Государственная инвестиционная политика

Очевидно, что при NPV> 0 проект следует принять, при NPV< 0 проект должен быть отвергнут. При выборе альтернативных проектов предпочтение следует отдавать проекту с более высокой чистой текущей стоимостью. Данный метод анализа эффективности инвестиций позволяет определить выгоды и издержки в каждый год проекта по мере их образования. Преимущество отражения издержек и выгод за весь жизненный цикл проекта состоит в учете прогнозируемых изменений цен, риска или неопределенности. Поэтому определение чистой текущей стоимости в условиях рыночных отношений является наиболее распространенным и точным инструментом анализа эффективности инвестиций.

Наиболее часто применяемым показателем оценки эффективности вложений, особенно среди частных зарубежных инвесторов является показатель «внутренней нормы окупаемости» (IRR). Этот показатель соизмерим с существующими рыночными ставками для капиталовложений, так как реализация любого инвестиционного проекта требует привлечения финансовых ресурсов, за которые необходимо платить. Поэтому большинство инвесторов именно по нему определяют степень доходности вкладываемых средств.

Под внутренней нормой окупаемости понимают ставку дисконтирования, использование которой обеспечивает равенство текущей стоимости ожидаемых денежных притоков, то есть при начислении на сумму инвестиции процентов по ставке, равной внутренней норме прибыли, обеспечивается получение распределенного во времени дохода. Показатель IRR характеризует максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть произведены при реализации данного проекта. Так как для Казахстана распространенной является ситуация, когда для реализации проекта привлекаются кредиты банков, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.

Распространенным показателем анализа эффективности инвестиций является коэффициент рентабельности (РI). Рентабельность инвестиций – это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастает ценность фирмы в расчете на 1 тенге инвестиций. Показатель РI в отличие от показателя NPV является относительной величиной. Смысл данного коэффициента состоит в отборе независимых проектов со значением больше единицы. Он дает аналитикам инвестиций надежный инструмент ранжирования различных инвестиционных проектов с точки зрения их привлекательности, но не характеризует абсолютную величину чистых выгод.

Распространенным показателем анализа эффективности инвестиций является срок окупаемости (РР), который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций.

Часто используется метод определения дисконтированного срока окупаемости (DPP), под которым понимают продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиционного проекта, равна сумме инвестиций.

В настоящее время данный метод широко используется в Казахстане, где остро не хватает специалистов по современным методам оценки инвестиций. Так, коммерческие банки, сообщая потенциальным заемщикам свои условия кредитования, обычно ограничиваются двумя параметрами: сроком окупаемости (не более 3-4 лет) и уровнем рентабельности. Широкое использование в Казахстане периода окупаемости как одного из основных критериев оценки инвестиций, наряду с простотой расчета и ясностью, объясняется еще и тем, что он оценивает степень риска проекта: чем короче срок окупаемости, тем больше денежные потоки в первые годы реализации инвестиционного проекта и лучше условия для поддержания ликвидности фирмы. Основной недостаток данного метода состоит в том, что он не учитывает весь период функционирования инвестиций – рассматривается только период покрытия расходов в целом. Поэтому показатель срока окупаемости можно рекомендовать использовать лишь в виде ограничения при принятии решений. Кроме того, согласно этому показателю преимущество получают не те инвестиционные проекты, которые дают наибольший эффект, а те, которые окупятся в кратчайший срок. Поскольку для общества важна не столько скорость возмещения инвестиций, сколько другие выгоды, то в зарубежной практике этот показатель используется только для финансового анализа.

Метод определения бухгалтерской рентабельности инвестиций (коэффициента эффективности инвестиций – (ROI) ориентирован на оценку инвестиций на основе не денежных поступлений, а бухгалтерского показателя – дохода фирмы. Этот показатель представляет собой отношение средней величины дохода фирмы по бухгалтерской отчетности к средней величине инвестиций. Показатель К01 приобрел наибольшую популярность при оценке инвестиционных проектов, связанных с разработкой финансовыми организациями и банками новых типов их услуг, так как основные активы этих организаций представляют собой денежные средства, а значит здесь очень мала амортизация и не требуется оборотный капитал. Кроме того, в акционерных обществах, получивших широкое распространение в Казахстане, этот показатель ориентирует менеджеров на те инвестиционные проекты, которые прямо связаны с уровнем бухгалтерского дохода, интересующего акционеров в первую очередь.

1.3 Зарубежный опыт

Практически все страны мира заинтересованы в осуществлении инвестиций, так как они способствуют:

- появлению новых видов производства и даже целых отраслей (происходят прогрессивные сдвиги в структуре экономики);

- созданию новых рабочих мест;

- выпуску новых товаров и услуг, и повышению качества уже выпускаемых (импортозамещение, расширение экспорта);

- образованию новых доходов для работников предприятий и государства.

Мировой инвестиционный опыт показывает, что одни лишь крупные капиталовложения еще не гарантируют быстрого экономического роста. Важнейшую роль играют структура и качество инвестиций, человеческий капитал и технические знания. Тем не менее, стабильный и быстрый экономический рост, как правило, связан с исключительно высокими уровнями сбережений и инвестиций.

