Государственная социальная политика Республики Беларусь. Система государственного прогнозирования и ...
p>Разработка всех государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечивается Правительством на основе комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы первоначально разрабатываются Министерством экономики с участием заинтересованных министерств, облисполкомов и Минского горисполкомы и базируются на основании информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными местными исполнительными и распорядительными органами, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную подготовку и своевременность представления по сферам их ведения.

Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются как в целом по республике так и по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и по административно-территориальным единицам. Подготовка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и административно-территориальным единицам реализуется соответствующими республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами.

3.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОЛГОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

Правовым актом, регламентирующим порядок и сроки разработки Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития республики является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект указанного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и вносится в установленном порядке в Правительство за два с половиной года до начала прогнозируемого периода по разработке Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, а по Основным  направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь – за два года до начала прогнозируемого периода.

Для методологического руководства и координации работ по подготовке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу Советом Министров Республики Беларусь создается межведомственная рабочая группа под руководством Министра экономики. В состав межведомственной рабочей группы включаются руководители министерств и других республиканских органов государственного управления, ведущие ученые и специалисты Республики Беларусь.

Разработка Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь включает следующие этапы:

формирование и систематизация исходной информации на предпрогнозном аналитическом  этапе (по определенному Министерством экономики перечню показателей);

комплексный анализ достигнутого уровня развития экономики на основе обработки имеющихся данных, оценка состояния ее важнейших сфер и видов деятельности, анализ взаимодействия основных факторов и элементов социально-экономической системы. Результатом данного этапа должно стать целостное представление о социально-экономической системе, ее основных взаимосвязях и особенностях, стартовых условиях и предпосылках, определяющих перспективное развитие;

подготовка Министерством экономики на основании  комплексного анализа материалов, характеризующих условия, факторы и предпосылки развития экономики Республики Беларусь в перспективе, оценка внешних и внутренних условий социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу и основных тенденций мирового развития;

разработка концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на основе анализа современной ситуации и оценки условий и предпосылок развития экономики;

направление Министерством экономики подготовленной концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь вместе с необходимыми методическими материалами министерствам и другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому в качестве ориентиров;

разработка министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом на основе представленных концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и необходимых методических материалов вариантов прогнозов социально-экономического развития на 15-летний период по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Одновременно ими представляются перечень социально-экономических проблем, которые подлежат более глубокой проработке, и предложения по их разрешению, в том числе в рамках республиканских целевых программ;

разработка Министерством экономики с привлечением научных организаций, министерств и других республиканских органов государственного управления на основе полученных материалов проекта Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и представление его в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения.

После одобрения проекта Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь Советом Министров Республики Беларусь материалы Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь подлежат опубликованию.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определяются основные направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период.

Впервые Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) 23 марта 2004 г. рассмотрена и принята за основу Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, одобрена 6 мая 2004 г. Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь.

В положениях Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. учтены изменения, произошедшие в Республике Беларусь и мире за последние годы, направления курса Главы государства по социально-экономическому развитию страны, а также новые международные соглашения, в том числе Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическая декларация и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.). Указанная Национальная стратегия практически обобщила и развила положения, в основном, средне- и краткосрочных важных программных документов, утвержденных Президентом и Правительством страны, – Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 г.г., Комплексного прогноза научно-технического прогресса на 2001 – 2020 гг., Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 – 2015 гг., Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и других целевых и отраслевых программ.

Концептуальным ядром Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является модель устойчивого развития (способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз). В названом документе речь идет о формировании модели эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, необходимости дальнейшей гармонизации социального, экономического и экологического развития республики как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. в первых разделах дает оценку стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, оценку национальных ресурсов и социально-экономического потенциала Республики Беларусь, определяет основные составляющие модели устойчивого развития и требования к их функционированию и взаимодействию. В последующих разделах указанного документа обосновываются стратегические цели, этапы и сценарии перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию, определены важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек – окружающая среда – экономика», рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития нашего государства. В заключительном разделе Национальной стратегии даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга устойчивого развития республики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать