Государственное регулирование инвестиционных процессов в стране

При выборе критериев расширения экономической деятельности директора российских предприятий назвали в качестве главных следующие: максимизацию или повышение прибыли (31%), рост зарплаты и прибыли (24%), рост среднего уровня зарплаты (26%), рост объема выпуска продукции (51%), повышение уровня занятости (36%), рост доходов управленческого персонала (24%), государственных субсидий (2%).

Обследования показали, что в настоящий момент уровень загрузки производственных мощностей является невысоким (в среднем порядка 60%), и руководители предприятий не считают нехватку оборудования фактором, ограничивающим производство. Таким образом, обследования не обнаружили потребность предприятий в инвестициях. На самом деле это не так. Потребность в инвестициях высока и весьма насущна. Государство постоянно должно принимать меры по активизации инвестиционной деятельности.

Можно наметить следующие основные пути повышения инвестиционной активности: создание финансово-промышленных групп, защита прав собственности, совершенствование налогового законодательства в направлении стимулирования инвестиций, развитие лицензирования и контрактного права.

Рассмотрим эти пути повышения инвестиционной активности более подробно.

А. Создание финансово-промышленных групп. Создание холдинга готовит почву для осуществления  систематической инвестиционной деятельности. Создание холдинга позволяет расширить  диапазон деятельности  всех его участников за счет создания новых фирм и выкупа акций с целью установления контроля над существующими фирмами, осуществления коммерческой деятельности через посредство крупного концерна, совершенствования организационной структуры и структуры управления, укрепления экономических связей, снижения уровня налогообложения и распределения рисков между фирмами, контролируемыми холдингом.

Обычно финансово-промышленные группы создаются с целью объединения предприятий, являющихся звеньями единой технологической цепочки, либо родственных по характеру или типу производства. Другая цель -  привлечение в группу организаций, способных предоставить финансовые средства или привлечь внешних инвесторов.

Б. Защита прав собственности. Инвестиционная деятельность, как  и любое другое экономическое явление, осуществляется в определенном правовом пространстве, которое может либо стимулировать инвестиции, либо создавать препятствия на их пути. С точки зрения инвестиционной деятельности, наиболее важными областями законодательства являются налоговое и контрактное законодательство, а также предоставление лицензий на занятие различными видами экономической деятельности.

Необходимо, чтобы экономическое законодательство страны отличалось устойчивостью и стимулировало экономический рост и стабильность. Чрезвычайно важно разработать высококачественные правовые акты и нормативные документы, способствующие возникновению и развитию новых видов экономической деятельности. Однако, не менее важно обеспечить строгий контроль за соблюдением законов.

В. Налоговое законодательство в области  инвестиций. Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятии инвестиционных решений, является объем и структура налогообложения. В идеале структура налогообложения, необходимыми характеристиками которой являются простота и стабильность, должна благоприятствовать инвестиционной деятельности. По отзывам представителей иностранных инвестиционных компаний, современная российская налоговая система  отличается запутанностью, агрессивностью по отношению к прибыли и крайней неустойчивостью, - к примеру, многие из вносимых в нее изменений имеют обратную силу.

Для совершенствования  налоговой системы необходимо принять такие меры, как сокращение числа взимаемых налогов, упрощение структуры налогообложения, переход от налогообложения производства к взиманию налогов с дохода, отмена неоправданных  налоговых льгот.

Представляется целесообразным предусмотреть возможность конкуренции между регионами за привлечение инвестиций путем создания наиболее благоприятного налогового климата. Подобная конкуренция между регионами будет способствовать созданию на региональном уровне оптимальной бюджетно-налоговой структуры. 

Г. Лицензирование и контрактное право. Либерализация экономики требует сокращения количества видов деятельности, для  занятия которыми необходимо получить разрешение, а также упрощения порядка получения лицензий.

В настоящий момент в России предпринято ограничение прав местных органов власти в этой сфере, в результате чего система приобретает большее единообразие. С другой стороны, чрезмерная централизация выдачи разрешений может создать препятствия для экономического роста.

Обеспечение соблюдения контрактного права является решающим условием для нормализации экономической деятельности. Учитывая кризис неплатежей, вопрос о создании механизмов принуждения злостных неплательщиков приобретает большую важность.


Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс

Можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс,

Использование набора пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Он включает также  обоснование перспектив социально-экономического развития страны,  определение степени инвестиционной активности, с выявлением приоритетов, которым отдаст предпочтение Правительство страны в предстоящие годы, с разработкой индикативного плана развития экономики и инвестиционного  плана как его составной части.

Методы обоснования приоритетных направлений инвестирования и расчета бюджета развития:

а. динамическая модель межотраслевого баланса,

б. иные динамические и полудинамические модели развития экономики страны.

в. система балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты:

- баланс производства инвестиционных благ, в т.ч. баланс

строительного производства,

- баланс оборудования,

- спрос на инвестиционные блага,

- баланс капиталовложений и расчета накоплений,

-                     шахматная таблица инвестиций.

Набор активных методов стимулирования инвестиций  связан с использованием действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы, таких как прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот, налоговых каникул и пр. для отдельных видов инвестиций..

Основные направления  вмешательства государства в инвестиционный процесс следующие:

1. Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет о формировании благоприятной инвестиционной среды, а также с проведением выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, с защитой внутреннего и внешнего инвестора. Льготное налогообложение предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики.

2. Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах. Разработка «бюджета развития» как части федерального бюджета страны. «Локомотивный» характер государственных инвестиций.

3. Участие государства в создании инфраструктурных объектов, как основы эффективного частного предпринимательства.

Критерии оценки финансовой эффективности инвестиций:

- текущая приведенная стоимость,

- внутренняя норма рентабельности,

- срок окупаемости.

В практике принятия экономических решений могут применяться и другие критерии эффективности инвестиций, но названные выше приняты в качестве основных.


Регулирование иностранных инвестиций

Потенциально российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для  иностранного инвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка,  относительно  дешевую  рабочую  силу, слабую  конкуренцию  среди  иностранных  предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет  большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.

Основная масса инвестиций, приходится на предприятия топливной промышленности - 49,5%. Прежде всего речь идет о  нефтяной и  нефтеперерабатывающей промышленности, инвестиции в которые являются наиболее привлекательными в силу быстрой  окупаемости вложенного капитала.

Что касается других отраслей, то среди них наибольшей привлекательностью для  иностранных инвесторов пользуются торговля - 10 %, строительство 5%, деревообработка - 4%. На долю  всех остальных приходится около 30% всех инвестиций.

Неравномерным является распределение инвестиций по регионам страны. Подавляющая масса  сосредоточена в наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами в Москве, Петербурге, других крупных городах; минимальный уровень инвестиций в  Кавказском регионе.

Существующий объем иностранных инвестиций в России оценивается большинством  экспортеров как явно неудовлетворительный. По экспертным оценкам, реальных потребностей и возможностей, Россия могла бы  осваивать 12 млрд. дол. в год; идеальный вариант допускает даже 40-50 млрд. дол.

Гипотетическая привлекательность российского  рынка для иностранных  инвесторов  (прежде всего в связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает  сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую   неустойчивость. Публикуемый  ежегодно  английским  журналом  "Экономист"  рейтинг оценивает политическо-экономический риск в России в 90% по  сравнению с 30-40% для большинства европейских стран.

В число негативных факторов  входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций, приватизация  предприятий, ориентированная преимущественно на передачу прав администрации, а не  как средство привлечения зарубежного капитала, система налогов и тарифов, фискально  ориентированная, отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктуры  транспорта,  низкая  культура  ведения  бизнеса  со  стороны  российских партнеров,  коррупция в госструктурах и организованная преступность.

Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного  регулирования, проходящей стадию становления.

Исторически  нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных  инвестиций в Россию прошло несколько этапов.

Важное место занимают различного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить  стабильность инвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а  также эффективную защиту прав инвесторов.

Законодательство предусматривает определенный ряд льгот и, в частности, по  налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставной фонд, так же как и  имущества, ввозимого для собственного материального производства.  Предусматриваются дополнительные льготы, которые могут быть предоставлены в связи с  созданием свободных экономических зон. Российское правительство идет по пути создания таких свободных зон, которые могли бы  служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала.

