1. Административные методы государственного регулирования проводятся
через расширение государственной собственности на материальные ресурсы,
управление государственными предприятиями и законотворчество.
Административные методы государственного регулирования находят эффективное
применение в таких основных областях [10, с. 176]:
- прямой контроль государства над монопольными рынками;
- административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;
- обеспечение экономической безопасности производства;
- разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
2. Экономические методы проводятся с помощью различных мер макроэкономической политики (например, прогнозирование, социальные программы и т.п.). Они подразделяются на методы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём планируемого воздействия на состояние национального кредита и денежного обращения.
Важнейшими элементами денежно-кредитной политики являются:
1. Операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа государственных ценных бумаг;
2. Учётно-процентная (дисконтная) политика, то есть регулирование величины процентной ставки, по которой коммерческие банки заимствуют деньги у Центрального банка;
3. Регулирование обязательной нормы банковского резервирования, то есть рост доли активов коммерческих банков, которая должна находиться в распоряжении Центрального банка.
Известны две основные разновидности денежно-кредитной политики:
1. Мягкая (стимулирующая), при которой Центральный банк скупает государственные ценные бумаги, снижает ставку рефинансирования и норму обязательного банковского резерва, тем самым стимулируя экономику через рост денежной массы.
2. Жёсткая (стабилизирующая), при которой Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги, повышая ставку процента и нормы банковского резерва, тем самым сдерживая инфляцию через изменение денежной массы и стабилизируя экономику.
Налогово-бюджетная политика – это комплекс взаимосвязанных
мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой
активности путём изменения государственных расходов и налогообложения.
Важнейшей категорией налогово-бюджетной политики является государственный
бюджет – это финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и
расходов государства за определённый период (обычно за год). Если расходы
больше доходов, то говорят о бюджетном дефиците. Если доходы больше
расходов – о бюджетном профиците. Помимо государственного бюджета принято
также различать региональный бюджет (штатов, республик) и местный бюджет
(муниципальных учреждений).
Основным источником поступления в бюджеты всех уровней являются налоги и сборы. Налог – это обязательный индивидуально – безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является условием совершения соответствующими органами юридически значимых действий в интересах уплатившего. По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые – это те налоги, которые взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения. Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем налогооблагаемого товара. По характеру накопления выделяют:
- прогрессивные налоги – это такое налогообложение, когда чем больше налогооблагаемая база, тем больше доля, которую приходиться отдавать в виде налога;
- регрессивные налоги - это такое налогообложение, когда приходиться
отдавать большую часть низкого дохода и незначительную часть высокого.
Обычно при этом налог в денежном выражении равен для всех плательщиков.
- пропорциональное налогообложение – это когда ставка налога постоянна при любой величине налогооблагаемой базы, но существует несколько фиксированных ставок для разных условий.
По уровню взимания различают федеральные, региональные и местные налоги.
Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.
2 Экономические школы о государственном регулировании экономики
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.
Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.
Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили
меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante – купец, торговец
– сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку
торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не
только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие
собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства,
судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в
производительный труд. [13, с.5] Меркантилисты утверждали, что главный
показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они
призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный
торговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты
подчёркивали исключительную роль государства в экономике, как основной
институт, способный управлять всеми экономическими процессами.
Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая
школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что
государство играет главную роль в регулировании экономических процессов.
Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния
граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно
собрать.
Как известно, родоначальником классической школы называют Адама
Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую
картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой
работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит
утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется
общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым
правилам.[13, с.10] В соответствии с классическим подходом государство
должно:
1. Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества;
2. Обеспечивать правосудие;
3. Создавать и содержать общественные учреждения.
В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом [4, с.10]. Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Таким образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.
В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США,
Джон Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег”
выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль
государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает
активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в
саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения
нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в
процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное
регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и
свободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией
[10, с. 202].
В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причиной
стало чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь
потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер
рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм
своего вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила
широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал
Милтон Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного
вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через
регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов,
считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность,
является изменение денежного запаса. Существует прямая связь между
количеством денег и уровнем цен, цены определяются количеством денег,
находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается
уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, и наоборот,
сокращается денежная масса – снижаются цены, т.е. при прочих равных
условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег [2, с.
193].
Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу об ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современной отечественной политэкономии считается именно вывод о необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы.
Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.