Одним из ярких примеров успешного проведения инвестиционной политики может служит Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). С середины 90‑х годов прошлого столетия прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сыграли решающую роль в поддержании устойчиво высоких темпов экономического развития, в условиях, когда национальный капитал был слаб и мало производителен. Социально-ориентированная экономическая стратегия, реализованная при сохранении политической стабильности, создала хорошие стартовые условия для притока иностранного капитала во Вьетнам. На первом этапе после принятия в 1987 г. «Закона об иностранных инвестициях» иностранным инвесторами Вьетнама преимущественно являлись страны АСЕАН, Япония и НИС Азии, но постепенно в движение иностранного капитала во Вьетнам включились Китай, ЕС и США, воспользовавшиеся сравнительными преимуществами Вьетнама.

Но их приход во Вьетнам не помешал тому, что страны и территории Восточной Азии с развитыми экономиками, такие, как Сингапур, Тайвань, Япония, Республика Корея и Сянган (Гонконг) до сих пор остаются самыми заинтересованными иностранными инвесторами для Вьетнама. На них приходится примерно 2/3 объема зарубежных капиталовложений. В начале  XXI столетия СРВ активно привлекает инвестиции из 40 стран мира, потребность в них в 2006–2010 гг. оценивается вьетнамским правительством в процентном отношении к общему объему инвестиционного капитала (138,6 млрд. долл. США.) в 17,1%. За счет использования крупных зарубежных инвестиций Вьетнам надеется сохранить высокую динамику роста ВВП не ниже 7–8% ежегодно.

Как и в прошедшем периоде, Вьетнам отдает предпочтение прямым иностранным инвестициям, поскольку фондовый рынок не развит, приватизация госсектора проходит медленно, и портфельные инвестиции не превышают 2% финансового капитала. С иностранными компаниями подписано 5 236 проектов с общим объемом инвестиционного капитала 40,8 млрд. долл. США, из них в работе находятся 4 328 проектов с объемом инвестиций в сумме 24,6 млрд. долл. США. Инвестиционная активность проявлена со стороны зарубежных фирм к участию в обновлении и развитии многих отраслей народнохозяйственного комплекса Вьетнама. По состоянию на 2005 г., по объему ПИИ лидерами являлись: Тайвань — 16%, Сингапур — 10%, Япония — 12%, Южная Корея — 10%. На ЕС приходилось 11% ПИИ, на американские инвестиции всего 3%.

Потоки ПИИ во Вьетнам шли одновременно с большой международной экономической помощью, оказываемой международными финансовыми организациями: Парижским Клубом доноров, АзБР, МВФ, Всемирным Банком. В 2001–2005 гг. ими и рядом других спонсоров была предоставлена помощь в сумме около 11 млрд. долл. США. Международная финансовая помощь является вторым, после ПИИ крупнейшим внешним инвестиционным ресурсом Вьетнама.

По соглашению, подписанному между правительством Вьетнама с донорским сообществом на период 2006–2010 гг., выделяется 14 млрд. долл. США, с переходящей суммой неиспользованных средств.

Используя иностранный капитал, Вьетнам выделился как одна из устойчиво развивающихся стран Азии. В 2001–2005 гг. рост ВВП составлял 7,5%, в том числе в 2005 г. 8,4%. Вьетнам вступил в фазу эффективного и быстрого развития, о чем свидетельствуют, в частности, такие макропоказатели, как высокий удельный вес инвестиций, доходов госбюджета и экспорта в ВВП, приблизившихся к показателям среднеразвитых стран.

Доказано, что инвестиционный климат в стране формируют несколько условий, главнейшими из которых является стабильность в политике, экономике и обществе. Вторым фактором выступают сравнительные преимущества, имеющиеся в ряде конкурентоспособных отраслях, более дешевой стоимости рабочей силы, чем в АСЕАН и Китае, в сформировавшихся институциональных структурах и законах, охраняющих иностранную собственность и гарантирующих её неприкосновенность, а также устанавливающих приемлемые для иностранцев условия бизнеса и проживания. Важным является и то, что постоянно развивалась и совершенствовалась законодательная основа проводимых в стране реформ. Принятые после провозглашения курса на рыночную открытую социалистическую экономику (1986 г.) многочисленные законы (о предприятии, о госпредприятии, о частном предприятии, о торговле, о банках, о земле) постоянно корректировались и дополнялись и тем самым создали равные и благоприятные условия для хозяйственной деятельности представителям различных хозяйственных укладов. Особую активность в области укрепления законодательства правительство проявило в 2005 г. Были приняты Единый закон об инвестициях, Унифицированный Закон о предприятии, антикоррупционный Закон, Закон об интеллектуальной собственности, Закон о проведении тендеров, Закон о специальных продажах, Закон о трансакциях, Закон о коммерции, улучшенный Закон о таможне, Закон о торговом налоге. Такое обилие законодательных актов вызвано в первую очередь соблюдением требований ВТО об улучшении законодательной системы, как одного из главных условий принятия Вьетнама в ВТО. Новые  законы смогут стимулировать приток в страну иностранного капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать