Государственное регулирование экономических отношений
p> В странах с высокоразвитой рыночной экономикой, да и во многих быстроразвивающихся странах (например, так называемые «азиатские тигры») сейчас никто не надеется всерьез на волшебную силу «невидимой руки»,
«шоковой терапия» и прочих рецептов, так как они приводят лишь к экономическому упадку и обострению кризисных явлений.

Фундаментальные исследования сложных и противоречивых процессов, происходящих в переходном периоде, свидетельствуют о необходимости последовательно корректировать рыночные трансформации. Речь идет о том, что каждой стране нужно иметь, с учетом ее конкретных особенностей, единую общегосударственную программу долговременной трансформации общества по модели новейшего устройства, которая гарантирует ускорение социально- экономического и духовного обновления и роста на истинно демократических началах. Иначе говоря, из многовариантных модельных расчетов следует выбирать только те, которые гарантируют наивысший конечный результат при минимизации затрат на его достижение. Трансформировать экономическую систему без всесторонних научно-технологических и экономических обоснований не только нецелесообразно, но и крайне пагубно, ибо это приводит к потере наличного капитала и ресурсов.

Успешные реформы осуществляются только на основе фундаментальных научных разработок и активной государственной политики, точных инженерных проектов по каждому объекту, который реформируется в системе воспроизводственных циклов, с привлечением и рациональным использованием необходимых ресурсов в оптимальных структурных комбинациях.

Государственные институции, действуя на рыночных началах в режиме жесткого менеджмента, должны надежно регулировать и контролировать через свои законодательные и исполнительные органы финансово-кредитную, налоговую, ценовую, бюджетную, резервную политику и т. д. Государство в экономически развитых странах все чаще принимает на себя также функции регулирования воспроизводственных и социальных процессов, внешнеэкономической деятельности.

Четкая эмиссионная политика государства исключает как бесконтрольный выпуск и введение в обращение избытка массы денег и ценных бумаг, так и искусственное сжатие их, с игнорированием сбалансированности товарно- денежного оборота. Стабилизация валютного рынка, своевременное погашение государственной и межхозяйственной задолженности требуют организации жестко регулируемого и контролируемого денежно-кредитного обращения, с уплатой налогов от совокупных облагаемых доходов, включая и крупномасштабную теневую сферу (по расчетам отдельных экспертов, свыше 50%). [5, с.10]

Кроме того, не следует забывать, что в товарно-денежном обороте принимает участие значительная долларовая масса, которая под видом условных единиц также большей частью обходит налоговую систему и деформирует общеэкономический кругооборот. Расчеты показывают, что поступления в бюджет с полной суммы налогообложения, при одновременном приросте доходов юридических и физических лиц, наряду с увеличением платежеспособной емкости внутреннего рынка, могут полностью обеспечивать как своевременные взаиморасчеты по долгам, так и необходимые накопления под темпы воспроизводства и обновления национального товаропроизводства. [5, с.10]

Современные методы, средства и инструменты государственного регулирования, при условии умелого их использования, позволяют законодательным и исполнительным структурам государственной власти успешно осуществлять рыночное регулирование в направлении преодоления кризисов, ускорения экономической стабилизации, перевода экономики в фазу возрастающей цикличности.

Законодательная неурегулированность, отсутствие надлежащего правового воспитания, уважения к государственным законам расширяют сферу противоправных действий – коррумпированности, мошенничества и преступности.
Отсюда и соответствующая трансформация структуры и характера самого общества, что угрожает национальной безопасности страны.

Самую большую финансовую опасность таит в себе законодательная неурегулированность действия фондовых рынков, рынков ценных бумаг и денег.
Их развитие пропагандируется как панацея от финансового неблагополучия.
Однако именно эти рынки создают иллюзорные представления о возможностях роста доходов от сугубо бумажных операций, которые вследствие инфляционных процессов неминуемо отрываются от эквивалентно сбалансированного фондооборота. Дело нередко доходит до торговли пустыми бумажками – это все равно что торговать воздухом. Товарооборот искусственно вздувается до размеров большого мыльного пузыря, который в конце концов лопается, и наступает финансовая катастрофа. Заметим, что эту практику активно инициируют международные мошенники н спекулянты, паразитирующие на конъюнктуре валютных курсов денег и ценных бумаг, подрывая национальные валюты, а вместе с ними и экономическое состояние целых государств и даже огромных регионов мира – именно тех, которые в эйфории дерегуляции не противостоят активно формированию так называемой «экономики мыльного пузыря». [5, с.11]

Финансы, основанные на торговле квазиценными бумагами, на механизме создания «финансовых пирамид», непременно несут в себе инфляционные патологии, подрывающие стабильность национальной валюты. Первоочередная функция современного государства – обеспечение надежного финансово- экономического регулирования и контроля, создание соответствующих законодательных предпосылок действий банковско-финансовой системы, ориентирование ее на развитие национального товаропроизводства и рыночной инфраструктуры. При этом необходимо осуществлять мониторинг денежно- финансовых и кредитных потоков, согласуя их с потоками товарно-материальных ресурсов в макро воспроизводственном кругообороте.

