
16.5
105
51.7
Адыгея
2.5
9.4
5.5
20.9
Карачаево-Черкесия
3.1
5.4
7.1
2.4
Итого. Юг России
2168.6
1605.8
115.1
85.2
Итого. Россия
64800
36800
1417
250.9
Таким образом, роль Юга России для ВЭД страны определяется, в первую очередь, его значением в качестве важнейшего транспортного и транзитного пункта внешнеторговых грузов. Потенциал для роста поставок продукции региона на экспорт имеется значительный, но используется пока недостаточно.
2.2. Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества регионов Юга России.
Международные отношения XXI в. будут определяться дальнейшим ускорением информатизации, углублением международного разделения труда и стремлением России изменить сырьевую структуру (экспорта) и машинотехничсскую (импорта). Геополитическое распределение сфер влияния будет, осуществляется в усиливающейся конкуренции между российскими и иностранными производителями. Из последних транснациональные корпорации являются пока самой организованной группой, демонстрирующей непосредственную заинтересованность в региональных рынках и располагающих достаточными финансовыми ресурсами для построения, как производственных звеньев, так и маркетинговых каналов распределения товаров (www.kavkaz.memo.ru.).