Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике
[pic]
1-й курс заочного отделения экономического факультета с сокращенной программой обучения специальность 060400 «Финансы и кредит» группа Фс-011с (Фс-21с)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
На тему
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»
Студент
ПЫРХ С. В.
(ЭУ/99 – 24)
Руководитель
Профессор
/ доцент / АБРАМОВА М.А.
Москва, 1999
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические взгляды на государственное регулирование ……………………3
2. Рынок и государство ……………………………………………………………….5
2.1. Экономические функции государства в смешанной экономике ………………..6
2.2. Государственное регулирование экономики: основные инструменты …………7
3. Антимонопольная политика ……………………………………………………….8
4. Бюджетная политика государства …………………………………………………10
4.1. Налоги. Их роль в рыночной экономике ………………………………………….10
4.2. Критерии эффективности бюджетной политики …………………………………16
4.3. Амортизация, как средство государственного регулирования экономикой
…....17
5. Денежно-кредитная политика ……………………………………………………...18
5.1. Управление инфляцией ……………………………………………………………..21
6. Регулирование рынка труда ………………………………………………………...25
7. Государственное регулирование вывоза капитала ………………………………..27
Заключение …………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы ……………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением.
Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.
Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии
решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.
Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в
рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и
регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.
а) Меркантилисты.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
б) Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства
стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства
народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил
(принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство.
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
в) Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.
Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на
роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как
он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории,
государство должно активно вмешиваться в экономику по причине
отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему
обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что
государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса,
так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов.
Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая
политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть
через один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы.
Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в
обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится,
что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью
бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить
налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные
предприятия.
Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через
госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринимательства на
основе образования государственных и смешанных предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых
регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания
циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня
занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух
послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало
проявляться несоответствие между возможностями государственного
регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель
могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие
темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения
без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия
воспроизводства резко ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса,
согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно.
Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную
спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная
перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая,
неоконсервативная модель регулирования.
г) Неоклассическая теория.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции
неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели
государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на
воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных
мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают
необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить
свободу частного предпринимательства. Экономический пост
рассматривается как функция от накопления капитала, которое
осуществляется из двух источников: за счет собственных средств,
т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов).
Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить
условия для процесса накопления капитала и повышения производительности
производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция.
Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает
кредит и тем самым затрудняет, использование заемных средств, для
накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление
антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и
предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования.
Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате,
либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства,
дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
2. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере
экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно
сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и
направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий
спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов
- от полного государственного монополизма в управлении национальным
хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается,
что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не
ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами
есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и
государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное
рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и
т.д.
Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее директивное планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда, и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем статьям, плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9