Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая функция.
Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, к то преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%) [11, с.129], поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.
Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.
Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики – изъятия части доходов хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.
2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования
В литературе понятие «государственное регулирование» не определено, однако ученые называют его разнообразные формы и методы. Так, экономисты считают, что государственное регулирование осуществляется путем социально- экономического регулирования прогнозирования через антимонопольную политику и развитие конкуренции, государственную стандартизацию, метрологию и сертификацию, систему налогообложения, другие формы регулирующего влияния государства. Вместе с нормативно-правовым регулированием соответствующих сфер хозяйствования, для экономической деятельности государства характерна разработка комплексных и региональных программ. [6, с.39]
Государственное регулирование, наряду с планированием
(программированием) организационной деятельности, стимулированием и
контролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкой
частного предпринимательства), правовой организацией государственного
сектора рыночной экономики, является одним из направлений государственного
влияния на развитие экономических процессов.
Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видов деятельности, попадающих под понятие государственного регулирования экономики, необходимо дать их классификацию.
Деятельность по государственному регулированию экономики может быть
классифицирована в зависимости от того, в чью пользу оно осуществляется.
Так, некоторые виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей
(например, запрет дискриминации среди конкурирующих субъектов
предпринимательской деятельности, защита малого и среднего
предпринимательства), другие – на защиту потребителей (например,
регулирование безопасности товаров) или общественных интересов в целом
(например, защита окружающей среды).
Классификация регулирования возможна по масштабам его влияния – либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом.
Государственное регулирование экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.
Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.
Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке). [6, с.40]
Государственное регулирование также можно разделить на виды в зависимости от методов, применяемых при оказании влияния на экономику. Так, регулирование может осуществляться как административными, так и экономическим методами.
Административные методы управления наиболее характерны для планово-
административной экономики и следуют из самой сути государственного
регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других.
В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лиц
государство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимые
функции в экономической сфере. В основу административных методов положено,
прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления
прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения
задач, а в ряде случаев – путей и средств их решения. В свое время таким
весомым инструментом было государственное планирование.
Однако более приемлемыми и демократичными методами государственного управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность.
2.2. Социальное регулирование
Доминирующий и почти неуклонный рост доли ассигнований идет на социальное обеспечение и социальное страхование. Речь идет о пенсиях по старости и инвалидности, пенсиях ветеранам войн, пособиях по безработице, на приобретение жилья, продовольственной и иной помощи нуждающимся. Доля таких трансфертов повышается во всех развитых странах и к середине 90-х гг. составила в среднем около 35% всех государственных расходов.
Увеличение расходов на социальное обеспечение обусловлено рядом причин. Во-первых, повышением в индустриальную и постиндустриальную эпоху роли «человеческого капитала» как главной движущей силы экономического роста и накопления национального богатства. К концу ХХ века забота о человеке от его рождения до глубокой старости становится не только условием процветания всего общества, но и важнейшей нормой морали.
Во-вторых, повышение доли социального обеспечения обусловлено демографическими факторами. С одной стороны увеличение общей численности населения, а следовательно, и количества тех граждан, которые нуждаются в поддержке со стороны общества. С дугой стороны, изменениями в возрастной структуре населения: чем выше уровень жизни, тем больше ее средняя продолжительность, тем больше удельный вес численности пожилых и престарелых людей. Сочетание первой и второй демографической закономерностей ведет к тому, что все большая часть национального дохода должна перераспределяться между работающей частью населения и теми, кто уже внес свой вклад в создание национального богатства и уже не может работать в пользу последних.
В-третьих, рыночная экономика создает почву для углубления неравенства
в доходах между различными социальными слоями населения. Особенно велик
этот разрыв в развивающихся странах, вступивших в стадию активного
становления рыночных отношений. Так, в Мексике в начале 90-х гг. такой
разрыв составлял 13,5 раз, в Зимбабве – 15,6, Кении – 18,3, Бразилии –
25,7, а в Панаме – даже 30 раз. Это создает напряженность в обществе и
нередко является причиной политической нестабильности и конфликтов. В
индустриальных странах с развитой системой перераспределения доходов через
бюджет такой разрыв значительно меньше. В США он составляет 9,4 раза,
Англии – 5,6, Канаде – 5,2, Бельгии – 3,6 раза. [10, с.27-28]
Увеличение роли «человеческого капитала» обусловлено и увеличение
расходов государства на здравоохранение. В США заметный сдвиг в этой
области произошел во второй половине 60-х гг., когда доля государственных
ассигнований на здравоохранение повысилась с 1,5 до 6-7%, а к настоящему
времени достигла почти 20%. В других индустриальных странах доля
здравоохранения в государственных расходах заметно ниже, чем в США. Но это
не значит, что там государство игнорирует проблемы здоровья населения. Дело
в том, что в разных странах общие расходы на эти цели распределяются между
бюджетом и внебюджетными фондами неодинаково. Если в Англии и Франции 86-
88% этих расходов берет на себя государство, то в США и Японии эта доля
составляет 73-74%, а в Австрии – 64% в принципе, объем таких расходов на
одного жителя определяется общим уровнем благосостояния страны. [10, с.29]
Расходы на образование тесно связаны с повышение качества
«человеческого капитала» и потому имеют тенденцию к росту. Если раньше
средний уровень грамотности и образованности населения обеспечивался
преимущественно заботами семьи, благотворительных и религиозных
организаций, то в ХХ веке по мере усложнения технологий производства он
постепенно стал одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности
национальной экономики и соответственно стратегической задачей национальных
правительств. Особенно заметно возросла роль квалифицированных кадров во
второй половине нашего столетия в результате автоматизации производства и
информатизации всех сфер экономики.