Содействие иностранным инвестициям. Пока что уровень иностранных инвестиций остается в России очень низким по сравнению с другими странами с переходной экономикой, а также нарождающимися рынками, например, Китаем, Индией и странами Юго-восточной Азии. В настоящий момент иностранные инвестиции составляют чуть более миллиарда долларов, тогда как Китай привлекает суммы в 25 раз большие.

Хотя иностранные инвестиции, по-видимому, никогда не станут главным двигателем экономического подъема в России, все же, учитывая масштабы этой страны, они должны играть более важную роль в ее будущем развитии. Это в первую очередь касается  прямых иностранных инвестиций.  Благодаря им иностранные компании могут принести в Россию знания и опыт, освоить которые не составит для российских предприятий  большого труда. В качестве примера можно назвать рекламный бизнес или строительную индустрию, где российские компании быстро переняли методы работы западных коллег.

Медленный рост иностранных инвестиций отчасти объясняется теми же причинами, по которым остается низким уровень отечественных инвестиций. Хотя инвесторы располагают средствами для инвестиций, несовершенная правовая система, существующая в России, останавливает иностранных инвесторов  в еще большей степени, чем отечественных.

Иностранные инвестиции можно разделить на портфельные и прямые. Рассмотрим те и другие отдельно.

А. Портфельные иностранные инвестиции

Портфельные инвестиции  представляют собой вложения в прирост капитала, осуществляемые путем приобретения разного рода ценных бумаг. Иностранные портфельные инвестиции могут оказать внутренним инвестициям двоякую пользу. Во-первых, они освободят внутренние ресурсы, связанные на фондовом рынке. Во-вторых, они будут способствовать повышению курса акций, в результате чего выпуск  акций будет обеспечивать компаниям-эмитентам приток финансовых ресурсов в большем объеме.

Неясность в отношении прав акционеров является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающих портфельные инвестиции. Нельзя допускать случаи, когда акционеры исключаются из реестра или  объем выпуска акций увеличивается без ведома акционеров компании. Это  оказывает негативное воздействие на динамику портфельных инвестиций. Для увеличения объема портфельных инвестиций необходимы следующие меры:

- последовательная и предсказуемая инвестиционная политика правительства,

- развитие рынка свободно обращающихся акций и выпуск в продажу высоколиквидных активов,

- развитие института независимых реестров акционеров.

Кроме того необходимо совершенствование методологии и практики бухгалтерского учета, позволяющее потенциальным инвесторам составить более ясное представление о финансовом положении компаний.

Б.  Прямые иностранные инвестиции

В массе своей западные инвестиции в Россию являются прямыми. Прямые инвестиции - долгосрочные вложения капитала, не столь подверженные влиянию краткосрочных политических изменений. Как правило, они идут на реализацию конкретных инвестиционных проектов.  Осуществление большинства проектов прямого инвестирования сопряжено с высокими постоянными издержками, которые не позволяют инвесторам быстро изъять вложенный капитал.

В целях формирования в экономике страны благоприятной инвестиционной среды необходимо проведение  следующих мероприятий:

(1) Четкое определенные налоговых ставок и порядка предоставления лицензий. В настоящее время органы власти различных уровней, особенно местные, обладают правом устанавливать самые разнообразные налоги и лицензионные сборы.

Обсуждаемый в настоящее время  Налоговый кодекс дает возможность несколько улучшить ситуацию. Он предусматривает существенное уменьшение количества взимаемых налогов. При этом необходимо было бы четко определить, какие органы власти (какого уровня)  выдают какие лицензии или разрешения.

(2) Инвесторы, приобретающие значительную долю собственности действующей компании, должны иметь возможность  получать более полную информацию о своих деловых партнерах. Они должны иметь доступ к информации, проясняющей отношения собственности в российских компаниях.

Задача в области государственной политики в отношении к иностранным инвесторам состоит в первую очередь в  привлечении прямых иностранных инвестиций  в отрасли промышленности, выпускающие экспортозамещающую продукцию, а также в топливно-энергетический сектор. К сожалению, доля прямых иностранных инвестиций продолжает расти недостаточно быстрыми темпами.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать