От смертной казни Кампанеллу спасло то, что, помимо обвинения в
преступлении политическом, он был обвинен и в ереси, а решение по этому
делу не могло быть вынесено испанскими властями, -- для этого требовалась
санкция папы. Но если Кампанелла избегнул смерти, то был подвергнут таким
страшным пыткам и таком жесткому тюремному заключению, что, не говоря уже о
физических мучениях, которые он перенес, приходится изумляться необычайной
силе воли, не покидавшей его целую четверть века его заточения. По
собственному его свидетельству в предисловии к «Побежденному атеизму»
(«Atheismus triumphatus»), он был заключен в пятидесяти тюрьмах и семь раз
был подвергнут жесточайшей пытке, причем последняя пытка длилась около 40
часов, после чего истерзанного и истекающего кровью Кампанеллу бросили в
яму. Об этой пытке Кампанелла говорит и в своих стихотворениях, и в «Городе
Солнца»: «Они (т.е. Солярии) неоспоримо доказывают, что человек свободен, и
говорят, что если в течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили
одного почитаемого ими философа враги, невозможно было добиться от него на
допросе и единого словечка признания в том, чего они от него добивались,
потому что он решил в душе молчать, что следовательно, и звезды, которые
воздействую далеко и мягко, не могу нас заставить поступать против нашего
решения».
Несмотря на все мучения, которые пришлось претерпеть Кампанелле, творческая деятельность его не ослабела. Можно считать очень вероятным, что одно из замечательнейших его сочинений – «Об испанской монархии», в котором он проявляет себя настоящим знатоком политики и истории, задумано и написано в тюрьме, хотя сам Кампанелла выдавал его за произведение более раннее.
В тюрьме же написан Кампанеллой и «Город Солнца» – произведение, ставшее впоследствии самым известным из всего им написанного и являющееся, несмотря на его небольшой объем, едва ли не самым замечательным из его сочинений. Сопоставляя «Город Солнца» с другими произведениями Кампанеллы, можно только изумляться, как удивительно сочетался в Кампанелле тонкий политик и один из самых смелых социальных реформаторов, которого не могли одолеть ни тюрьма, ни пытки, ни постоянные преследования, ни крушение надежд на подготовлявшееся восстание.
Осенью 1602 года Кампанелла был осужден на пожизненное заключение в тюрьме.
К этому периоду относится знакомство Кампанеллы с лютеранином Товием
Адами, поддерживающееся их общим интересом к учению Коперника и Галилея.
Кампанелла написал подробную «Защиту Галилея» («Apologia pro Galilaeo»), в
которой доказывал правомерность его теории с точек зрения естественной,
философской и богословской.
Дружеские отношения между Адами и Кампанеллой были в дальнейшем нарушены ожесточенной полемикой, которую Кампанелла повел против последователей Лютера в письмах к своему приверженцу, вследствие чего их десятилетняя дружеская связь прекратилась.
Только в 1626 году, после более чем двадцатипятилетнего заключения в
тюрьмах, в судьбе Кампанеллы наступило улучшение. Папа Урбан VIII,
руководимый интересами своей антииспанской политики, добивается передачи
заключенного церковным властям, и Кампанелла переводится в Рим. Но,
несмотря на покровительство папы, давшего ему возможность продолжать свои
ученые труды, Кампанелла не мог чувствовать себя спокойно. Те самые
астрологические знания, которым он угодил папе, навлекли на Кампанеллу
новые неприятности. В 1629 году без его ведома и разрешения напечатана его
«Астрология». Враги Кампанеллы воспользовались этим для доказательства его
суеверия и непокорности. А вскоре после этого, в 1632 году, начался процесс
Галилея, и Кампанелла опять энергично выступил в его защиту. От этого
положение Кампанеллы все ухудшалось. Наконец, обвинения в новом заговоре
против Испании едва не оказалось для него роковым. Но тут ему помогло его
сближение с французским дипломатом Ноде и, главным образом, с французским
посланником в Риме, Ноалем, к которому он, узнав о грозящей опасности,
бежал. Ноаль попробовал обратиться за содействием к папе, но тот только
разрешил ему делать с Кампанеллой все, что ему заблагорассудится. После
неудачной попытки Кампанеллы скрыться в Венеции ему оставалось только
навсегда покинуть пределы своей родины и бежать во Францию.
Во Франции правительством, которое видело в Кампанелле врага Испании, ему был оказан радушный прием, и он мог наконец отдохнуть от своей страдальческой жизни. Друзья его, в числе которых был знаменитый философ- материалист Гассенди, старались как можно лучше устроить Кампанеллу и материально его обеспечить. Но, несмотря на заботы и любовь, которыми он был окружен, Кампанелла сильно нуждался. Разрешение издать собрание своих сочинений он получил от Рима только после долгих хлопот. Но 21 мая 1639 года Кампанелла умер, успев издать только первые тома.
«Город Солнца» Кампанеллы.
«Город Солнца» Кампанеллы занимает в истории социальных идей
значительное место. Влияние этой книги в XVII и XVIII веках несомненно. Она
вызвала целый ряд подражаний и перепевов. Как источник утопических идей
«Город Солнца» должен быть поставлен рядом с «Утопией» Томаса Мора.
Литературное оформление «Города Солнца» весьма примитивно. Заимствовав
у античных авторов и авторов эпохи Возрождения форму диалога, Кампанелла не
смог этой формы должным образом использовать. В сущности мы имеем перед
собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены –
в угоду литературной традиции бессодержательные реплики собеседника,
оправдываемые, и то не во всех случаях, необходимостью перейти к новой теме
рассказа. Ничего существенного они в рассказ не вносят, и от их исключения
рассказ ничего не теряет. Взятый сам по себе, рассказ построен не
оригинально и мало занимателен. Он следует установившемуся трафарету:
путешественник попадает в неведомую, вновь открытую страну, где и находит
осуществленными представляющиеся ему совершенными общественные порядки. В
противоположность Мору, Кампанелла не смог внести в этот трафарет ни одной
живой черты. Наконец, стиль рассказа – сухой, абстрактный лишенный ярких
образов и формулировок. Увлечь читателя как литературное произведение
«Город Солнца» не может.
Его успехи влияние были обусловлены, очевидно. Другими его качествами.
Ни литературный талант автора, а формулированные им с большой четкостью
принципы привлекали к «Городу Солнца» интерес и вызывали его широкое
распространение во всех странах Западной Европы – можно сказать, вопреки
его форме. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный
труд, признаваемый всеми делом почетным, общественная организация
производства и распределения, трудовое воспитание граждан – таков основной
комплекс социальных идей Кампанеллы. Именно эти идеи и позволили «Городу
Солнца» пережить три столетия, находя для него читателей и почитателей.
Стоит еще раз подчеркнуть, что в раскрытии этих положений – исключая
трудовое воспитание – Кампанелла дает мало конкретного и оригинального.
Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца».
Кампанелла ссылался на невыносимое положение, сложившееся в Калабрии, на гнет налогов и разорение крестьян, на раздоры в городах, на набеги турок и местных бандитов. Вымогательства богатых торговцев и ростовщиков приводят к голоду и запустению . «Голод, -- писал Кампанелла в «Рассуждениях об увеличении доходов Неаполитанского королевства», -- происходит от торговли, потому что купцы и могущественные ростовщики скупают на корню весь хлеб и держат его, пока не доведут народ до голода, а потом продают по тройной или четверной цене так что страна становится безлюдной, ибо одни бегут прочь из королевства, другие же подыхают от такой мерзкой еды….».
Главная же причина всех бедствий – социальное неравенство, существование богатства и нищеты. Господство в обществе социального неравенства, частного интереса порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм, пренебрежение к интересам других людей, общества в целом.
Разумное устройство Солнечного Града есть не сто иное, как выражение разумности и соответствия природе того социального строя, который установлен в государстве соляриев: « у них все общее», в Городе Солнца упразднена частная собственность – основа социального неравенства: «Община делает всех одновременно и богатыми и вместе с тем бедными: богатыми – потому, что у них есть все, бедными – потому, что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».
Выводя частную собственность из моногамной семьи («собственность
образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное
жилище и собственных жен и детей»), Кампанелла в общности жен видел
единственно возможную предпосылку уничтожения частной собственности. «У
соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не
всегда и не как у животных, покрывающих каждую самку, а лишь ради
производства потомства в должном порядке…». Общность жен служит не только
поддержанию общности имуществ, но и «научному» («согласно правилам
философии») государственному контролю за деторождением. Этот контроль
осуществляется в соответствии с биологическими и астрологическими теориями
Кампанеллы. Именно этим стремлением придать «научный» характер
воспроизводству человеческого рода в идеальном обществе, а не одними
заимствованиями из литературных источников (Платон) следует объяснять
введение общности жен в его социальную программу.
Тем же рациональным принципам подчинено в Городе Солнца и воспитание и
обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе
Кампанеллы противопоставляет заботу государства о просвещении. Изучив
естественные и отвлеченные науки, «постоянно и усердно занимаясь
обсуждением и спорами», юноши и девушки «получают должности в области тех
наук и ремесел, в которых они преуспели больше всего».
Отношение к труду
Всеобщее участие в труде, который из проклятья стал почетным и
уважаемым делом, -- важнейшая черта общественного строя Города Солнца.
Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше
искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».
Никакой труд не является позорным в обществе соляриев, «никто не
считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить
за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на
какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную».
«Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у
них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более
что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому
распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот,
развивающим его силы».