Чтобы укрепить банковскую систему государства, теперь как никогда прежде нужно сосредоточить усилия всех ее структур на овладении новейшими методами организации и управления банковским делом, умением стимулировать и максимально привлекать в банковско-кредитное обращение теневой капитал, деньги запаса юридических и физических лиц, соблюдать жесткую кредитную дисциплину, в частности, в отношении своевременного возврата кредитов.
Необходимо восстановить доверие людей к банкам, гарантированно страховать банковские взносы, разрабатывать и внедрять новые автоматизированные системы, резко ограничивающие или совершенно исключающие непосредственные контакты армии банковских чиновников с деньгами.

Страны с переходной экономикой сформировали отдельный блок хозяйствования. В странах Восточной Европы, СНГ, Балтии можно выделить несколько общих позиций, которые были использованы реформаторами в процессе определения концептуальных основ перестройки механизмов хозяйствования. В частности, во всех странах ставилась задача снизить влияние государства на экономику посредством либерализации цен и внешней торговли, обеспечения конвертируемости национальной валюты, изменения в отношениях собственности на основе приватизации государственных предприятий и формирования новых негосударственных объектов, создания сети социального обеспечения, формирования институциональной и правовой структуры рыночной экономики
(включая соответствующую финансовую систему) и т.д. [4, с.17]

Перечисленные позиции реформирования нашли практическое воплощение во всех странах с переходной экономикой, однако их реализация обеспечила разные результаты и последствия. Это свидетельствует не только о наличии разных условий, предшествовавших процессам реформации, но и о разных скорости их продвижения в каждой стране и глубине проникновения в экономические процессы. Особенности каждой страны проявились в том, насколько ей удалось согласовать темпы, последовательность осуществления реформ с финансовыми возможностями и интересами основных субъектов национальной экономики. Опыт показывает, что ни одной из этих стран не удалось эффективно решить такие задачи, поэтому им пришлось пройти через сложные ситуации углубления социально-экономического кризиса, снижения жизненного уровня большей части населения и его заинтересованности в осуществлении реформирования, справедливости и необходимости самих реформ.

Анализируя процессы трансформации административно-командной экономики в рыночную, целесообразно выделить по уровню их подготовленности к восприятию рыночных моделей хозяйствования две подгруппы стран: страны
Восточной Европы и страны СНГ и Балтии. Страны Восточной Европы следует считать наиболее подготовленными к восприятию населением рыночных преобразований. В этих странах даже в рамках социалистической экономики сохранялись элементы рынка, существовала частная собственность, а попытки усиления рыночных отношений происходили начиная с 60-х годов.

Началом осуществления рыночных преобразований условно принят 1989 г., когда они реально проявились во всех странах Восточной Европы. Экономика этих стран прошла этапы высокой инфляции, снижения объемов производства, стабилизации и развития в определенной последовательности. Либерализация цен в пост социалистических государствах привела к развитию инфляционных процессов. Самый высокий уровень инфляции наблюдался в Польше в 1989 г.—639,6%; совокупное падение ВВП за период 1989—1991 гг. составило 17,8
%. В 1990 г. была принята программа стабилизации, и с 1993 г. сформировалась тенденция к росту ВВП. По данным Исследовательского института г. Хале (ФРГ), темпы прироста ВВП в Польше в 1996—1997гг. составили 6 %. [4, с.18] В аналогичной последовательности осуществлялась рыночная трансформация и в других государствах Восточной Европы.

Исходные условия для реформирования экономики тех стран, которые сформировались в результате распада СССР, были значительно сложнее, что повлияло и на результаты хозяйствования. Исследования показывают, что процессы реформирования осуществлялись в той же последовательности, что и в странах Восточной Европы, однако в более неблагоприятных условиях. Это вызвало отрицательное влияние на результаты хозяйствования, затянув этапы глубокого кризиса и затормозив сам процесс положительного реформирования.
Можно констатировать, что странам СНГ удалось преодолеть высокие темпы гиперинфляции и достичь некоторой стабилизации на макроуровне, однако не удалось прекратить процессы снижения объемов ВВП. По сути, в этих странах имела место гиперинфляция, вызванная не только либерализацией цен, но и особенностями замкнутых экономик, функционирование которых направлено на удовлетворение потребностей центра.

Одним из последствий гиперинфляция является снижение объемов ВВП и — как производные от этого процесса — дефицит бюджета, рост безработицы, обострение социальных проблем, упадок прежде всего тех сфер экономики, которые существовали за счет бюджетных средств. Больших успехов в этих направлениях достигли страны Балтии, которым удалось, начиная с 1995—1996 гг., обеспечить рост ВВП.

Украине, России и другим государствам пока что не удалось обеспечить процессы роста экономики, но ими обеспечено снижение темпов сокращения ВВП, а по отдельным отраслям экономики — рост объемов производства. Следует отметить, что в Украине в течение 1997—1998 гг. наметилась некоторая стабилизация, а в отдельных отраслях — и рост. Однако обвальный кризис финансово-кредитной системы во II половине 1998 г., а также кризисные явления в финансовой сфере других государств отрицательно повлияли на экономическое положение Украины. [4, с.18]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать